Косвенные налоги: сущность, назначение и организация взимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующих косвенных налогов в Российской Федерации, выявление проблем исчисления, взимания и пути их решения.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1. Изучение теоретических аспектов налогообложения;
2. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизы);
3. Рассмотрение проблем исчисления и взимания косвенных налогов и пути их решения.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты налогообложения

1. Экономическая сущность и функции налогов
6
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации и место в ней косвенных налогов
9
2. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов

1. Налог на добавленную стоимость
17
2. Акцизы
29
3. Проблемы исчисления и взимания косвенных налогов в Российской Федерации и пути их решения
36
Заключение 44
Список литературы 45
Приложение А. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации по видам 47
Приложение Б. Ставки налога на добавленную стоимость 48
Приложение В. Налоговые ставки на подакцизные товары

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Финансы..doc

— 279.00 Кб (Скачать)

     Региональные  налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов РФ, в которых определяются элементы налогообложения (налоговые ставки, порядок, льготы и сроки уплаты). Региональные налоги обязательны к уплате на территориях субъектов РФ.

     Аналогично, местные налоги обязательны к  уплате на территории муниципальных  образований. Представительные органы местного самоуправления в нормативно – правовых актах утверждают условия  налогообложения, которые обязательно  вытекают из статей Налогового кодекса РФ [19 с. 116].

     Налоговое законодательство РФ устанавливает  систему налогов и сборов, взимаемых  в бюджеты, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

    • Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
    • Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах;
    • Формы и методы налогового контроля;
    • Ответственность за совершение налоговых правонарушений;
    • Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

К основным федеральным налогам и сборам относятся:

  1. Налог на добавленную стоимость;
  2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья;
  3. Налог на доходы физических лиц (подоходный налог);
  4. Единый социальный налог;
  5. Налог на прибыль (доход) организаций;
  6. Налог на добычу полезных ископаемых;
  7. Водный налог;
  8. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  9. Государственная пошлина.

     Региональные  налоги и сборы субъектов Федерации  включают налог на имущество предприятий, транспортный налог и налог на игорный бизнес [19 с. 117].

     К местным налогам и сборам относят  налог на имущество физических лиц  и налог на землю.

     Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, которые относятся к федеральным налогам, в том числе:

    1. Упрощенная система налогообложения;
    2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей  (единый сельскохозяйственный налог);
    4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

     Специальные налоговые режимы предусматривают  освобождение налогоплательщиков от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов.

     Если  предусматриваются налоговые льготы, выделяют основания для их использования  налогоплательщиком.

     Юридические и физические лица, на которых возложены  обязанности по исчислению и удержанию, а также перечислению налогов в соответствующие бюджеты, называются налоговыми агентами.

     Объектами налогообложения являются реализация товаров, работ, услуг, имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

     Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации (предприятия, фирмы, компании) и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Каждый налог имеет свой объект или базу для налогообложения. Налоговая база представляет собой стоимостную или иную характеристику объекта налогообложения. Понятие налоговой ставки связано с единицей измерения налоговой базы.

     Для каждого вида налога устанавливается  налоговый период, сроки уплаты и  льготы для налогоплательщика. Основные правила и методики расчетов по налогам  изложены в Налоговом кодексе. Это нормативный документ, в котором даны определения показателей и объектов, учитываемых при расчете налогов. В частности, реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу. В определенных ситуациях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на безвозмездной основе тоже приравнивается к реализации.

     Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или  предназначенное для реализации. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением  имущественных прав), относящихся  к имуществу в соответствии с ГК РФ.

     Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют  материальное выражение и могут  быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физических лиц.

     Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

     Налоговая база предоставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая  база и порядок ее определения устанавливаются соответствующими статьями Налогового кодекса и Правительством РФ [16].

     Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы. Налоговые  ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом для каждого отдельного вида налога.

     Налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

     Порядок исчисления налогов таков. Налогоплательщик заполняет налоговую декларацию, самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащего уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот. Если в  соответствии с налоговым законодательством обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган или налогового агента, он направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

     При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Изменение срока  уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

     Льготами  по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельны налогоплательщикам преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

     Следует отметить, что каждый вид налога перечисляется в соответствии с бюджетной классификацией общей суммой или распределенной по долям между бюджетами различных уровней, утвержденным законодательно.

     Исторически в зависимости от  основания, заложенного  в сравнении налога по объектам обложения, они делятся на подоходно – поимущественные, в современном понимании – прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности.

     Одним из первых ученых, стоящих у истоков  налоговой науки, был У. Петти, сторонник  косвенного налогообложения и приводивший  доходы в пользу акцизов.

     Генеральный контролер (министр) финансов Франции  А. Тюрго, возражая против косвенных налогов, отмечал, что они нарушают свободу, правильный ход потребления, увеличивают издержки государства и дают преимущества иностранцам на внутреннем рынке.

     Прямым  налогами, утверждал А. Вагнер, называются те, где, согласно предположению или желанию законодателя, плательщик налога является носителем его, где, следовательно, переложение налогов не предполагается и еще менее является желанием законодателя, иногда даже запрещено и наказуемо. Напротив, косвенные – это налоги, где плательщик предположительно не является носителем налогов или даже намерено не должен им быть, а законодатель желает переложение на других, даже приказывает произвести его налогообложение.

     К. Маркс рекомендовал полную отмену косвенных  налогов и общую замену их прямыми налогами. Косвенные налоги повышают цены на товары, так как торговцы прибавляют к этим ценам не только сумму косвенных налогов, но и процент на прибыль и капитал, авансированный на их уплату.

     С.Ю. Витте выделял большую равномерность  прямых налогов по сравнению с косвенными, так как прямые налоги в большей степени соизмеряются с платежной способностью граждан. В итоге Витте делал вывод о том, что финансовая система любой страны должна базироваться на оптимальном сочетании прямых и косвенных налогов.

     Эволюция налоговой системы свидетельствует об определенной закономерности в развитии прямых и косвенных налогов и в соотношение между  на ними, которое менялось на различных этапах развития общества. В XIX – начале XX вв. главную роль играли косвенные налоги, отличавшиеся простотой взимания, стабильностью и регулярностью поступлений. С 20 – х годов XX в. Доминирующую роль начинают играть прямые налоги.

     В свою очередь прямые налоги делятся  на реальные, которыми облагается имущество, учитывающие среднюю, а не действительную доходность плательщика, и личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика.

     Косвенные налоги обычно подразделяются на следующие  виды:

    • Универсальные;
    • Индивидуальные;
    • Фискальные монопольные;
    • Таможенные пошлины.

     Универсальным косвенным налогам облагаются все  товары, работы и услуги. Классическими  примерами таких налогов являются налог на добавленную стоимость. Индивидуальным косвенным налогам  является акциз.

     В настоящее время деление налогов  на прямые и косвенные достаточно условное, при этом деление производится на основе принципа переложения налогов [18 с. 56]. 

  1. АНАЛИЗ  ИСЧИСЛЕНИЯ, ВЗИМАНИЯ ОСНОВНЫХ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ.
    1. Налог на добавленную стоимость.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) занимает особое место в сумме налоговых поступлений при формировании федерального бюджета. Налогоплательщиками НДС являются: организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от налога, если за три предшествующих календарных месяца выручка от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета этого налога не превысила в совокупности1 2 млн. руб.  Это положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары [19].

     Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:

  1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг);
  2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. Выполнение строительно – монтажных работ для собственного потребления;
  4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Информация о работе Косвенные налоги: сущность, назначение и организация взимания