Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:29, реферат
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.
сторон. Пациент получает возможность выбора независимого защитника своих
интересов при получении медицинской помощи.
Каждому застрахованному или
ОМС, страховой медицинской организацией выдается страховой медицинский полис
обязательного медицинского страхования. На территории РФ действует страховой
полис обязательного медицинского
страхования единого образца.[
Система ОМС очень многолика, многофакторна и сложна, так как ее
инфраструктура вбирает
экономических проблем, и каждая их этих моделей может иметь несколько типов
реализации, зависящих от вариантов финансового взаимодействия подсистем,
входящих в систему ОМС, наличие связей различного характера между ними,
влияние подсистем на обеспечение государственной политики в деле внедрения
ОМС. Базисом каждой системы ОМС является порядок движения финансовых средств
от страхователя в медицинские учреждения на возмещение затрат последних за
оказанную медицинскую помощь при наступлении страхового события.
Законодательной базой предусмотрено 3 варианта движения финансовых средств:
1. движение
финансового потока от
страховые медицинские организации в медицинские учреждения;
2. финансирование
медицинских учреждений
страховые медицинские организации
и непосредственно
Всеобщность страхования обеспечивается
филиалами территориальных
3. финансирование
медицинских учреждений
территориальным фондом. Функции страховщика
выполняют филиалы
фондов ОМС.
Существование различных схем финансовых
потоков обусловлено рядом
том числе:
·
территорий к внедрению
·
·
особенностями регионов;
·
В настоящее время в России предпринимается попытка перехода от
государственной (бюджетной) системы финансирования медицинской помощи к
финансированию через систему обязательного медицинского страхования.
Немаловажным фактором является создание основы системы ОМС на уровне
субъекта РФ, что позволит урегулировать взаимоотношения «центра» и «
регионов» в отношении разделения полномочий в системе здравоохранения, а не
территориальном уровне осуществлять выравнивание финансовых средств
территорий, необходимых для реализации программ ОМС.
Основной смысл проводимых в здравоохранении преобразований заключается в
создании медицинских услуг при соблюдении принципа общественной солидарности
и удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи.
В нашей стране в течение многих
десятилетий господствовал
финансирования
зависело от финансирования. Принятие Закона РФ « О медицинском страховании
граждан РФ» означало отказ от остаточного принципа финансирования
здравоохранения и формирования финансовых ресурсов для развития этой отрасли
на стадии распределения стоимости продукта и включения затрат на
здравоохранение в себестоимость продукции.
Внедрение системы ОМС расширяет права граждан на выбор лечебных учреждений и
врача, позволяет более эффективно использовать средства здравоохранения.
Законом определено, что обязательное медицинское страхование является формой
социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам России
равные возможности в
предоставляемой за счет средств, в объемах и на условиях соответствующих
программ ОМС. Каждый регион осуществляет переход к обязательному медицинскому
страхованию в силу своего понимания проблемы и самостоятельно выбирает
конкретную схему такого перехода.[7.c.39] Наиболее распространенной является
следующая схема:
В связи с введением
определения размера страховых тарифов и объема страховых фондов по ОМС.
Правильно рассчитанная тарифная ставка обеспечивает финансовую устойчивость
страховых операций. На сегодняшний день наиболее разработан лишь механизм
формирования фонда
плательщики взносов – работодатели,
предприниматели без
юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой, и граждане,
использующие труд наемных рабочих. Облагаемой базой является начисленная
оплата труда по всем основаниям, включая сверхурочную работу, работу в
выходные и праздничные дни, оплату за совместительство. Ставка страховых
взносов составляет 3,6 % , в том числе 0,2 % поступает в федеральный фонд и
3,4% остается на местах. Взносы
на неработающее население
местные власти.
Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-
ставкой. Она состоит из совокупности нетто ставки и нагрузки. В основу
расчета рисковой нетто-ставки заложена стоимость курса лечения и вероятность
наступления страхового случая. Вероятность обращения в лечебные учреждения и
вызова скорой помощи была изучена на основе пятилетней статистики и
экспертной оценки.
Рисковая нетто-ставка выражает часть страхового взноса в денежной форме,
предназначенную на покрытие риска
Вторая часть страхового тарифа, нагрузка, составляет 30% брутто-ставки и
включает расходы на превентивные мероприятия – 5%, расходы на ведение дел
страховой компании – 10%. Прибыль в структуру тарифной ставки ОМС не
закладывается.
Превентивные расходы
физкультурных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, оздоровление
производственной и бытовой сферы среди застрахованных по ОМС.
Каждый регион самостоятельно разрабатывает и утверждает тарифы на
медицинские услуги. При этом заработная плата в тарифе на конкретную услугу
при одинаковой сложности не зависит от категории стационара. Тарифы на
услуги, не вошедшие в клинико-статистические группы, рассчитываются
дополнительно. Тарифы даже не предусматривают затрат на ремонт оборудования,
не говоря уже о финансировании развития материально-технической базы
здравоохранения. Лишь небольшая часть больниц и поликлиник оборудованы
современной аппаратурой, 38 % амбулаторно-поликлинических учреждений
находятся в неприспособленных помещениях, не имеют современных
диагностических центров, кабинетов физиотерапии и т.д. и еще очень много
нерешенных вопросов.
Если проанализировать функционирование фонда медицинского страхования в
целом, то можно сказать, что по сравнению с предыдущим годом поступления в
фонд увеличились на 45,5%, впрочем, увеличились и расходы – на 45,9% больше,
чем в предыдущем году. Что касается структуры расходов ФОМСа, то здесь
основное направление – это
субвенции территориальным
числа расходов), на втором месте – финансирование целевых программ ОМС и
отдельных мероприятий по здравоохранению (14,6% от всех расходов), остальные
расходы идут на финансирование исполнительной дирекции фонда (1,2%) и
финансирование по созданию и совершенствованию информационной системы фонда
(1,3%). Причем, необходимо отметить,
что увеличение расходной
пошло в основном на увеличение субвенций территориальным фондам и
финансирования целевых
в 1,4 и 2,5 раза соответственно).[13.]
Глава 3. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и
перспективы их решения.
3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
Одной из самых серьезных проблем в деятельности ПФ РФ остается проблема
инвестирования пенсионных денег. Члены совета по пенсионной реформе не пришли
к единому мнению в отношении законопроектов о профессиональных пенсиях и об
инвестировании средств для накопительных пенсий.
Основная претензия к
недостаточная прозрачность прописанных в нем механизмов. Законопроект в
нынешнем виде не может обеспечить прозрачность инвестиций, абсолютные
государственные гарантии и эффективные механизмы инвестирования в наиболее
доходные и прибыльные сферы. Тем более, что даже среди разработчиков закона
нет согласия по поводу того, в какие именно финансовые инструменты должны
инвестироваться средства Пенсионного фонда, какие финансовые институты,
государственные или частные, будут при этом задействованы, где эти средства
должны работать – в России или за рубежом, каков должен быть государственный
контроль, как следует гарантировать их сохранность и прочее. Эти недоработки
очевидны, однако на сегодняшний день не предложено никаких реальных
альтернатив проекту закона. Согласно этому проекту, накопительная часть
пенсионных сбережений должна инвестироваться по трем направлениям – в
государственные ценные бумаги РФ, в акции предприятий с высоким рейтингом
корпоративного управления в России и за границей.
Идея инвестировать часть
удачной, поскольку российский инвестиционный рынок слишком мал для тех
средств, которые могут появиться в результате перехода на накопительную
систему. Может это и покажется странным при той нехватке инвестиций, которая
сегодня существует во всех областях нашей экономики, однако у нас практически
нет адекватных по объемам инвестиционных проектов и инструментов. Поэтому,
когда в ходе пенсионной реформы появиться миллиард долларов, вложить их на
территории нашей страны будет просто некуда. Выдвинутые зам. министром
экономического развития Михаилом Дмитриевым предложения о выводе большей
части денег на международный фондовый рынок не вызвали одобрения в Пенсионном
фонде.[5.c.33-34]
К моменту введения в действие пенсионной реформы сумма резервов для
инвестирования составит около 32 млрд. рублей, то есть более 1млрд.
долларов. Сумма немалая, поэтому распорядиться её нужно максимально
эффективно и желательно без рисков. В результате было решено в начале
проведения реформы размещать деньги исключительно внутри страны. В 2002 году
все пенсионные деньги будут находиться в распоряжении государства, а
государство, в свою очередь, будет инвестировать их в государственные ценные
бумаги.
Конечно, предполагать, что государственные ценные бумаги преумножат вложенные
в них пенсионные средства, ведь на сегодняшний день многие из этих ценных
бумаг имеют отрицательную реальную (с поправкой на инфляцию) доходность. А
ведь в системе накопительных пенсионных фондов доходность крайне важна, так
как те деньги, которые откладывают сейчас молодые, будут использоваться как
нынешними пенсионерами, так и самими вкладчиками в будущем.
Доходность вкладов в
инфляция же в стране гораздо выше. Получается, что никакой прибыли от
размещения пенсионных денег не получится. Пенсионные деньги реально работать
не будут и просто съедятся инфляцией.
Например, первые 3 млрд. долларов уже инвестированы в гос.облигации ОФЗ 14-ой
и 15-ой серии, средняя доходность которых составляет17,28% годовых. Так как
ПФР должен будет выплатить с инвестиционного дохода налог на прибыль, то
доходность составит около 15%. А ведь смысл инвестирования как раз в том,
чтобы капитал, сформированный из части пенсионных взносов, прирастал и каждый
потенциальный пенсионер видел бы, как это происходит конкретно с его счетом.
К тому же непонятно, какие гос.бумаги будут в этом задействованы и есть ли
вероятность того, что Минфин направит пенсионные деньги на погашение внешних
долгов.
Одним из путей решения проблемы инвестирования пенсионных накоплений можно
представить вложения в недвижимость. В России имеется сектор, требующий
долгосрочных инвестиций и обещающий высокую отдачу вложенных средств. Это
ипотека, о необходимости которой разговоры идут уже много лет. Сегодня уже
сформирован потенциал спроса на эти услуги, отработаны практические механизмы
ипотечных операций, сформирована законодательная база этой деятельности.
Проблема лишь в отсутствии длинных денег, каковыми и являются пенсионные
накопления.
Существует информация, что негосударственные пенсионные фонды планируют
Информация о работе Источники формирования внебюджетных фондов