Инновационные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи - определяются такими факторами, как незамедлительная обратная связь между пользователем (учеником) и средствами ИТ,
компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлении;
1. автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, тиражированию информации, а также архивному хранению достаточно больших объёмов информации с возможностью лёгкого доступа и обращения пользователя к распределённому информационному ресурсу;
2. автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так и виртуального) с возможностью многократного повторения любого фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения и продвижения в учении.

Работа содержит 1 файл

дип р Инновационные технологии.doc

— 1.78 Мб (Скачать)

Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании экономических дисциплин является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку в экономике России остаются нерешенными многие задачи.

Вместо того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

 

Рисунок 6. Основные методы обучения

 

Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной -всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лекция опирается, на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.

Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения полученных ранее.

Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.

Понятия «проблемный вопрос» и «проблемная задача» разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут перерастать в задачи, а задачи расчленяться на вопросы и подвопросы.

Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности обучающихся, изучаемой темы и других обстоятельств.

Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями).

Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это требует значительного времени, поэтому от преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и подготовке «сценария» лекции.

В самом общем виде это могут быть следующие ступени.

 Анализ и отбор основного ключевого материала, который составляет логический костяк курса.

 Выбор основных проблем и трансформация их в проблемные ситуации (не больше 3—4).

 Продумывание логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации.

 Компоновка всего лекционного содержания в целостную систему знаний и его методическое обеспечение.

 «Проигрывание» лекции вслух или «про себя», прогнозирование успешности применения методических приемов активизации внимания и мышления слушателей.

Корректировка и окончательная подготовка содержания и методики изложения лекционного материала.

Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.

Важность данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что:

- большинство современных предприятий заинтересованы в кадрах, способных принимать на себя ответственность и работать самостоятельно. Чтобы сделать это, людям необходимо умение выявлять проблемы и предлагать решения, т.е. как раз то, что является основой ключевого умения решать проблемы;

- умение решать проблемы является ключевым аспектом управления качеством — концепция непрерывного совершенствования основана, в первую очередь, на способности людей анализировать свою деятельность, искать проблемы и находить способы совершенствоваться;

- решение проблем не есть прерогатива деятельности отдельного работника — коллектив также должен уметь совместно решать проблемы.
Проблемы обычно решаются в группах из 4 —6 человек.

В ходе решения проблемы обучающиеся: углубляют свои знания по конкретному вопросу; развивают умения решать проблемы, применяя принципы и процедуры (теорию); развивают социальные и коммуникативные умения.

Деятельность групп по решению проблем охватывает семь этапов:

   выяснение содержания/значения понятий и терминов;

   определение проблемы;

   анализ проблемы и ее последствий, т.е. разбиение ее на составные элементы или задачи;

   ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними;

   формулирование задачи;

   поиск дополнительной информации;

   отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.

Поскольку методика проблемного обучения является групповой, то это еще более усиливает ее эффективность, т.к. по материалам научных исследований групповые формы являются наиболее результативными (рисунок 2).

 

 

Рисунок 7. Результативность применяемых в учебном процессе методов обучения (по материалам научных исследований)

 

Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам, так как, во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием слушателей, т.е. в какой-то степени знаниями-убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления); в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект); в-четвертых, подобного рода лекция повышает интерес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ Основная часть.

2.1 Общая характеристика  дисциплины «Промышленность и окружающая среда».

 

Цель: повышение географической грамотности, формирование представлений о человеке как неразрывной части природы, который должен подчиняться всем основным законам биосферы, рационально использовать ресурсы и нести ответственность за сохранение окружающей среды.

 

Задачи курса: дать достаточно глубокие знания для будущих специалистов географического профиля в области современной экологической науки. Необхо­димо, чтобы каждый будущий специалист осознал, что антропоцентричес­кий тип мышления, природопотребительская и природопокорительская иде­ологии уже привели к ограниченности и исчерпанию основных невозоб­новляемых ресурсов, а также к возникновению ряда признаков глобального экологического кризиса.

Студент должен получить знания по экологии человека. А также по глобальным экологическим проблемам и прогнозам развития цивилизации в будущем.

Курс дает базовые естественнонаучные понятия о биосфере, месте в ней человека и знание проблем, связанных с ростом народонаселения пла­неты, развития промышленности и сельского хозяйства, как основы эконо­мики любой страны.

Требования к уровню освоения дисциплины

 

Дисциплина «География» входит в цикл общематематических и естественнонаучных дисциплин.

Дисциплина «География» базируется на знаниях, полученных в сред­ней школе при изучении естествознания, биологии, химии, природоведения и основ экологии и является в дальнейшем основой при изучении дисцип­лин, связанных с профессиональной деятельностью – «Социология».

- иметь представление: об основных законах экологии и использовать их при рациональном управлении и осуществлении хозяйственной деятельности предприятий;

- знать структуру экосистем и взаимосвязи в биосфере, эволюцию биосферы, взаимоотношение человека и окружающей среды, влияние различных видов загрязнения воздуха, воды и пищи на здоровье человека, глобальные проблемы;

- уметь использовать природные ресурсы и принципы охраны природы;

- приобрести знания об основных способах и методах защиты своего организма при попадании различных загрязняющих веществ, содержащихся в окружающей среде.

 

Таблица 1. Объём дисциплины и виды учебной работы.

 

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

очная

заочная

заочная сокращенная

 

Лекции

15

10

6

Практические занятия

30

6

4

СР СП

45

50

125

СРС

45

69

 

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

135

135

135

Текущий контроль

 

контрольная работа

контрольная работа

Виды итогового контроля (экзамен, зачёт)

- №№ семестров

 

 

экзамен

1 сем.

 

 

 

экзамен

1 сем.

 

 

 

экзамен

2 сем.

 

 

2.2 Курс лекций по дисциплине «Промышленность и окружающая среда».

Тема 1 «Взаимоотношение человека с природной средой»

В Казахстане развита добывающая и перерабатывающая промышленность и в последние пять лет темпы роста этих отраслей наращиваются. Строятся и вводятся в эксплуатацию крупные промышленные объекты, что приводит к повышению загрязнения воздуха, к ухудшению экологи Казахстана вцелом. За много лет в республике скопилось более двадцати миллиардов тонн отходов, около трети из которых токсичны. Основная часть этих отходов – результат деятельности горнодобывающей и горно-перерабатывающей промышленности, предприятия чёрной металлургии, нефтехимии, производство стройматериалов. Несмотря на то, что крупные компании и правительство разрабатывают программы по борьбе с загрязнением воздуха, экология в Казахстане оставляет желать лучшего.

Большой проблемой является утилизация попутного и природного газов при добыче углеводородов. При сжигании попутного газа на факелах происходят выбросы в атмосферу окислов азота, диоксида серы, сажи.

Наиболее вредные производства – это свинцово-цинковое в районе Усть-Каменогорска, свинцово-фосфатное в Шимкенте, фосфорная промышленность Тараза, хромовые предприятия Актюбинска. Наиболее загрязнён атмосферный воздух над Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областями.

В городах Казахстана основной вклад в загрязнение воздуха вносит автомобильный транспорт. Низкое качество используемого топлива и отсутствие фильтров по очистке выхлопных газов, плохое состояние подвижного состава автохозяйств, увеличение количества автомобилей в городах, приводит к тому, что в атмосферу выбрасывается огромное количество окиси углерода, свинца и др.

В пятнадцати городах республики повышен уровень загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами. Среди этих городов – Зыряновск, Актау, Темиртау, Тараз, Петропавловск, Шимкент, Алматы. Высокий уровень загрязнения воздуха в городах является следствием устаревших технологий производства, неэффективные очистные сооружения, низкое качество используемого топлива. Основные загрязняющие вещества – это пыль, диоксид серы, диоксид азота, углеводороды, фенол, свинец, сероводород, хлористый водород, аммиак и др. Каждый из этих веществ по-своему отрицательно влияет на здоровье. Пыль, например, вызывает заболевания дыхательных веществ, печени, крови. Наиболее пыльные города Казахстана – Актау, Атырау, Жезказган, Семипалатинск, Усть-Каменогорск. Расстройства нервной системы могут быть вызваны повышенным содержанием в воздухе окиси углерода. При этом возникают головные боли, снижается память, расстраивается сон. Высокое содержание окиси углерода наблюдается в таких городах, как Алматы, Актобе, Караганда, Костанай, Петропавловск, Павлодар, Семипалатинск и некоторые другие. Если же в воздухе присутствует несколько видов загрязнителей, что обычно и происходит, отрицательный эффект ещё более усиливается. Это сказывается на иммунной системе, что зачастую приводит к онкологическим заболеваниям.

Информация о работе Инновационные технологии