Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в изучении особенностей государственного кредита. Основными задачами являются исследование теоретических основ государственного кредита, его основных функций и форм, а также рассмотрение исторических особенностей возвращения финансовых активов.
Объектом исследования является государственный кредит, представляющий собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы государственного кредита.................................6
1.1 Сущность и функции государственного кредита.................................6
1.2 Формы государственного кредита.......................................................11
1.3 Управление государственным кредитом.............................................19
1.4 Пересмотр теоретического похода к государственному кредиту....21
1.5 Проблемы возвращения финансовых активов России......................25
Глава 2 Анализ государственных финансовых активов России.......................34
2.1 Обслуживание государственных внешних финансовых активов.....34
2.2 Государственные гарантии Российской Федерации..........................35
2.3 Международная кредитная позиция России.......................................37
2.4 Российская Федерация как кредитор...................................................39
Заключение.............................................................................................................48
Список литературы................................................................................................51

Работа содержит 1 файл

Gosudarstvenny_kredit (Никита).docx

— 115.92 Кб (Скачать)

«Коммерсант» составил рейтинг  стран, являющихся крупнейшими неисправными должниками России. Восьми странам  из десяти Россия долги простила целиком  или почти целиком (см. приложение В табл. 1).

Лидером по размеру долга  является Куба. По российским оценкам, кубинский долг советской поры составляет порядка 25 – 26 млрд. долл. Шансы на его  возврат равны нулю. По мнению Фиделя Кастро, Россия должна Кубе еще большую сумму – 30 млрд. долл. – за резкий разрыв экономических отношений между СССР и Кубой.

Второе место в рейтинге занимает страна, которой Россия простила самый крупный долг – это Ирак. СССР был одним из крупнейших кредиторов, так как армия Ирака была оснащена преимущественно советским оружием. После свержения режима Саддама  Хусейна США обратились к России, Франции и Германии с предложением списать долги, сделанные этим режимом. В феврале 2008 года из 12,9 млрд. долл. Было списано 12 млрд. долл., а остаток Ираку  было предложено выплатить в течение 17 лет.

Третье и четвертое  места в рейтинге занимают Афганистан и Монголия. Афганский долг был  прощен в 2007 году в рамках международной  инициативы по облегчению долгового  бремени беднейших стран с  высоким уровнем задолженности. В декабре 2003 года была прощена большая часть долга Монголии. Из 11,4 млрд. долл., одолженных у СССР, страна смогла вернуть только 300 млн. долл., остальное было списано.

На пятом месте рейтинга – Сирия, чей долг советских времен был списан в 2005 году на 73%.

Вьетнаму (шестое место в  рейтинге) в 2000 году было списано 86% долга, а проблему погашения остальной  части задолженности было предложено решать за счет реинвестиций в совместные проекты.

В 8 млрд. долл. Оценивает  российская сторона долг Северной Кореи.

Эфиопия – единственная страна в рейтинге газеты, которую  Россия в ХХI веке прощала дважды. Первоначально Россия списала в 2001 году 80% эфиопского долга советской поры, а четыре года спустя – почти всю оставшуюся часть с набежавшими процентами, рассрочив выплату остатка в сумме 160 млн. долл. на 30 лет. Официальное объяснение состояло в том, что Россия должна помочь Эфиопии побороть бедность. В виде ответного шага Эфиопия пригласила российские компании к освоению своих недр.

Рейтинг замыкает две страны Северной Африки – Алжир и Ливия. В 2006 году полностью прощен долг Алжира в размере 4,7 млрд. долл.

4,6 млрд. долл. ливийского  долга уже в ходе переговоров  на высшем уровне уменьшились  на 100 млн. долл., после чего остаток  был прощен. В обоих случаях  прощению долгов сопутствовало  предоставление российскому бизнесу  богатых инвестиционных возможностей  на территории страны-должника.

Наши ближайшие соседи задолжали России свыше трех миллиардов долларов. Часть этих долгов, похоже, также придется простить. В первую очередь речь пойдет о Грузии, которая  должна России чуть больше 150 миллионов  долларов и которая может быть признана Западом беднейшей страной (это страна со средним душевым  доходом менее одного доллара  в день). Задолжала России и Молдова - примерно 122 миллиона долларов. Украина, настаивающая  на возобновлении переговорного процесса в отношении активов бывшего СССР, успела задолжать новой России больше всех стран СНГ - почти полтора миллиарда долларов. Предпринимаются попытки списать его с помощью США. Общая задолженность стран СНГ перед Россией составляет 3,29 миллиарда долларов (см. приложение Г табл. 2). Всего же долг иностранных государств России на 1 января 2006 года (см. приложение Д табл. 3) составлял почти 2 триллиона рублей (68,968 миллиарда долларов).

Страны, которым правительство РФ списало  долги в 2007 году: Республика Бенин, Республика Бурунди, Кооперативная Республика Гайана, Гвинейская Республика, Республика Гвинея-Бисау, Республика Замбия, Демократическая Республика Конго, Республика Мадагаскар, Республика Мозамбик, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, Объединенная Республика Танзания, Республика Чад, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия. [9]

27 января 2012 года Министерство  финансов Кипра отчиталось о прибытии второго транша кредита от России - 1,32 млрд. евро. Всего российское правительств обещало одолжить Кипру 2,5 млрд. евро на срок 4,5 года, первый транш в 590 млн., был отправлен еще в конце 2011 г. Кипр - не единственный адресат помощи из России. Всего, как следует из платежного баланса за 2011 год, прирост иностранных активов государства за счет кредитования других стран и взносов в органы ЕвразЭС, составил 2,6 млрд. долл. В одном лишь 4 квартале был повторен результат всего 2010 года - плюс 0,9 млрд. долл. Деньги киприотам придутся как нельзя кстати: рейтинговое агентство S&P недавно понизило рейтинг государства, дефицит бюджета страны с трудом вписывается в ограничение Евросоюза в 3% ВВП, а ей еще предстоят и выплаты по облигациям. Как раз на них и пойдет часть российского кредита. Так же среди целей кипрские власти указали восстановление электростанции, пострадавшей от мощного взрыва на военной базе прошлым летом. На электростанцию приходится 60% энергомощностей страны. Кипр пробовал просить деньги у Еврокомиссии, но получил отказ. Зато российское правительство решение о займе приняло буквально за пару месяцев. Получила ли Россия что-то в обмен на кредит, неизвестно. Сами же чиновники российского Минфина в неофициальных беседах называли этот займ «гуманитарной помощью». Дружбу с Венесуэлой Россия подкрепила уже несколькими кредитами. В октябре 2011 года Уго Чавес и Игорь Сечин заключили договор на выдачу 4 млрд. долл., которые Каракас должен получить в 2012 - 2013 гг. Президент Венесуэлы пообещал направить полученные деньги на перевооружение армии, укрепление обороны и защиту природных ресурсов. В 2010 году Венесуэла уже получала от России экспортный кредит на 2,2 млрд. долл. Деньги пошли на покупку российских танков Т-72С и средств противовоздушной обороны. При активном участии России, но не напрямую, а через антикризисный фонд ЕврАзЭс, деньги в 2011 году получила Белоруссия. По соглашению Минск получает 3 млрд. долл.  в течение трех лет. Первые два транша на 1,24 млрд. она уже получила. Предполагается, что в 2012 году ЕврАзЭс выдаст Минску еще 800 млн. долл. , а в 2013 - 1 млрд. долл. В обмен Россия попросила приватизации белорусских активов. Непростая история вышла у России с кредитованием Киргизии. В феврале 2009 года президенты Дмитрий Медведев и Курманбек Бакиев подписали соглашение, по которому Бишкек получал от Москвы прямой безвозмездный транш в размере 150 млн. долларов, а также льготный кредит на 300 млн. долл.  на супервыгодных условиях - 40 лет с семилетней отсрочкой выплаты под 0,75% годовых. Киргизии было обещано даже больше - 2 млрд. долл.  Но при одном условии - военная авиабаза США в киргизском аэропорту Манас должна быть закрыта. [10]

Заключение

 

Государственный кредит –  это специфические отношения  по поводу перераспределения части  стоимости валового внутреннего  продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные  с формированием дополнительного  к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий. [1, с.32 – 40]

РФ, субъект РФ или муниципальное  образование могут являться не только заемщиками, но и кредиторами. Такое  перераспределение национального  дохода также является составляющим элементом вторичного распределения, как и финансирование за счет средств бюджетов разных уровней. Основными задачами государственного и муниципального кредитования являются:

  • мобилизация государством дополнительных финансовых ресурсов и использование их для решения поставленных им задач;
  • консолидация временно свободных средств юридических и физических лиц;
  • обеспечение финансирования бюджетного дефицита;
  • проведение региональной финансово-кредитной политики по выравниванию социально-экономического уровня регионов;
  • решение муниципальными образованиями их неотложных социально-экономических задач;
  • поддержка развития важнейших для страны отраслей хозяйства.

Госкредит выполняет три  основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

В рамках распределительной функции происходит перераспределение ресурсов в соответствии как с общими потребностями экономики, так и для осуществления тех или иных социально-экономических процессов. Ресурсы перераспределяются между:

  1. различными уровнями бюджетной системы (федеральным и региональными бюджетами, региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований);
  2. международными финансово-кредитными организациями и федеральным бюджетом;
  3. иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
  4. федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Регулирующая функция  означает, что, предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективность использования средств, выделенных именно на возвратной и платной основе, по сравнению с использованием безвозвратных и бесплатных ассигнований. Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективное использование средств, полученных РФ от зарубежных кредиторов на финансирование бюджетных дефицитов, проведение структурной политики и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

Контрольная функция государственного и муниципального кредита обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Соответствующие контрольные действия проводят уполномоченные органы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом используют следующие формы контроля:

  • мониторинг движения денежных средств через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  • проверка соблюдения условий кредитных соглашений;
  • контроль за целевым использованием заемщиком полученных средств;
  • проверка выполнения принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и пр. [2, с.228 – 237]

Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры

рынков капитала в предстоящий  период государственная долговая политика

будет направлена на обеспечение  способности Российской Федерации

осуществлять заимствования  в объемах, необходимых для решения

поставленных социально-экономических  задач, и на условиях, приемлемых для  нашей страны как надежного суверенного  заемщика. Решению этой задачи будет  способствовать регулярное присутствие  России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным

сообществом, последовательное расширение круга инвесторов,

заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги

Российской Федерации.

Фактический объем государственных  заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего  и внешнего рынков. Накопленный объем  долговых обязательств перед национальными  и зарубежными кредиторами будет  находиться в пределах, исключающих  значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных  рейтингов нашей страны и обеспечение  безусловной платежеспособности. [7, с.3 – 39]

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. М.М. Ульянецкий. О необходимости пересмотра теоретического подхода к государственному кредиту и его формам // Финансы и кредит №4, 2009 год – c.32 – 40
  2. Н.В. Миляков. Государственный кредит // Финансы. Учебник, 2004 год – c.228 – 237
  3. А.С. Нешитой. Государственный кредит // Финансы и кредит. Учебник, 2010 год – с.188 – 200
  4. С.В. Запольский. Государственный кредит // Финансовое право. Учебник, 2011 год – с.105 – 120
  5. А.Г. Саркисянц. Проблемы возвращения финансовых активов России // Банковское дело №2, 2007 год – c.32 – 40
  6. http://www.veb.ru/.html Задачи банка в качестве агента Правительства Российской Федерации // Стратегия развития Внешэкономбанка на период 2011 – 2015 гг. – с.40 – 66
  7. http://www.minfin.ru/.html Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 гг. – с.3 – 39
  8. Б. Хейфец. Международная кредитная позиция России // Финансы №11, 2004 год – с. 48 – 55
  9. http://www.rg.ru/.html Российская газета - Федеральный выпуск №4157 
  10. http://news.mail.ru/politics/.html

 

 

 

 

 

Приложение А

 

График 1. Доля государственных  гарантий Российской Федерации в  общем объеме государственного долга Российской Федерации, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

График 2. Объем исполнения государственных гарантий

Российской Федерации, млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

Таблица 1. Неисправные должники России в XXI веке

 

Место в 
рейтинге

Страна

Размер 
задолженности 
(млрд. долл.)

Списано долгов 
(млрд. долл.)

Когда был  
реструктуризирован долг

1

Куба

26

долги не 
списывались

-

2

Ирак

12,9

12

2008

3-4

Афганистан

11,1

11,1

2007

3-4

Монголия

11,8

11,1

2003

5

Сирия

13,4

9,8

2005

6

Вьетнам

11

9,5

2000

7

КНДР

8

долги не 
списывались

-

8

Эфиопия

6

4,8; 1,1

2001; 2005

9

Алжир

4,7

4,7

2006

10

Ливия

4,6

4,6

2008



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

Таблица 2. Размер долга государств-участников СНГ по кредитам, предоставленным Правительством РФ в долл. США на 2006 год

Страна

Основной долг      

Неуплачено процентов   

Итого

  1. Украина

1.485.605.860,00                 

1.485.605.860,00 (45%)

  1. Узбекистан

500.610.948,58       

170.275.881,25      

670.886.829,83 (20%)

  1. Белоруссия

358.115.043,20         

2.712.654,62      

360.827.697,82 (11%)

  1. Таджикистан

292.429.127,51         

3.038.888,89      

295.468.016,40  (9%)

  1. Киргизия

186.015.345,57                 

0         

186.015.345,57  (6%)

  1. Грузия

150.463.186,36                 

150.463.186,36  (5%)

  1. Молдова

122.064.268,13        

22.668.975,84      

144.733.243,97  (4%)

Итого

3.095.303.779,35       

198.696.400,60    

3.294.000.179,95

Информация о работе Государственный кредит