Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель данного исследования состоит в изучении особенностей государственного кредита. Основными задачами являются исследование теоретических основ государственного кредита, его основных функций и форм, а также рассмотрение исторических особенностей возвращения финансовых активов.
Объектом исследования является государственный кредит, представляющий собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы государственного кредита.................................6
1.1 Сущность и функции государственного кредита.................................6
1.2 Формы государственного кредита.......................................................11
1.3 Управление государственным кредитом.............................................19
1.4 Пересмотр теоретического похода к государственному кредиту....21
1.5 Проблемы возвращения финансовых активов России......................25
Глава 2 Анализ государственных финансовых активов России.......................34
2.1 Обслуживание государственных внешних финансовых активов.....34
2.2 Государственные гарантии Российской Федерации..........................35
2.3 Международная кредитная позиция России.......................................37
2.4 Российская Федерация как кредитор...................................................39
Заключение.............................................................................................................48
Список литературы................................................................................................51
«Коммерсант» составил рейтинг стран, являющихся крупнейшими неисправными должниками России. Восьми странам из десяти Россия долги простила целиком или почти целиком (см. приложение В табл. 1).
Лидером по размеру долга является Куба. По российским оценкам, кубинский долг советской поры составляет порядка 25 – 26 млрд. долл. Шансы на его возврат равны нулю. По мнению Фиделя Кастро, Россия должна Кубе еще большую сумму – 30 млрд. долл. – за резкий разрыв экономических отношений между СССР и Кубой.
Второе место в рейтинге
занимает страна, которой Россия простила
самый крупный долг – это Ирак.
СССР был одним из крупнейших кредиторов,
так как армия Ирака была оснащена
преимущественно советским
Третье и четвертое места в рейтинге занимают Афганистан и Монголия. Афганский долг был прощен в 2007 году в рамках международной инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран с высоким уровнем задолженности. В декабре 2003 года была прощена большая часть долга Монголии. Из 11,4 млрд. долл., одолженных у СССР, страна смогла вернуть только 300 млн. долл., остальное было списано.
На пятом месте рейтинга – Сирия, чей долг советских времен был списан в 2005 году на 73%.
Вьетнаму (шестое место в рейтинге) в 2000 году было списано 86% долга, а проблему погашения остальной части задолженности было предложено решать за счет реинвестиций в совместные проекты.
В 8 млрд. долл. Оценивает российская сторона долг Северной Кореи.
Эфиопия – единственная страна в рейтинге газеты, которую Россия в ХХI веке прощала дважды. Первоначально Россия списала в 2001 году 80% эфиопского долга советской поры, а четыре года спустя – почти всю оставшуюся часть с набежавшими процентами, рассрочив выплату остатка в сумме 160 млн. долл. на 30 лет. Официальное объяснение состояло в том, что Россия должна помочь Эфиопии побороть бедность. В виде ответного шага Эфиопия пригласила российские компании к освоению своих недр.
Рейтинг замыкает две страны Северной Африки – Алжир и Ливия. В 2006 году полностью прощен долг Алжира в размере 4,7 млрд. долл.
4,6 млрд. долл. ливийского
долга уже в ходе переговоров
на высшем уровне уменьшились
на 100 млн. долл., после чего остаток
был прощен. В обоих случаях
прощению долгов сопутствовало
предоставление российскому
Наши ближайшие соседи задолжали России свыше трех миллиардов долларов. Часть этих долгов, похоже, также придется простить. В первую очередь речь пойдет о Грузии, которая должна России чуть больше 150 миллионов долларов и которая может быть признана Западом беднейшей страной (это страна со средним душевым доходом менее одного доллара в день). Задолжала России и Молдова - примерно 122 миллиона долларов. Украина, настаивающая на возобновлении переговорного процесса в отношении активов бывшего СССР, успела задолжать новой России больше всех стран СНГ - почти полтора миллиарда долларов. Предпринимаются попытки списать его с помощью США. Общая задолженность стран СНГ перед Россией составляет 3,29 миллиарда долларов (см. приложение Г табл. 2). Всего же долг иностранных государств России на 1 января 2006 года (см. приложение Д табл. 3) составлял почти 2 триллиона рублей (68,968 миллиарда долларов).
Страны, которым правительство РФ списало долги в 2007 году: Республика Бенин, Республика Бурунди, Кооперативная Республика Гайана, Гвинейская Республика, Республика Гвинея-Бисау, Республика Замбия, Демократическая Республика Конго, Республика Мадагаскар, Республика Мозамбик, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, Объединенная Республика Танзания, Республика Чад, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия. [9]
27 января 2012 года Министерство
финансов Кипра отчиталось о
Заключение
Государственный кредит –
это специфические отношения
по поводу перераспределения части
стоимости валового внутреннего
продукта и национального богатства,
иностранного ссудного капитала, связанные
с формированием
РФ, субъект РФ или муниципальное
образование могут являться не только
заемщиками, но и кредиторами. Такое
перераспределение
Госкредит выполняет три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
В рамках распределительной функции происходит перераспределение ресурсов в соответствии как с общими потребностями экономики, так и для осуществления тех или иных социально-экономических процессов. Ресурсы перераспределяются между:
Регулирующая функция означает, что, предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективность использования средств, выделенных именно на возвратной и платной основе, по сравнению с использованием безвозвратных и бесплатных ассигнований. Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективное использование средств, полученных РФ от зарубежных кредиторов на финансирование бюджетных дефицитов, проведение структурной политики и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.
Контрольная функция государственного и муниципального кредита обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Соответствующие контрольные действия проводят уполномоченные органы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом используют следующие формы контроля:
Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры
рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика
будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации
осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения
поставленных социально-
сообществом, последовательное расширение круга инвесторов,
заинтересованных в размещении
средств в государственные
Российской Федерации.
Фактический объем государственных
заимствований будет
Список литературы
Приложение А
График 1. Доля государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме государственного долга Российской Федерации, %
Приложение Б
График 2. Объем исполнения государственных гарантий
Российской Федерации, млрд. руб.
Приложение В
Таблица 1. Неисправные должники России в XXI веке
|
Приложение Г
Таблица 2. Размер долга государств-участников СНГ по кредитам, предоставленным Правительством РФ в долл. США на 2006 год
Страна |
Основной долг |
Неуплачено процентов |
Итого |
|
1.485.605.860,00 |
0 |
1.485.605.860,00 (45%) |
|
500.610.948,58 |
170.275.881,25 |
670.886.829,83 (20%) |
|
358.115.043,20 |
2.712.654,62 |
360.827.697,82 (11%) |
|
292.429.127,51 |
3.038.888,89 |
295.468.016,40 (9%) |
|
186.015.345,57 |
0 |
186.015.345,57 (6%) |
|
150.463.186,36 |
0 |
150.463.186,36 (5%) |
|
122.064.268,13 |
22.668.975,84 |
144.733.243,97 (4%) |
Итого |
3.095.303.779,35 |
198.696.400,60 |
3.294.000.179,95 |