Косвенные налоги: сущность, назначение и организация взимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующих косвенных налогов в Российской Федерации, выявление проблем исчисления, взимания и пути их решения.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1. Изучение теоретических аспектов налогообложения;
2. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизы);
3. Рассмотрение проблем исчисления и взимания косвенных налогов и пути их решения.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты налогообложения

1. Экономическая сущность и функции налогов
6
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации и место в ней косвенных налогов
9
2. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов

1. Налог на добавленную стоимость
17
2. Акцизы
29
3. Проблемы исчисления и взимания косвенных налогов в Российской Федерации и пути их решения
36
Заключение 44
Список литературы 45
Приложение А. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации по видам 47
Приложение Б. Ставки налога на добавленную стоимость 48
Приложение В. Налоговые ставки на подакцизные товары

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Финансы..doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 4
  1. Теоретические аспекты налогообложения
 
    1. Экономическая сущность и функции налогов
6
    1. Характеристика налоговой системы Российской Федерации и место в ней косвенных налогов
9
  1. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов
 
    1. Налог на добавленную стоимость
17
    1. Акцизы
29
  1. Проблемы исчисления и взимания косвенных налогов в Российской Федерации и пути их решения
36
Заключение 44
Список  литературы 45
Приложение  А. Поступление налогов, сборов и  иных обязательных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации по видам 47
Приложение  Б. Ставки налога на добавленную стоимость 48
Приложение  В. Налоговые ставки на подакцизные  товары 51
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Налоги  и сборы являются основным источником формирования бюджета любого государства. За счет налоговых поступлений финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

      Возможности финансовой стабилизации, во всяком случае – состояние доходной части бюджета, будет зависеть от двух весьма влияющих друг на друга критериев. Первый и основной из них – развитие налоговой базы, то есть общая ситуация в экономике, особенно в ее базовых отраслях; второй – налоговая система страны. Ибо от того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов и так далее, зависит обратное воздействие налоговой системы на налоговую базу. Есть еще и третий критерий – организация и эффективность налоговой службы государства.

      Проблема  налогов – одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы.

      Целью работы является изучение действующих  косвенных налогов в Российской Федерации, выявление проблем исчисления, взимания и пути их решения.

      Задачи  курсовой работы заключаются в следующем:

  1. Изучение теоретических аспектов налогообложения;
  2. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизы);
  3. Рассмотрение проблем исчисления и взимания косвенных налогов и пути их решения.

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

     Первая  глава посвящена теоретическим  аспектам налогообложения. Рассмотрена  экономическая сущность и функции  налогов, также приведена характеристика налоговой системы Российской Федерации и определено в ней место косвенных налогов.

     Вторая  глава посвящена анализу исчисления и взимания основных косвенных налогов. Детально рассмотрены основные косвенные  налоги, взимаемые на территории Российской Федерации такие, как налог на добавленную стоимость и акцизы.

     В третьей главе рассмотрены проблемы исчисления и взимания косвенных  налогов в Российской Федерации  и пути их решения.

     При написании работы были использованы учебники, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, нормативные акты по налогам, публикации в печати, данные сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
    1. Экономическая сущность и функции налогов.

     Налог являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, начиная с момента возникновения государства. Для государства налога выступают важнейшим источником мобилизации средств в казну. В Российской  Федерации доля налоговых доходов в формировании финансовых ресурсов страны составляет около 84%.

     Экономическая сущность налога заключается в относительно безвозмездном изъятии государством части валового национального дохода в виде обязательного взноса для  формирования денежных фондов (доходов). На современном этапе налоги являются основным источником формирования доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов [9 с. 46].

     Источником  налогов повсеместно служит вновь  созданная стоимость, то есть национальных доход, созданный в процессе производства трудом, капиталом, а также путем использования природных ресурсов. С помощью налогов часть вновь созданной стоимости становится собственностью государства и расходуется политической властью на управление, оборону страны, финансирование системы образования и медицины, социальные и другие цели.

     Взимание  налогов осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В Российской Федерации основными  нормативными актами в сфере налогообложения  является Налоговый кодекс Российской Федерации, действующие федеральные  законы о налогах и сборах и, принятые на их основе, налоговые законы субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 8, ч. I, гл. 1) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организацией и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений, лицензий.

     Помимо  налогов и сборов в России взимаются  также пошлины – государственная  и таможенная. Определение пошлины  в Налоговом кодексе отсутствует. Пошлину можно рассматривать как промежуточное понятие между налогом и сбором. Но все же пошлина по экономическому смыслу ближе с понятию «сбор». Так, например, государственная пошлина уплачивается в обязательном порядке при совершении в отношении организаций и физических лиц различных юридических действий. А, например, уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с этой территории товарно – материальных ценностей и транспортных средств.

     Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему страны.

     В условиях развитых рыночных отношений  налогам присущи различные функции. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом, реализуется общественное назначение экономической категории налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства [1].

     Важнейшей функцией налога является фискальная (fiscus – казна), проявляющаяся в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, позволяет государству вмешиваться в экономику, и этим обуславливает регулирующую функцию налогов.

     Регулирующая функция налогов предполагает систему государственного управления рыночной экономикой посредством налогов. Необходимость налогового регулирования экономических процессов определена рыночными отношениями.

     Фискальная  и регулирующая функции находятся  в тесной взаимосвязи. Однако каждая из этих функций отражает определенную сторону налоговых отношений. Так, фискальная функция отражает отношения  налогоплательщика к государству, а регулирующая – государства к налогоплательщику.

     Следующая функция налогов – контрольная. Она состоит в необходимости количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Эта функция выполняется в условиях обеспечения налоговой дисциплины плательщиков, то есть в уплате ими налогов своевременно и в полном объеме.

     Стимулирующая функция налогов реализуется  через систему льгот, преференций, налоговых вычетов и проявляется  в уменьшении налоговой базы, понижения налоговой ставки и так далее.

     Основные  принципы налогообложения были изложены А. Смитом еще 1776 году в его экономическом  труде «Исследования о природе  и причинах богатства народов»:

  1. Принцип справедливости предполагает всеобщность обложения, равномерность распределения налогов между плательщиками соразмерно их доходам;
  2. Принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были точно и заранее оговорены и известны;
  3. Принцип удобства уплаты означает, что налог должен взиматься в удобное для плательщика время и удобным для него способом;
  4. Принцип экономии заключается в сокращении издержек государства по взиманию налогов.

     Указанные принципы актуальны и сегодня, но их перечень дополнен принципами:

  • Однократности налогообложения, когда один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного и того же вида только один раз за определенный законом налоговый период;
  • Обеспечения достаточности и подвижности налогов в соответствии с объективными нуждами государства.

     Принципы  налогов реализуются посредством налоговой политики, которая представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики.

      Задачи  налоговой политики состоят в:

  • Обеспечении государства финансовыми ресурсами;
  • Создании условий для регулирования хозяйства страны в целом;
  • Сглаживании возникшего неравенства в уровнях доходов населения.
 
    1. Характеристика  налоговой системы  Российской Федерации 

      и место в ней  косвенных налогов.

     Налоговая система – совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. Налоговая системе более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико – правовыми показателями [9 с.47].

     Налоги  и сборы являются основной составляющей доходов бюджетов различных уровней. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж. Он взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Это осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства и его муниципальных образований.

     Сбор  также относится к обязательным взносам. Его уплата является одним  из условий совершения государственными органами или иными уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) в отношении плательщиков сборов (организаций и физических лиц).

     По  Налоговому кодексу выделены три  группы налогов и сборов, среди  них федеральные, региональные (субъектов  Российской Федерации) и местные. Федеральные  налоги и сборы обязательны к  уплате на всей территории страны.

Информация о работе Косвенные налоги: сущность, назначение и организация взимания