Источники формирования внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:29, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Работа содержит 1 файл

Источники формирования внебюджетных фондов.docx

— 201.87 Кб (Скачать)

сторон. Пациент получает возможность  выбора независимого защитника своих

интересов при получении  медицинской  помощи.

Каждому застрахованному или страхователю в порядке, установленном договором

ОМС, страховой медицинской  организацией выдается страховой медицинский  полис

обязательного медицинского страхования. На территории РФ действует страховой

полис обязательного медицинского страхования единого образца.[6.c.40-42]

Система ОМС очень многолика, многофакторна и сложна, так как ее

инфраструктура вбирает огромный спектр политических, социальных и

экономических проблем, и каждая их этих моделей может иметь несколько  типов

реализации, зависящих от  вариантов  финансового взаимодействия подсистем,

входящих в систему ОМС, наличие  связей различного характера между  ними,

влияние подсистем на обеспечение  государственной политики в деле внедрения

ОМС. Базисом каждой системы ОМС  является порядок движения финансовых средств

от страхователя  в медицинские  учреждения на возмещение затрат последних  за

оказанную медицинскую помощь при  наступлении страхового события.

Законодательной базой предусмотрено 3 варианта движения финансовых средств:

1.          движение  финансового потока от территориального  фонда ОМС через

страховые медицинские организации  в медицинские учреждения;

2.          финансирование  медицинских учреждений осуществляется  через

страховые медицинские  организации  и непосредственно территориальным  фондом.

Всеобщность страхования обеспечивается филиалами территориальных фондов;

3.          финансирование  медицинских учреждений осуществляется  только

территориальным фондом. Функции страховщика  выполняют филиалы территориальных

фондов  ОМС.

Существование различных схем финансовых потоков обусловлено рядом факторов, в

том числе:

·                                     различной степенью готовности

территорий к внедрению системы  обязательного медицинского страхования;

·                                     финансовыми возможностями регионов;

·                                     национально-территориальными

особенностями регионов;

·                                     политическими аспектами регионов.

В настоящее время в России предпринимается  попытка перехода от

государственной (бюджетной) системы  финансирования медицинской помощи к

финансированию через систему  обязательного медицинского страхования.

Немаловажным фактором является создание основы системы ОМС на уровне

субъекта РФ, что позволит урегулировать  взаимоотношения «центра» и «

регионов» в отношении разделения полномочий в системе здравоохранения, а не

территориальном уровне осуществлять выравнивание финансовых средств

территорий, необходимых для реализации программ ОМС.

Основной смысл проводимых в  здравоохранении преобразований заключается  в

создании медицинских услуг при соблюдении принципа общественной солидарности

и удовлетворения потребности  граждан  в медицинской помощи.

В нашей стране в течение многих десятилетий господствовал принцип  остаточного

финансирования здравоохранения, да и качество оказываемых услуг  часто не

зависело от финансирования. Принятие Закона РФ « О медицинском страховании

граждан РФ» означало отказ от остаточного  принципа финансирования

здравоохранения  и формирования финансовых ресурсов для развития этой отрасли

на стадии распределения стоимости  продукта и включения затрат на

здравоохранение в себестоимость  продукции.

Внедрение системы ОМС расширяет  права граждан на выбор лечебных учреждений и

врача, позволяет более эффективно использовать средства здравоохранения.

Законом определено, что обязательное медицинское страхование  является формой

социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам России

равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи,

предоставляемой за счет средств, в объемах и на условиях соответствующих

программ ОМС. Каждый регион осуществляет переход к обязательному медицинскому

страхованию  в силу своего понимания  проблемы и самостоятельно выбирает

конкретную схему такого перехода.[7.c.39] Наиболее распространенной является

следующая схема:

    

В связи с введением обязательного  медицинского страхования  встала проблема

определения размера страховых  тарифов и объема страховых фондов по ОМС.

Правильно рассчитанная тарифная ставка обеспечивает финансовую устойчивость

страховых операций. На сегодняшний  день наиболее разработан лишь механизм

формирования фонда обязательного  медицинского страхования. Определены

плательщики взносов – работодатели, предприниматели без образования

юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой, и граждане,

использующие труд наемных рабочих. Облагаемой базой является начисленная

оплата труда по всем основаниям, включая сверхурочную работу, работу в

выходные  и праздничные дни, оплату за совместительство. Ставка страховых

взносов составляет 3,6 % , в том числе 0,2 % поступает в федеральный фонд и

3,4% остается на местах. Взносы  на неработающее население должны  делать

местные власти.

Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется  брутто-

ставкой. Она состоит из совокупности нетто ставки и нагрузки. В основу

расчета рисковой нетто-ставки заложена стоимость курса лечения и  вероятность

наступления страхового случая. Вероятность  обращения в лечебные учреждения и

вызова скорой помощи была изучена  на основе пятилетней статистики и

экспертной оценки.

Рисковая нетто-ставка выражает часть  страхового взноса в денежной форме,

предназначенную на покрытие риска

Вторая часть страхового тарифа, нагрузка, составляет 30% брутто-ставки и

включает расходы на превентивные мероприятия – 5%, расходы на ведение  дел

страховой компании – 10%. Прибыль в  структуру тарифной ставки ОМС не

закладывается.

Превентивные расходы предназначаются  для проведения оздоровительных,

физкультурных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, оздоровление

производственной и бытовой  сферы среди застрахованных по ОМС.

Каждый регион самостоятельно разрабатывает  и утверждает  тарифы на

медицинские услуги. При этом заработная плата в тарифе на конкретную услугу

при одинаковой сложности не зависит  от категории стационара. Тарифы на

услуги, не вошедшие в клинико-статистические группы, рассчитываются

дополнительно. Тарифы даже не предусматривают  затрат на ремонт оборудования,

не говоря уже о финансировании развития материально-технической  базы

здравоохранения. Лишь небольшая часть  больниц и поликлиник оборудованы

современной аппаратурой, 38 % амбулаторно-поликлинических  учреждений

находятся в неприспособленных  помещениях, не имеют современных

диагностических центров, кабинетов  физиотерапии и т.д. и еще очень много

нерешенных вопросов.

Если проанализировать функционирование фонда медицинского страхования  в

целом, то можно сказать, что по сравнению с предыдущим годом  поступления в

фонд увеличились на 45,5%, впрочем, увеличились и расходы – на 45,9% больше,

чем в предыдущем году. Что касается структуры расходов ФОМСа, то здесь

основное направление – это  субвенции территориальным фондам (81,8% от общего

числа расходов), на втором месте –  финансирование целевых программ ОМС  и

отдельных мероприятий по здравоохранению (14,6% от всех расходов), остальные

расходы идут на финансирование исполнительной дирекции фонда (1,2%) и

финансирование по созданию и совершенствованию  информационной системы фонда

(1,3%). Причем, необходимо отметить, что увеличение расходной части  бюджета

пошло в основном на увеличение субвенций  территориальным фондам и

финансирования целевых программ (по сравнению с предыдущим годом  увеличились

в 1,4 и 2,5 раза соответственно).[13.]

     Глава 3. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и

                           перспективы их решения.                          

                   3.1. Пенсионный фонд Российской  Федерации.                  

Одной из самых серьезных проблем  в деятельности ПФ РФ остается проблема

инвестирования пенсионных денег. Члены совета по пенсионной реформе  не пришли

к единому мнению в отношении  законопроектов о профессиональных пенсиях и об

инвестировании средств для накопительных пенсий.

Основная претензия к законопроекту  об инвестировании пенсионных средств  –

недостаточная прозрачность прописанных  в нем механизмов. Законопроект в

нынешнем виде не может обеспечить прозрачность инвестиций, абсолютные

государственные гарантии и эффективные  механизмы инвестирования в наиболее

доходные и прибыльные сферы. Тем  более, что даже среди разработчиков закона

нет согласия по поводу того, в какие  именно финансовые инструменты должны

инвестироваться средства Пенсионного  фонда, какие финансовые институты,

государственные или частные, будут  при этом задействованы, где эти  средства

должны работать – в России или  за рубежом, каков должен быть государственный

контроль, как следует гарантировать  их сохранность и прочее. Эти недоработки

очевидны, однако на сегодняшний день не предложено никаких реальных

альтернатив проекту закона. Согласно этому проекту, накопительная часть

пенсионных сбережений должна инвестироваться  по трем направлениям – в

государственные ценные бумаги РФ, в  акции предприятий с высоким  рейтингом

корпоративного управления в России и за границей.

Идея инвестировать часть пенсионных средств за границей представляется очень

удачной, поскольку российский инвестиционный рынок слишком мал для тех

средств, которые могут появиться  в результате перехода на накопительную

систему. Может это и покажется  странным при той нехватке инвестиций, которая

сегодня существует во всех областях нашей экономики, однако у нас практически

нет адекватных по объемам инвестиционных проектов и инструментов. Поэтому,

когда в ходе пенсионной реформы  появиться миллиард долларов, вложить  их на

территории нашей страны будет  просто некуда. Выдвинутые зам. министром

экономического развития Михаилом Дмитриевым  предложения о выводе большей

части денег на международный фондовый рынок не вызвали одобрения в  Пенсионном

фонде.[5.c.33-34]

К моменту введения в действие пенсионной реформы сумма резервов для

инвестирования составит  около 32 млрд. рублей, то есть более 1млрд.

долларов. Сумма немалая, поэтому  распорядиться её нужно максимально

эффективно и желательно без  рисков. В результате было решено в  начале

проведения реформы размещать  деньги исключительно внутри страны. В 2002 году

все пенсионные деньги будут находиться в распоряжении государства, а

государство, в свою очередь, будет  инвестировать их в государственные ценные

бумаги.

Конечно, предполагать, что государственные  ценные бумаги преумножат вложенные

в них пенсионные средства, ведь на сегодняшний день многие из этих ценных

бумаг имеют отрицательную реальную (с поправкой на инфляцию) доходность. А

ведь в системе накопительных  пенсионных фондов доходность крайне важна, так

как те деньги, которые откладывают  сейчас молодые, будут использоваться как

нынешними пенсионерами, так и самими вкладчиками в будущем.

Доходность вкладов в государственные  фонды едва ли сможет превысить 15%,

инфляция же в стране гораздо  выше. Получается, что никакой прибыли  от

размещения пенсионных денег не получится. Пенсионные деньги реально  работать

не будут и просто съедятся инфляцией.

Например, первые 3 млрд. долларов уже  инвестированы в гос.облигации ОФЗ 14-ой

и 15-ой серии, средняя доходность которых  составляет17,28% годовых. Так как

ПФР должен будет выплатить с  инвестиционного дохода налог на прибыль, то

доходность составит около 15%. А  ведь смысл инвестирования как раз  в том,

чтобы капитал, сформированный из части  пенсионных взносов, прирастал и  каждый

потенциальный пенсионер видел  бы, как это происходит конкретно  с его счетом.

К тому же непонятно, какие гос.бумаги будут в этом задействованы и есть ли

вероятность того, что Минфин направит пенсионные деньги на погашение внешних

долгов.

Одним из путей решения проблемы инвестирования пенсионных накоплений можно

представить вложения в недвижимость. В России имеется сектор, требующий

долгосрочных инвестиций и обещающий высокую отдачу вложенных средств. Это

ипотека, о необходимости которой  разговоры идут уже много лет. Сегодня уже

сформирован потенциал спроса на эти  услуги, отработаны практические механизмы

ипотечных операций, сформирована законодательная  база этой деятельности.

Проблема лишь в отсутствии длинных  денег, каковыми и являются пенсионные

накопления.

Существует информация, что негосударственные  пенсионные фонды планируют

Информация о работе Источники формирования внебюджетных фондов