Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:18, контрольная работа
1. Виды и типы внутрифирменного планирования.
2. Прогнозирование и планирование финансов.
Задание
Рассчитать прогнозное значение объема выпуска продукции по одиночному временному ряду.
Активное воздействие финансового планирования на повышение эффективности общественного производства и каждого хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий. Эти методы динамичные, постоянно развиваются одновременно с развитием общего познания мира, конкретных наук, а также с оценкой приобретенного опыта. В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие методы: метод экономического анализа, коэффициентный (т. е. финансовых расчетов с помощью коэффициентов), нормативный, экспертных оценок, программно-целевой и экономико-математическое моделирование, балансовый метод.
В качестве исходного для разработки финансовых планов используется экономический анализ движения финансовых ресурсов за истекший период. Он производится во взаимной увязке с производственными заданиями, что дает возможность выявить тенденции развития и причины отклонений полученных показателей от планов-проектов. Экономический анализ — первый этап планирования и действенный способ оценки исходного уровня доходов, расходов, резервов, изучения результативности действующих финансовых отношений.
Основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных и натуральных пропорций и разных показателей. С помощью балансового метода достигается некоторая синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, предупреждаются возможные диспропорции между расходами и поступлениями денежных средств в определенные отрезки времени. Методы сбалансирования финансовых планов должны базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого экономического или социального эффекта.
Реальность и обоснованность финансовых заданий, отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.
Основным
продуктом финансового
Многообразие задач, решаемых звеньями финансовой системы, отдельными ведомствами, предприятиями, организациями в области финансов, вызывает существенные различия в образовании, распределении фондов денежных средств и опосредующих их финансовых отношениях. Это, естественно, находит отражение в разработке многочисленных финансовых планов, отличающихся по форме и содержанию.
Для приведения большого количества финансовых планов, разрабатываемых на всех уровнях управления, в определенную систему, их целесообразно классифицировать по многим признакам. В экономической литературе они объединяются в две основные группы: централизованные (общегосударственные) и децентрализованные планы.
Централизованные финансовые планы обосновывают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы, осуществляемые финансовой системой государства. По форме они всегда являются сводными планами, однако, этот признак не единственный. Сводный характер имеют также финансовые планы министерств, ведомств, но поскольку они прогнозируют движение финансовых ресурсов лишь в пределах конкретной отрасли, ведомства, то относятся к децентрализованным планам. Централизованные финансовые планы отличаются, прежде всего, своим содержанием, объектом и сферой движения ресурсов, методами планирования и назначением. Централизованные финансовые плены содержат следующие существенные признаки:
- объект — общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне;
-
охват — сфера финансовой
-
основная цель — обоснование
финансовой политики
Количество централизованных финансовых планов, их формы, содержание во многом зависят от построения финансовой системы соответствующего государства, отдельными звеньями финансовой системы, а также от особенностей перераспределительных процессов, осуществляемых в конкретном периоде с помощью финансов. Централизованные финансовые планы играют важную роль в государственном регулировании экономическими и социальными процессами. Именно они позволяют принимать обоснованные решения по использованию косвенных методов регулирования экономикой, поскольку дают возможность предвидеть их последствия, конечные результаты.
Важнейшим централизованным финансовым планом, распространенным во всех странах мира, является государственный бюджет. Необходимость его разработки вызвана потребностью определения источников и объема денежных ресурсов государства и их рационального распределения для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджет признан основным централизованным финансовым планом по своей значимости и величине перераспределяемых ресурсов. Во многих странах через бюджет перераспределяется почти половина (иногда и больше) произведенного национального дохода и аккумулируется в нем более 2/3 всех денежных средств государства. Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов, так как он активно влияет на их формирование и выполнение, координирует их, определяя взаимоотношения государства с разными звеньями, субъектами хозяйства и населением. Бюджет играет важную роль в выполнении намечаемых общегосударственных экономических и социальных программ, а значит, и в реализации функций государства, его внутренней и внешней политики.
Бюджет
разрабатывается в форме
Финансовый план соответствующих фондов состоит из двух частей: доходов и расходов. Например, в финансовом плане фонда социальной защиты в доходах отражаются остатки средств на начало года и все поступления страховых взносов от юридических и физических лиц, ассигнования из республиканского бюджета (на выплату пенсий и пособий военнослужащим и на другие расходы в соответствии с законодательством), добровольные взносы, средства от инвестиционных вложений, операций с ценными бумагами и другие. В расходной части планируются направления ресурсов на выплату пенсий, пособии по социальному страхованию, оздоровление населения, оказание материальной помощи нетрудоспособным гражданам, содержание органов управления и т. п.
Централизованные финансовые планы различаются не только по звеньям финансовой системы, но и по уровню движения финансовых ресурсов: общегосударственные или отдельных регионов (республиканские и местные).
Количество децентрализованных финансовых планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию чем централизованные. Это финансовые планы многочисленных, разных по своей деятельности, типу организации, методам управления и финансирования предприятий, организаций, учреждений, ведомств. Общность децентрализованных финансовых планов заключается в их способности обосновать индивидуальный кругооборот денежных средств конкретного субъекта хозяйствования, отсюда следует их особое назначение — определять доходы и расходы данного объекта, финансовые результаты его деятельности и соответствующие отношения, опосредующие движение финансовых ресурсов.
В основу группировки децентрализованных финансовых планов могут быть положены разные признаки, оказывающие воздействие на состав доходов, расходов и методику их исчисления, а также формирование финансовых взаимоотношений с государством и всеми участниками воспроизводственного процесса. К ним можно отнести, прежде всего, форму собственности. Так, различаются финансовые планы государственных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, совместных, иностранных предприятий, частных фирм, общественных организаций.
При некоторой общности предприятий каждой из этих групп финансовые планы отдельных субъектов отличаются по форме и содержанию в связи с отраслевыми особенностями, спецификой производства, сферой деятельности предприятия, его типа и размера. Известно, что отрасль хозяйства, вид деятельности, метод управления (коммерческий расчет или бюджетное финансирование) существенно влияют на источники финансирования, состав, структуру доходов и затрат. Поэтому целесообразно их группировать и по отраслевому, ведомственному признаку, по форме управления, а также видам предприятий (объединения, концерны, крупные, средние, малые предприятия и т. п.).
Финансовые планы бюджетных учреждений носят название смет и определяют в основном их расходы, а в случаях поступления дополнительных источников доходов разрабатываются приходно-расходные сметы, обосновывающие все поступления и расходы по хозяйственной деятельности. Предприятия и организации, работающие на коммерческом (хозяйственном) расчете, в нашей республике раньше составляли финансовые планы в виде балансов «доходов и расходов». В их доходной части определялись: «прибыль», "амортизация" и некоторые другие поступления, в расходной — «затраты, производимые за счет этих поступлений». Часть баланса «взаимоотношения предприятия с бюджетом» (балансирующая два первых раздела — «доходы» и «расходы») показывала платежи в бюджет и ассигнования из бюджета (при их наличии).
При переходе к рынку возросло значение и внутрифирменного финансового планирования как решающего условия эффективного управления деятельностью предприятия. В настоящее время в Республике Беларусь многие фирмы, акционерные общества и другие предприятия стали переходить на общемировые стандарты и в финансовом планировании. Речь идет о разработке бизнес-плана, в котором важное место принадлежит финансовому обеспечению всех намечаемых мероприятий. С этой целью составляется финансовый план и стратегия финансирования.
Финансовый бизнес-план включает ряд таблиц и балансов: прогноз реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс денежных расходов и доходов. Некоторые предприятия дополнительно разрабатывают прогнозный баланс активов и пассивов и график (расчет достижения безубыточности). Стратегия финансирования обосновывается при прогнозировании вложений в расширение или перевооружение производства (источники, методы финансирования инвестиций и их окупаемость).
Все виды финансовых планов в зависимости от периода их действия подразделяются на перспективные, текущие и оперативные. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды. Текущие финансовые планы — это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени. В настоящее время решающее место в управлении текущей финансовой деятельностью отводится годовым планам (особенно в условиях высокой инфляции). Централизованные финансовые планы в основном разрабатываются на год с разбивкой по кварталам, и только долгосрочные общегосударственные программы должны учитывать источники финансирования, расходы на весь период действия проекта.
Во внутрифирменном финансовом планировании задания, как правило, разрабатываются на 3 года. В текущем году показатели конкретизируются по месяцам, во втором году — по кварталам, а в третьем — носят общий характер прогноза на год. Важное место в управлении финансовой деятельностью предприятия имеют оперативные планы, т. е. кратковременные прогнозы поступления доходов, возможности покрытия текущих платежей и т. п.
Для достижения непрерывности в планировании многие зарубежные фирмы используют методы постоянного передвижения своих плановых заданий, передвигая периоды их действия на последующие три года. При этом учитываются достижения прошлого периода, складывающаяся ситуация и прогрессивные перспективы развития.
Взаимосвязанные
между собой во времени и пространстве
многочисленные финансовые планы составляют
систему финансовых планов, которая развивается
и совершенствуется в соответствии с требованиями
каждого этапа экономического развития.
Задание