Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа
Цели и задачи - определяются такими факторами, как незамедлительная обратная связь между пользователем (учеником) и средствами ИТ,
компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлении;
1. автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, тиражированию информации, а также архивному хранению достаточно больших объёмов информации с возможностью лёгкого доступа и обращения пользователя к распределённому информационному ресурсу;
2. автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так и виртуального) с возможностью многократного повторения любого фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения и продвижения в учении.
В крупных городах и промышленных центрах воздух, наряду с оксидами углерода и серы, часто загрязнен оксидами азота и твердыми частицами, выбрасываемыми автомобильными двигателями и дымовыми трубами. Нередко наблюдается образование смога. Хотя эти загрязнения носят локальных характер, они затрагивают многих людей, компактно поживающих на таких территориях. Кроме того, наносится ущерб окружающей природе. (Приложение Е)
Одним из основных загрязнителей окружающей среды является сельскохозяйственное производство. В систему круговорота химических элементов искусственно вводятся значительные массы азота, калия, фосфора в виде минеральных удобрений. Их избыток, не усвоенный растениями, активно вовлекается в водную миграцию. Накопление соединений азота и фосфора в природных водоемах вызывает усиленный рост водной растительности, зарастание водоемов и загрязнение их мертвыми растительными остатками и продуктами разложения. Кроме того, аномально высокое содержание растворимых соединений азота в почве влечет за собой повышение концентрации этого элемента в сельскохозяйственных продуктах питания и питьевой воде. Это может вызвать серьезные заболевания людей.
В качестве примера, показывающего изменения структуры биологического круговорота в результате деятельности человека, можно рассмотреть данные для лесной зоны европейской части России (таблица). В доисторические времена вся эта территория была покрыта лесами, сейчас их площадь уменьшилась почти вдвое. Их место заняли поля, луга, пастбища, а также города, поселки, транспортные магистрали. Уменьшение общей массы некоторых элементов за счет общего уменьшения массы зеленых растений компенсируется внесением удобрений, которое вовлекает в биологическую миграцию значительно больше азота, фосфора и калия, чем естественная растительность. Вырубка леса и распашка почв способствуют усилению водной миграции. Таким образом, существенно увеличивается содержание соединений некоторых элементов (азота, калия, кальция) в природных водах.
Загрязнителями воды являются и органические отходы. На их окисление расходуется дополнительное количество кислорода. При слишком низком содержании кислорода нормальная жизнь большинства водных организмов становится невозможной. Аэробные бактерии, которым необходим кислород, также погибают, вместо них развиваются бактерии, использующие для своей жизнедеятельности соединения серы. Признаком появления таких бактерий является запах сероводорода – одного из продуктов их жизнедеятельности.
Среди многих последствий хозяйственной деятельности человеческого общества особое значение имеет процесс прогрессирующего накопления металлов в окружающей среде. К наиболее опасным загрязнителям относят ртуть, свиней и кадмий. Существенное воздействие на живые организмы и их сообщества оказывают также техногенные поступления марганца, олова, меди, молибдена, хрома, никеля и кобальта
Природные воды могут загрязняться пестицидами и диоксинами, а также нефтью. Продукты разложения нефти токсичны, а нефтяная пленка, изолирующая воду от воздуха, приводит к гибели живых организмов (в первую очередь, планктона) в воде.
Помимо накопления в почве токсичных и вредных веществ в результате деятельности человека, ущерб землям наносится за счет захоронения и свалок промышленных и бытовых отходов.
Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы являются: строгий контроль выбросов вредных веществ. Нужно заменять токсичные исходные продукты на нетоксичные, переходить на замкнутые циклы, совершенствовать методы газоочистки и пылеулавливания. Большое значение имеет оптимизация размещения предприятий для уменьшения выбросов транспорта, а также грамотное применение экономических санкций.
Большую роль в защите окружающей среды от химических загрязнений начинает играть международное сотрудничество. В 1970-е в озоновом слое, защищающем нашу планету от опасного действия ультрафиолетового излучения Солнца, было обнаружено снижение концентрации О3. В 1974 установили, что озон разрушается под действием атомарного хлора. Одним из основных источников хлора, попадающего в атмосферу, являются хлорфторпроизводные углеводородов (фреоны, хладоны), используемые в аэрозольных баллонах, холодильниках и кондиционерах. Разрушение озонового слоя происходит, возможно, не только под действием этих веществ. Тем не менее, были предприняты меры по уменьшению их производства и использования. В 1985 многие страны договорились о защите озонового слоя. Обмен информацией и совместные исследования изменений концентрации атмосферного озона продолжаются.
Проведение мероприятий, предупреждающих попадание загрязняющих веществ в водоемы, включает установление прибрежных защитных полос и водоохранных зон, отказ от ядовитых хлорсодержащих пестицидов, уменьшение сбросов промышленных предприятий за счет применения замкнутых циклов. Снижение опасности загрязнения нефтью возможно путем повышения надежности танкеров.
Для предотвращения загрязнения поверхности Земли нужны предупредительные меры – не допускать засорения почв промышленными и бытовыми сточными водами, твердыми бытовыми и промышленными отходами, нужна санитарная очистка почвы и территории населенных мест, где такие нарушения были выявлены.
Наилучшим решением проблемы загрязнения окружающей среды были бы безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов. Однако безотходное производство сегодня и в обозримом будущем принципиально невозможно, для его реализации нужно создать единую для всей планеты циклическую систему потоков вещества и энергии. Если потери вещества, хотя бы теоретически, все же можно предотвратить, то экологические проблемы энергетики все равно останутся. Теплового загрязнения нельзя избежать в принципе, а так называемые экологически чистые источники энергии, например ветряные электростанции, все равно наносят ущерб окружающей среде.
Пока единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов.
Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды.
Тема 4 «Правовые нормы по охране окружающей среды»
Особенностью МПОС является заметная роль международных актов квазинормативного характера (деклараций, стратегий, ру ководящих принципов поведения и т.п.), которые часто называют ся “мягким правом”. Эти рекомендательные документы, служащие вспомогательным источником международного права, составляют существенную долю в общем объеме международно-правового ма териала по защите окружающей среды. Они оказывают хотя и ограниченное, но позитивное воздействие на эту сферу междуна родных отношений.
Типичной в этом плане является стокгольмская Декларация ООН по проблемам окружающей среды 1972 года, впервые на универсальном уровне определившая подходы к решению эколо гических проблем. Не обладая обязательной юридической силой, Декларация вместе с тем безусловно влияет на нормотворческий процесс. Установленные в ней принципы о взаимном непричинении экологического ущерба, защите морской среды от загрязнения и ряд других получили дальнейшее подтверждение и развитие в международно-правовой практике государств по защите окружа ющей среды.
Аналогичным образом может быть оценен документ Конфе ренции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года – Дек ларация Рио-де-Жанейро (обновленный свод согласованных при нципов международного сотрудничества по охране окружающей среды в свете новых форм глобального партнерства). Декларация направлена на создание нового и равноправного глобального партнерства посредством формирования новых уровней сотрудничества между государствами и основными научными, промышленными, финансовыми и другими кругами общества. В ней зафиксирован ряд принципов для перехода к устойчивому развитию и подчеркивается, что главной целью решения проблем устойчивого развития являются люди, которые имеют право на здоровую и активную жизнь в гармонии с природой.
Концепция экологической безопасности
Новой концепцией, которая предлагает изменение традицион ных подходов к охране окружающей среды, стала концепция эко логической безопасности, которая призвана содействовать устой чивому и безопасному развитию всех государств. Она не может быть достигнута в одностороннем порядке и требует сотрудничества между государствами.
Экологическая безопасность – это сложная взаимосвязанная и взаимозависимая система экологических составляющих плане ты, а также сохранение и поддержание существующего естествен ного природного баланса между ними.
Принцип экологической безопасности из всего комплекса воп росов охраны окружающей среды выделяет главное: недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества. Этот принцип устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью. При этом защита и улучшение охраны окружающей среды, рациональное использование всех природных ресурсов тесно увязываются с обеспечением всех аспектов международной безопасности, в том числе с разоружением.
Юридическое содержание принципа экологической безопасности состоит в обязанности государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить усиливающееся воз действие экологических стрессов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность должна осуществляться таким образом, чтобы исключить нанесение ущерба не только другим государствам, но и всему международному сообществу в целом.
Международная экологическая безопасность предполагает та кое состояние международных отношений, при котором обеспечивается сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды. Правовыми средства ми обеспечения экологической безопасности являются как региональные, так и универсальные международные договоры. Речь идет также о необходимости формирования своего рода “экологического правового пространства” и необходимости разработки единого правового документа в области защиты окружающей среды, который стал бы одной из важнейших составляющих эко логической безопасности.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)
В 1972 году в Стокгольме на Конференции ООН по окружаю щей человека среде была принята рекомендация о создании ЮНЕП, и на ХХУ11 сессии Генеральной Ассамблеи резолюцией 2997 была учреждена Программа ОЮН по окружающей среде. Основная цель ЮНЕП заключается в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества.
Программа создана в рамках системы ООН в целом и направлена на координацию в области охраны природы на общесистемком уровне. Основными задачами ЮНЕП являются содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций; общее руководство политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы ООН; разработка и обсуждение периодических докладов; со действие прогрессивному развитию международного права охраны окружающей среды и ряд других.
В организационном отношении ЮНЕП состоит из Совета управляющих, Секретариата, Совета по координации деятельности в области окружающей среды и добровольного Фонда ЮНЕП.
Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды.
В современных условиях закономерно и неизбежно усиление координирующей роли международного права в общем процессе правового регулирования защиты окружающей среды. Это объясняется угрозой широкомасштабного трансграничного ущерба национальным системам окружающей среды, возникающей в процессе многих видов современной деятельности государств. Усиление' координирующей роли международного права по отношению к национальному праву в области защиты окружающей среды вытекает также из развивающейся ситуации всеобщей экологической опасности, когда масштабы ущерба, наносимого окружающей среде, свидетельствуют о тенденции к нарушению всей планетарной системы окружающей среды, к непредсказуемым изменениям во всей общественной и экономической жизни человечества. Возникает необходимость разработки и принятия универсальных императивных норм поведения государств. Это позволило бы реализовать обоснованную Генеральной Ассамблеей ООН, ЮНЕП и Всемирной комиссией по вопросам окружающей среды и развития задачи осуществления глобальной стратегии защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, которая основана на концепции устойчивого и экологи чески безопасного долговременного развития.
Концепция устойчивого развития была выдвинута Международным союзом охраны природы в 1980 году в документе, который назывался “Всемирная стратегия охраны природы”. Смысл концепции состоит в том, что экономически более выгодно пред отвратить возможный ущерб, чем затрачивать средства на ликвидацию его последствий. В 1986 году в Оттаве на Международной конференции по охране природы и развитию был разработан ряд принципов по обеспечению устойчивого развития. В 1987 году в отчете Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития, руководимой Гру Харлем Брундтланд, прозвучало пред упреждение о том, что необходимы изменения в деловой активности и образе жизни людей, иначе человечество ожидает резкое ухудшение окружающей среды. Комиссия заявила, что экономика должна удовлетворять нужды людей, но ее рост должен вписываться в пределы экономических возможностей планеты.
Новые возможности и перспективы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды открываются на пути материализации результатов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Россия стала участницей рамочных глобальных конвенций ООН об изменении климата и о биологическом разнообразии.