Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа
Таким образом, главной целью данной курсовой работы можно считать эксперименты по применению концепции «риск - доходность» и определение ее целесообразности в связи с изменениями рисков и рынков.
В рамках поставленной цели в курсовой работе обозначены следующие задачи:
-писать модель САРМ;
-выявить и коротко рассмотреть существующие аналоги данной модели;
-на основе данных компании, применить модель САРМ и проанализировать полученные данные.
Введение 3
1 Понятие, сущность и цели модели CAPM 6
1.1 Понятие и сущность модели CAPM 6
1.2 Процесс расчета модели CAPM 9
1.3 Двухфакторная модель CAPM в версии Блэка 12
2 Эмпирические исследования возможности применения модели CAPM 18
2.1 Краткая характеристика организации и анализ основных показателей ее хозяйственной деятельности на….. 18
2.2 Применение эконометрического аппарата для оценки риска и доходности на…. 30
3 Направления улучшения деятельности ЗАО «ОПИКА» 43
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложения
Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции, работ, услуг (формула 2.1)
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, проведем соответствующие расчеты (формулы 2.1 - 2.4).
В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:
DРпв = [(В – Со – КРо – УРо)/В – (Во – Со – КРо – УРо/Во)/Во]*100% , (2.1)
где В1 и Во – отчетная и базисная выручка,
С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость,
КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы,
УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
DРпв = [(14 011,8 – 8 479,7 – 432,9 – 1 220,8) /14 011,8 – (11 476,1 – 8 479,7 – 432,9 – 1 220,8) / 11 476,1 ] *100% = +16%
В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность выросла на 16%.
DРпс = [(В1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1]*100%, (2.2)
где В1 и Во – отчетная и базисная выручка,
С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость,
КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы,
УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
DРпс = [(14 011,8 – 9 452,2 – 432,9 – 1 220,8) / 14 011,8 – (14 011,8 – 8 479,7 – 432,9 – 1 220,8 ) / 14 011,8 ] *100% = - 6,94%
Повышение себестоимости продукции, работ, услуг привело к снижению рентабельности продаж на 6,94%.
3. Влияние изменения коммерческих расходов:
DРпкр = [(В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1]*100%, (2.3)
где В1 и Во – отчетная и базисная выручка,
С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость,
КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы,
УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
DРпкр = [(14 011,8 – 9 452,2 – 588,5 – 1 220,8) / 14 011,8 – (14 011,8 – 9 452,2 – 432,9 – 1 220,8) / 14 011,8 ]*100% = -1,11%
За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 1,11%.
4.Влияние изменения управленческих расходов:
DРпур = [(В1 – С1 – КР1 – УР1)/В1 – (В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1]*100% , (2.4)
где В1 и Во – отчетная и базисная выручка,
С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость,
КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы,
УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
DРпур = [(14 011,8 – 9 452,2 – 588,5 – 1 799,3) / 14 011,8 – (14 011,8 – 9 452,2 – 588,5 – 1 220,8) / 14 011,8]* 100% = -4,15%
В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж снизилась на 4,15 %.
Общее влияние всех факторов составит:
DРпобщ = 16,0 – 6,94 – 1,11 – 4,15 = 3,8%
Для наглядности представим результаты расчетов в виде таблицы 2.3.
Таблица 2.3 – Влияние различных факторов на изменение рентабельности продаж ЗАО «ОПИКА» в 2011 г. по сравнению с 2010 г.
Факторы |
Изменение рентабельности продаж,% |
1 Изменение выручки от реализации |
+16,0 |
2 Изменение себестоимости продукции, работ, услуг |
-6,94 |
3 Изменение коммерческих расходов |
-1,11 |
4 Изменение управленческих расходов |
-4,15 |
Общее |
+3,8 |
Источник: собственная разработка на основе Приложений А-Е
По рассчитанным
выше показателям
Для анализа влияния отдельных факторов на уровень общей рентабельности необходимо составить следующую таблицу 2.4.
Таблица 2.4 – Исходные данные для анализа общей рентабельности ЗАО «ОПИКА»
№ |
Наименование показателей |
Значение показателей | ||
Отчет 2009 г. |
Отчет 2010 г. |
Отчет 2011 г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Балансовая прибыль, млн. руб. |
1190 |
1375,6 |
2067,7 |
2 |
Объем реализованной продукции, работ, услуг, млн. руб. |
9618,8 |
11476,1 |
14011,8 |
3 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. |
3490,5 |
3679,3 |
3704,7 |
4 |
Средние остатки оборотных средств, млн. руб. |
3216,0 |
3439,6 |
3970,3 |
5 |
Фондоотдача основных производственных фондов, руб. |
2,97 |
3,12 |
3,78 |
6 |
Фондоёмкость, руб. |
0,26 |
0,32 |
0,26 |
Окончание таблицы 2.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Количество оборотов нормируемых оборотных средств, число оборотов |
3,12843 |
3,336464 |
3,529154 |
8 |
Коэффициент закрепления оборотных средств, доли единиц |
0,27 |
0,3 |
0,28 |
9 |
Прибыль на 1 руб. реализованной продукции, работ, услуг, руб. |
0,12 |
0,09 |
0,104 |
10 |
Уровень общей рентабельности, % |
17,5 |
19,3 |
26,9 |
Источник: собственная разработка на основе Приложений А-Е
Основные расчёты:
Фондоотдача основных производственных фондов, руб. = Объем реализованной продукции, работ, услуг / Среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
ФОПФ
=Vреал. пр. раб. усл./ ОПФср.год.,
где ФОПФ – фондоотдача основных производственных фондов,
Vреал. пр. раб. усл – объем реализованной продукции, работ, услуг,
ОПФср.год. – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
ФОПФ2009 = 9 618,8 / 3 490,5 = 2,97 руб.
ФОПФ2010 = 11 476,1 / 3 679,3 = 3,12 руб.
ФОПФ2011 = 14 011,8 / 3 704,7 = 3,78 руб.
Фондоемкость, руб. = Среднегодовая стоимость основных производственных фондов / Объем реализованной продукции, работ, услуг.
Е0 = 3 679,3 / 11 476,1 = 0,32 руб.
Е1 = 3 704,7 / 14 011,8 = 0,26 руб.
Количество оборотов нормируемых оборотных средств, число оборотов = Объем реализованной продукции, работ, услуг / Средние остатки оборотных средств.
Ч0 = 11 476,1 / 3 439,6 = 3,336464 оборотов
Ч1 = 14 011,8 / 3 970,3 = 3,529154 оборотов
Коэффициент закрепления оборотных средств, доли единиц = Средние остатки оборотных средств / Объем реализованной продукции, работ, услуг.
К0 = 3 439,6 / 11 476,1 = 0,3
К1 = 3 970,3 / 14 011,8 = 0,28
Прибыль на 1 руб. реализованной продукции, работ, услуг, руб. = Балансовая прибыль / Объем реализованной продукции, работ, услуг.
П0 = 1 375,6 / 11 476,1 = 0,12 руб.
П1 = 2 067,7 / 14 011,8 = 0,15 руб.
Уровень общей рентабельности, % = Балансовая прибыль / (Среднегодовая стоимость основных производственных фондов + Средние остатки оборотных средств ) * 100
R0 = 1 375,6 / (3 679,3 + 3 439,6) = 1 375,6 / 7 118,9* 100 = 19,3%
R1 = 2 067,7 / (3 704,7 + 3 970,3) = 2 067,7 / 7 675* 100 = 26,9%
Анализ таблицы 2.4 показывает, что уровень общей рентабельности увеличился в отчётном периоде по сравнению с базовым: DRОБЩ = R1 – R0 = = 26,9 – 19,3 = 7,6%
Построим факторную модель изменения рентабельности.
DR1 = 24,19 – 19,32 = 4,87%
В связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции, работ, услуг общая рентабельность возросла на 4,87%.
2. Определяем влияние фондоёмкости:
DR2 = 26,78 – 24,19 = 2,59%
Уменьшение фондоёмкости
привело к росту общей
3. Определяем влияние коэффициента закрепления оборотных средств:
DR3 = 26,94 – 26,78 = 0,16%
За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность возросла на 0,16 %.
Общее влияние всех факторов составит:
DRОБЩ = 4,87+2,59+ 0,16=7,62%
С учетом округления принимаем расчет как верный.
Проведем анализ коэффициентов чистой номинальной стоимости активов (ЧНСА) (таблица 2.5) используя данные формы № 1 «Баланс предприятия», а также данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также расчета стоимости чистых активов предприятия за 2010 и 2011 годы.
Таблица 2.5 – Анализ коэффициентов чистой номинальной стоимости активов ЗАО «ОПИКА» за 2010-2011 гг.
Показатель |
2009 год |
Отклонения | ||
2010 год |
2011 год | |||
Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом косвенных налогов) (млн. руб) |
5311,8 |
6641,5 |
9456,4 |
+2814,9 |
Чистая номинальная стоимость активов (млн. руб) |
4108,2 |
4812,1 |
5598 |
+785,9 |
Коэффициент Чистой номинальной стоимости активов (стр. 1 / стр. 2) |
1,29 |
1,38 |
1,69 |
+0,31 |
Источник: собственная разработка на основе Приложений А-Е
Чистая номинальная стоимость активов рассчитана по средней арифметической.
За 2010 год ЧНСА составил:
ЧНСА = (3 822,6 + 3 679,3 + (2 949,7 – 2 564,9) + (3 439,6 – 1 702,0)) / 2 = = 4 812,1 тыс. руб.
За 2011 год ЧНСА составил:
ЧНСА = (3 679,3 + 3 704,7 + (3 439,6 – 1 702) + (3 970,3 – 1 896)) / 2 = = 5 598 тыс.руб.
Как видно из таблицы 2.5 темп, с которым номинальная стоимость превращается в доходы от продаж, увеличился в 2011 году по сравнению с 2010 годам на 0,31 пункта (1,69 – 1,38). Это произошло в результате того, что увеличились в абсолютном выражении выручка от реализации продукции, работ, услуг на 2814,9 тыс. руб. (9456,4 – 6641,5), а также чистая номинальная стоимость активов на 785,9 млн. руб. (5598 – 4812,1).
По данным предприятия, абсолютная величина оборотных активов увеличилась на 489,9 млн. руб. При этом основную часть составляют запасы и затраты – 34,4%. Стоимость внеоборотных активов за 2010 год снизилась на 143,3 млн. руб.
Капитал предприятия за 2010 год увеличился на 9,3%, на конец 2011 года обязательства составили 46,7% в валюте баланса. При этом оборотные активы ЗАО «ОПИКА» увеличились на 530,7 млн. руб., а стоимость внеоборотных активов уменьшились на 25,4 млн. руб.
Таблица 2.6 – Темпы роста основных экономических показателей деятельности ЗАО «ОПИКА» за 2010-2011 год
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Темпы роста,% |
Прибыль от реализации, млн. руб. |
318,7 |
757,3 |
237,6 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
1025,7 |
2067,7 |
201,6 |
Прибыль от основной деятельности, млн. руб. |
1349,6 |
2153,9 |
159,6 |
Средний собственный капитал, млн. руб. |
3132,2 |
4092,7 |
130,6 |
Средний оборотный (рабочий) капитал, млн. руб. |
3439,6 |
3970,3 |
115,4 |
Источник: собственная разработка на основе Приложений А-Е
Данные таблицы 2.6 показывают, что темпы роста валовой прибыли от реализации, чистой прибыли и прибыли от основной деятельности роста превышают темпы роста среднего собственного капитала и среднего оборотного капитала за 2011 год. Чем выше разница между темпами роста капитала и темпами роста прибыли, тем заметнее повышение уровня рентабельности капитала.