Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель данного исследования состоит в изучении особенностей государственного кредита. Основными задачами являются исследование теоретических основ государственного кредита, его основных функций и форм, а также рассмотрение исторических особенностей возвращения финансовых активов.
Объектом исследования является государственный кредит, представляющий собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы государственного кредита.................................6
1.1 Сущность и функции государственного кредита.................................6
1.2 Формы государственного кредита.......................................................11
1.3 Управление государственным кредитом.............................................19
1.4 Пересмотр теоретического похода к государственному кредиту....21
1.5 Проблемы возвращения финансовых активов России......................25
Глава 2 Анализ государственных финансовых активов России.......................34
2.1 Обслуживание государственных внешних финансовых активов.....34
2.2 Государственные гарантии Российской Федерации..........................35
2.3 Международная кредитная позиция России.......................................37
2.4 Российская Федерация как кредитор...................................................39
Заключение.............................................................................................................48
Список литературы................................................................................................51
В Бюджетном кодексе РФ предусмотрен ряд методов управления государственным кредитом. Среди них следует выделить:
1) реструктуризацию;
2) списание;
3) уступку задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией.
Реструктуризация. Под реструктуризацией долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга.
Списание. Реструктуризация долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга и начисленных процентов. Отметим, что списание долга государства является широко распространенной финансово-кредитной операцией по управлению государственным кредитом. В основном она применяется в отношении так называемых плохих долгов, которые с большой степенью вероятности никогда не будут возвращены должником.
Договоры о реструктуризации
задолженности или списании задолженности
иностранных государств перед Российской
Федерацией подлежат ратификации Государственной
Думой, за исключением случаев
В результате только начальное сокращение долговых требований Российской Федерации к странам-дебиторам, имеющим отношение к Парижскому клубу кредиторов, составило 25,609 млрд. долл. Среди стран-дебиторов, которым была списана задолженность, оказались развивающиеся страны Африки: Эфиопия, Танзания, Мали, Центральная Африканская Республика, Чад, а также Албания, Вьетнам, Гвинея, Экваториальная Гвинея и многие другие.
Уступка прав требования. Бюджетным законодательством предусмотрена уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Подобная уступка может быть осуществлена Правительством РФ в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Целью уступки прав требования является необходимость получения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита. [4, с.105 – 120]
Существует довольно обширный перечень различных определений государственного кредита. Из них можно выделить ряд принципиальных.
Государственный кредит –
это специфические отношения
по поводу перераспределения части
стоимости валового внутреннего
продукта и национального богатства,
иностранного ссудного капитала, связанные
с формированием
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения государством или размещения со стороны государства денежных средств, а также отношений по предоставлению государственных гарантий.
Государственный и муниципальный
кредит – это денежные отношения,
по которым Российская Федерация, субъект
Российской Федерации или муниципальное
образование предоставляют
Государственный кредит –
это система денежных отношений,
возникающих в связи с
Государственный кредит –
это отношения между
Бюджетный кредит – денежные
средства, предоставляемые бюджетом
другому бюджету бюджетной
Представленные ряд
Наиболее узкое и ограниченное
изложение проблемы государственного
кредита имеет место в
Не лишено недостатков в отношении государственного кредита и российское законодательство. В Бюджетном кодексе РФ, в Федеральном законе от 26.11.1998 г. №181 – ФЗ «О бюджете развития Российской Федерации» государственный кредит понимается как «форма финансирования бюджетных расходов», «форма финансирования проектов», «форма финансирования средств на возвратной и возмездной основах», что также не может в полной мере отразить сущность государственного кредита.
В законодательстве РФ четко не определены понятия кредита, по которому Россия является заемщиком или кредитором. Бюджетный кодекс РФ в обоих случаях использует термин «кредит». Федеральный закон № 181 отношения, в которых Россия является кредитором, обозначает термином «кредитование». Последнее является принципиально важным, так как отражает объективную необходимость в разграничении отношений, в ходе которых государство является заемщиком (государственный долг) и кредитором (государственный кредит). Однако в связи с этим новых определений Федеральный закон № 181 не дает.
В отличие от ФЗ – 181, использующего
термин «кредитование», Бюджетный кодекс
РФ оперирует в обоих случаях
термином «кредит». При этом внешнему
кредитованию уделено намного больше
внимания, чем внутренним кредитам:
кредиты РФ иностранным государствам
рассматриваются отдельной
В российском законодательстве государственное кредитование не рассматривается как самостоятельная категория. В ФЗ – 181 кредитование рассматривается с точки зрения «способов осуществления расходов бюджета», а также как один из способов финансирования инвестиционных проектов. Официальный сайт Минфина РФ не содержит определения тех отношений, в результате которых Россия становится кредитором.
Целесообразно предложить следующий подход к государственному кредиту.
Совершенно очевидно, что государство в ходе своей деятельности выполняет функции не только заемщика, но также кредитора и гаранта. Государственное кредитование распространено не меньше, чем займы.
Вливания ликвидности, осуществляющиеся в России в сентябре и октябре 2008 года, представляют собой пример государственного кредитования. Действия континентальной Европы по спасению финансовых рынков, обозначенные 13 октября 2008 года президентом Франции Н. Саркози и канцлером Германии А. Меркель, представляют собой примеры государственных гарантий. По данным РосБизнесКонсалтинг, Германия предоставила гарантии объемом 400 млрд. евро на межбанковское кредитование. Франция для обеспечения циркуляции денежных средств предоставила свою гарантию банкам для получения ими кредитов, необходимых для рефинансирования. Данная гарантия распространилась на кредиты, взятые до 31 декабря 2009 года и сроком до 5 лет.
3 декабря 2008 года, по данным РБК, министр финансов РФ А. Кудрин объявил о том, что государство выделит 300 млрд. руб. на государственные гарантии по кредитам предприятий.
Государственный кредит – это экономические отношения по поводу движения финансовых ресурсов, ссужаемых органом любого уровня бюджетной системы государства на условиях возвратности, обеспеченности, срочности и платности.
В предлагаемом определении формулировка «любой уровень бюджетной системы» является важным и объективным в силу стараний дать универсальное определение для любой страны, вне зависимости от конкретного типа бюджетной системы.
Таким образом, теоретический подход, рассматривающий отношения государства по предоставлению кредитов и гарантий, а также по поводу осуществления займов, на современном этапе требует пересмотра. Необходимо признать факт выполнения государством функций заемщика, кредитора и гаранта. Эти три вида отношений, которые в настоящее время полностью или частично рассматриваются различными авторами преимущественно в рамках государственного кредита, целесообразно выделить в три обособленных вида экономических отношений. [1, с.32 – 40]
Практически до начала ХХ века Россия выступала чистым заемщиком. Причем первый в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй в 1769 году в Голландии. Голландцы являлись основными кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815 году долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны, который был окончательно погашен в 1891 году.
Со второй половины XIX века Россия стала испытывать еще большую нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы в это время были получены значительные средства, в основном для развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Доля иностранного капитала (французского, бельгийского, английского, немецкого) во вложениях в экономику страны достигала 72%.
Дореволюционная Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде государственных займов и частных инвестиций. История заключения царским правительством займа 1906 года тесно переплетается со сложными внешнеполитическими проблемами России. После заключения Портсмутского мира у Франции и Англии возник проект предоставления царской России совместного займа в целях укрепления ослабевших уз франко-русского союза, подготовки англо-русского сближения и укрепления позиций царизма в борьбе с революцией. Единственным условием предоставления займа французы выставляли поддержку своей страны в марокканском вопросе.
17 апреля 1906 года был выпущен
Российский государственный 5-
Российский внешний заем 1906 года имел большое значение для расстановки политических сил в Европе в начале ХХ века и знаменовал важный этап в наметившемся процессе экономического и военно-политического сближения России с англо-французской Атлантой и одновременно роста зависимости от нее.
Публичные займы царской
России размещались без определенного
деления на внутреннюю и внешнюю
задолженность и состояли из двух
основных категорий: займов для общих
нужд государства (65%) и для строительства
железных дорого (35%). На начало 1914 года
общий публичный долг достиг 8,8 млрд.
долл., иностранная часть
После революции 1917 года государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и целенаправленной. Это объяснялось прежде всего необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной самообеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. Историческая оправданность такого укрепления национального экономического и оборонного потенциала в полной мере проявилась в Великой Отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников.
Немаловажный фактор внешнеэкономической
независимости – состояние