Косвенные налоги: сущность, назначение и организация взимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующих косвенных налогов в Российской Федерации, выявление проблем исчисления, взимания и пути их решения.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1. Изучение теоретических аспектов налогообложения;
2. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизы);
3. Рассмотрение проблем исчисления и взимания косвенных налогов и пути их решения.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты налогообложения

1. Экономическая сущность и функции налогов
6
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации и место в ней косвенных налогов
9
2. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов

1. Налог на добавленную стоимость
17
2. Акцизы
29
3. Проблемы исчисления и взимания косвенных налогов в Российской Федерации и пути их решения
36
Заключение 44
Список литературы 45
Приложение А. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации по видам 47
Приложение Б. Ставки налога на добавленную стоимость 48
Приложение В. Налоговые ставки на подакцизные товары

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Финансы..doc

— 279.00 Кб (Скачать)

     Статьей 3 Закона № 224-ФЗ внесены изменения  в Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ дополнен ст. 27.3 в которой установлен особый порядок применения норм п. 9 ст. 165 НК РФ. Он заключается в следующем. Если товары помещены под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. то срок представления документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, увеличивается на 90 дней. Это значит, что налогоплательщики, которые произвели экспортные отгрузки в указанный период, имеют право собирать пакет подтверждающих документов не 180 (как установлено п. 9 ст. 165 НК РФ), а 270 календарных дней с момента помещения товаров под соответствующие таможенные режимы. Соответственно, переносится и момент определения налоговой базы, предусмотренный п. 9 ст. 167 НК РФ. Указанные экспортеры обязаны начислить НДС по общеустановленной ставке (18 или 10%), если они не смогли на 271 – й календарный день собрать пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС.

     Одна  из поправок касается пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ. Согласно этому подпункту одним  из документов, подтверждающих правомерность  применения нулевой ставки НДС при  реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, является таможенная декларация (ее копия). С 2009 года вместо нее экспортеры могут представлять реестры таможенных деклараций:

     - при выпуске товаров в таможенном  режиме экспорта – реестр таможенных  деклараций, содержащий сведения  о фактически вывезенных товарах,  с отметками пограничного таможенного органа;

     - при вывозе товаров в таможенном  режиме экспорта трубопроводным  транспортом или по линиям  электропередачи, а также при  вывозе товаров (в том числе  не происходящих с территории  Российской Федерации) в таможенном  режиме экспорта через границу России с государством – участником Таможенного союза, на который таможенный контроль отменен, - реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками таможенного органа, подтверждающих факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

     Реестры таможенных деклараций должна представляться в порядке, установленном Минфином России по согласованию с Федеральной  таможенной службы.

     Одна  из поправок касается правил исчисления НДС по операциям, расчеты по которым осуществляются в неденежной форме. Согласно абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ при осуществлении товарообменных операций, взаимозачетах, при использовании в расчетах ценных бумаг покупатель обязан был сумму НДС, предъявленную ему поставщиком , уплачивать последнему отдельным платежным поручением. Только при выполнении этого условия покупатель мог применить налоговый вычет по НДС. С 2009 года это положение утратило силу.

     Одновременно  с этим отменена норма п. 2 ст. 172 НК РФ, согласно которой при использовании налогоплательщиком в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) собственного имущества к вычету можно было принять сумму НДС, фактически уплаченную налогоплательщиком, в случаях и в порядке, предусмотренных в п. 4 ст. 168 НК РФ.

     Таким образом, с 2009 года при осуществлении  неденежных расчетов с поставщиками не нужно перечислять сумму предъявленного НДС отдельным платежным поручением. То есть налоговые вычеты по таким  операциям применяются в общеустановленном порядке, а именно при выполнении следующих условий:

     - приобретенные товары, работы, услуги, имущественные права используются  организациями или предпринимателями  для осуществления операций, облагаемых  НДС;

     - налогоплательщику предъявлены  счета – фактуры с выделенной суммой НДС;

     - приобретенные товары, работы, услуги, имущественные права приняты  налогоплательщиком к учету.

     Новый порядок применения налоговых вычетов  действует в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету с 1 января 2009 года. Если товары (работы, услуги), имущественные права приобретены и приняты к учету до 31 декабря 2008 года, а расчеты за них в неденежной форме осуществлены после 1 января 2009 года, налоговые вычеты по таким приобретениям осуществляются в соответствии с гл. 21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав. Об этом сказано в п. 12 ст. 9 Закона № 224 – ФЗ.

     Важные  изменения затронули п. 5 ст. 172 НК РФ. До внесения поправок из этого пункта следовало, что налогоплательщики  могли принять к вычету сумму  НДС, исчисленную со стоимости выполненных  строительно – монтажных работ  для собственного потребления, только после уплаты налога в бюджет. Теперь согласно новой редакции указанного пункта налогоплательщики, осуществляющие строительно – монтажные работы для собственного потребления, имеют право применить налоговый вычет на момент определения налоговой базы, указанный в п. 10 ст. 167 НК РФ, то есть на последнее число каждого налогового периода. На практике это означает, что налогоплательщики, осуществляющие СМР хозспособом, в последний день каждого квартала должны начислить НДС к уплате в бюджет и одновременно могут принять сумму этого налога к вычету.

     Изложенный  выше порядок не применяется, если до 1 января 2009 года налогоплательщик не предъявил  к вычету суммы налога, исчисленные  по строительно – монтажным работам  для собственного потребления, выполненным  с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года. Вычет этих сумм налога производится по правилам, которые были предусмотрены в п. 5 ст. 172 НК РФ до внесения в него изменений, то есть сумма налога предъявляется к вычету после уплаты начисленного налога в бюджет. Об этом сказано в п. 13 ст. 9 Закона № 224 – ФЗ.

     Анализируя  налог на добавленную стоимость, за последние три года наблюдается, что поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году 34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году.

     Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и  по сравнению с 2007 годом снизились  на 392 млрд. рублей или на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Федеральной налоговой службы, составляет 107,7%. Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что показывает рост на 6млрд. рублей или на 17,4%, чем в 2007 году.

     Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 178,2 млрд. рублей или на 18%. Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь в 2009 году поступило 30,6 млрд. рублей, что на 9,7 млрд. рублей или на 24% меньше, чем в 2008 году.

     На  диаграмме видна основная масса  администрируемых Федеральной налоговой  службы России доходов федерального бюджета обеспечена поступлением налога на добавленную стоимость.

     

     Из  диаграммы видно, что удельный вес  налога на добавленную стоимость:

    • В 2007 году составляет 38,51%;
    • В 2008 году составляет 25,73%;
    • В 2009 году составляет 40,57%.
 
    1. Акцизы.

     Этот  налог связан с операциями с подакцизными товарами, в том числе при их перемещении через таможенную границу. Плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели. Состав подакцизных товаров приведен в Налоговом кодексе. В этом перечне находятся:

    • Спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, и спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;
    • Алкогольная продукция и пиво, табачная продукция;
    • Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт;
    • Автомобильный бензин, дизельное топливо;
    • Моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;
    • Прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья).

     Налоговые ставки приведены в приложении В.

     При этом уточню, что многие лекарственные, лечебно – профилактические, диагностические  средства, препараты ветеринарного  назначения, парфюмерно – косметическая  продукция, которые прошли государственную  регистрацию, не рассматриваются как  подакцизные товары [8].

      Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:

  1. Реализация на территории страны производственных подакцизных товаров, в том числе предметов залога, и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
  2. Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и безвозмездной основах;
  3. Передача производственных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику сырья либо другим лицам;
  4. Передача в структуре организации производственных подакцизных товаров для дальнейшего производства неакцизных товаров, за исключением передачи производственного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии;
  5. Передача производственных подакцизных товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  6. Передача производственных подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации;
  7. Передача производственных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  8. Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию;
  9. Получение денатурированного этилового спирта, прямогонного бензина организацией.

     При этом ряд операций освобождается  от налогообложения, например передача подакцизных товаров одним структурным подразделением для производства других подакцизных товаров другому структурному подразделению этой организации или реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.

     Налоговая база определяется несколькими способами. По подакцизным товаром, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, в качестве налоговой базы используют объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении [9 с. 49].

     По  подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, учитывают стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров (без учета акциза и налога на добавленную стоимость).

     Применяется и расчетная стоимость реализованных  подакцизных товаров исходя из максимальных розничных цен, например для исчисления акциза по табачным изделиям. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется:

    1. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
    2. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, - как сумма их таможенной стоимости, с которой платится таможенная пошлина.

     Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров. Налоговым  периодом признается календарный месяц. Можно выделить два варианта налоговых  ставок: твердые (специфические в денежном выражении) ставки и адвалорные (в процентах).

     Сумма акциза равна произведению налоговой  ставки на налоговую базу. Эти суммы  при реализации подакцизных товаров  выделяются в счета – фактурах. Они принимаются к вычету при  расчете платежей  по налогу на прибыль. Суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, учитываются в стоимости указанных подакцизных товаров.

     Вычетам подлежат суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию.

Информация о работе Косвенные налоги: сущность, назначение и организация взимания