Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа
Цели и задачи - определяются такими факторами, как незамедлительная обратная связь между пользователем (учеником) и средствами ИТ,
компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлении;
1. автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, тиражированию информации, а также архивному хранению достаточно больших объёмов информации с возможностью лёгкого доступа и обращения пользователя к распределённому информационному ресурсу;
2. автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так и виртуального) с возможностью многократного повторения любого фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения и продвижения в учении.
Введение
Актуальность моей дипломной работы заключается в том, что в современной системе образования все чаще используются информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. В связи с тем, что образовательные учреждения оснащаются компьютерной техникой, широко развивается сообщество сети INTERNET, система дистанционного образования стала динамично развиваться. Электронные учебники все чаще используются не только в целях самообразования, но и в качестве составной части дистанционного образования. Практика показала, что очень большое количество учебного времени тратится в пустую при лекционно-семинарской форме обучения, от которой давно отказались за рубежом используя ЭУИ преподаватель выступает не в роли распространителя информации, а в роли консультанта, советчика. Нетрадиционная форма обучения позволяет студентам активно участвовать в процессе изучения нового, приучаться мыслить самостоятельно, моделировать реальные ситуации.
Цели и задачи - определяются такими факторами, как незамедлительная обратная связь между пользователем (учеником) и средствами ИТ,
компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлении;
1. автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, тиражированию информации, а также архивному хранению достаточно больших объёмов информации с возможностью лёгкого доступа и обращения пользователя к распределённому информационному ресурсу;
2. автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так и виртуального) с возможностью многократного повторения любого фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения и продвижения в учении.
1. Задачи применение средств ИТ в процессе изучения информатики, способствует формированию у учащихся определённых знаний, умений, навыков в результате осуществления информационной деятельности со средствами;
2. Поддержанию мотивации применения ИТ в учебной деятельности путём предъявления заданий, требующих применения информационных систем;
3. развитию алгоритмического, логического, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического типов мышления;
4. развитию эстетического восприятия информационных объектов;
5. развитию коммуникативных способностей обучаемых;
6.формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;
7. развитию умении осуществлять экспериментальную деятельность. Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
І Обзор литературы:
1. Место инновационных технологий в современном образовательном пространстве
Процесс перехода к регулируемой социально-рыночной экономике существенным образом изменил требования, предъявляемые к профессиональной подготовке современных специалистов различных уровней.
В этих условиях особую значимость приобретает долговременная стратегия развития системы начального профессионального образования, задача которой - профессиональная подготовка и конкурентоспособность ее выпускников.
Анализ рынка рабочей силы позволил выявить тенденцию последних лет: устойчивый рост вакансий, заявленных работодателями, значительно превышает число лиц, ищущих работу. Так, в Липецкой области в 2002 году потребность в рабочих массовых профессий, по данным органов службы занятости, составила 5,5 тысяч человек, в то время как в среднем по области на одну вакансию приходилось 0,88 % нуждающихся в трудоустройстве граждан, зарегистрированных в службе занятости. По рабочим профессиям этот показатель равен 0,37 %. Доля граждан, нашедших работу при содействии органов службы занятости и ранее работавших по рабочим профессиям, составила 39 %. Таким образом, рынок труда характеризуется, с одной стороны, ростом вакансий рабочих мест, с другой -миграцией рабочей силы в поисках лучшего места и условий работы. Многие заявки по вакансиям не удовлетворяются потому, что профессионально -квалифицированный уровень рабочих не отвечает требованиям работодателя: выпускник учреждений начального профессионального образования (УНПО) оказывается в неравных условиях с кадровыми рабочими.
Отечественные прогнозы и зарубежный опыт показывают, что малое и среднее предпринимательство - перспективные направления развития производства. Для них характерна универсальность специалистов организаторов производства, обладающих как высоким уровнем интеллектуального развития, так и конкретными практическими умениями и хорошей профессиональной и экономической подготовкой. Этими профессиональными качествами обладают выпускники учреждений НПО, будущие работники различных сфер жизнедеятельности общества.
Глубокие структурные изменения в сфере занятости населения предъявляют повышенные требования не только к квалификации рабочих кадров, но и к качеству их подготовки. Система начального профессионального образования оказалась не в состоянии полностью удовлетворить эти требования, в ее образовательных учреждениях не формируются следующие необходимые современному рабочему качества: положительная мотивация к производительному труду; чувство ответственности и дисциплинированности; владение, наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессиональной, информационной и экономической культурой, способствующей в будущем адаптации на рынке труда.
Именно от уровня сформированности всех этих качеств у выпускника зависит решение проблемы экономической и политической стабильности общества.
Однако, как показывает практический опыт и анализ психолого-педагогической литературы, изменения в учебно-воспитательном процессе в системе начального профессионального образования (НПО) не претерпели значительных изменений за последние 20 лет. Работая по старинке, она все еще нацелена на обеспечение крупных российских предприятий с их командно-административным стилем управления, четким разделением труда, узкими, высоко квалифицированными специалистами. Возникли противоречия:
• между социальным заказом общества в условиях складывающихся рыночных отношений и уровнем профессиональной и социальной подготовки выпускников училищ;
• между требованиями рыночной экономики к профессионально личностным качествам специалистов в области малого и среднего бизнеса и отсутствием эффективных форм, методов и средств для их формирования у учащихся системы НПО.
Интегральным социально-экономическим показателем развития человеческих ресурсов является Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (human development), который дает сравнительную оценку достижениям в области улучшения жизни людей в странах мира.
Рисунок 1. Диаграмма индекса человеческого развития
В Казахстане наблюдается динамика в улучшении ИРЧП.
Согласно Докладу ПРООН «Реальное богатство народов: пути к развитию человека» за 2010 год Казахстан находится в группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала (66) из 169 стран.
Развитые страны уже к 2015 году перейдут на новую технологическую базу экономических систем.
1.1 Применение инновационных технологий в зарубежных странах.
Бесспорным успехом Казахстана на международной арене стали итоги международного сравнительного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, опубликованные в 2009 г.
По математике учащиеся 4 классов Казахстана на 5 позиции, отстав лишь от Сингапура, Гонконга, Китайского Тэйбэя и Японии. По естествознанию наши школьники - на 11 позиции. В общем зачете Казахстан находится на 7 месте.
Высокие результаты казахстанских школьников значительно превышают средние международные показатели.
Математика
Рисунок 3. Результаты международных сопоставительных исследованиях 2006 г.
Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
1.2 Инновационные технологии в Казахстане.
Рынки инновационных наукоемких продуктов будут расти быстрее мировой экономики (до 20% по сравнению с 8%).
Задача Казахстана - не допустить отставания в знаниях и технологиях. В этой связи особое внимание уделяется развитию современных технологий обучения по внедрению новых технологий в образование.
Будет создана система электронного обучения (e-learning). У каждого ученика и учителя будет свой персональный компьютер. 100% организаций образования будут обеспечены широкополосным интернетом, локальными сетями и цифровым контентом.
Рисунок 4. Доступность широкополосного интернета
Рисунок 5. Обеспечение доступа в интернет
Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-
Создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.
В высшем учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Однако, традиционная вузовская лекция имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим:
1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся.
2. Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.
3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
4. Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.
Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала.
В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. Современная методика насчитывает свыше 250 различных методов. Эти методы приводят к изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся. Наиболее распространенные методы обучения представлены на рисунке 1.