Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель данного исследования состоит в изучении особенностей государственного кредита. Основными задачами являются исследование теоретических основ государственного кредита, его основных функций и форм, а также рассмотрение исторических особенностей возвращения финансовых активов.
Объектом исследования является государственный кредит, представляющий собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы государственного кредита.................................6
1.1 Сущность и функции государственного кредита.................................6
1.2 Формы государственного кредита.......................................................11
1.3 Управление государственным кредитом.............................................19
1.4 Пересмотр теоретического похода к государственному кредиту....21
1.5 Проблемы возвращения финансовых активов России......................25
Глава 2 Анализ государственных финансовых активов России.......................34
2.1 Обслуживание государственных внешних финансовых активов.....34
2.2 Государственные гарантии Российской Федерации..........................35
2.3 Международная кредитная позиция России.......................................37
2.4 Российская Федерация как кредитор...................................................39
Заключение.............................................................................................................48
Список литературы................................................................................................51
На текущем этапе развития российской экономики государственные
гарантии играют все более значительную роль, выступая в качестве важного
инструмента посткризисной экономической политики. В последнее время
многие, если не большинство программных документов (отраслевых стратегий, федеральных целевых программ, «дорожных карт» и т.п.) содержат ссылки на государственные гарантии Российской Федерации как главное условие привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, частно-государственного партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.
В федеральном бюджете
на 2011 год предусмотрено
государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме около
551,1 млрд. руб.
Принятие обязательств по
государственным гарантиям
существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации.
В 2009 году на долю госгарантий приходилось около 8,6% всех долговых обязательств Российской Федерации (см. приложение А график 1), то в 2011 г. этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой тенденции к росту во все последующие годы. Как следствие, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут (см. приложение Б график 2).
При этом уже в 2014 году сумма прямых расходов федерального бюджета по исполнению госгарантий, то есть расходов, невозмещаемых впоследствии в связи с отсутствием у Российской Федерации прав требования к должникам, допустившим нарушение своих финансовых обязательств, может достичь 57,5 млрд. руб. [7, с.3 – 39]
2.3 Международная кредитная позиция России
Для формирования эффективного
сотрудничества России с международными
финансово-кредитными организациями
и определения места нашей
страны на мировой арене, важно проанализировать
ее кредитную позицию в
По имеющимся оценкам
Россия выступала нетто-кредитором
зарубежных стран. И только в последние
годы стал значительно увеличиваться
разрыв между привлеченными и
дебиторскими обязательствами. Конечно,
международная кредитная
Иная ситуация наблюдается по обязательствам иностранных государств перед Россией. Значительная их часть остается виртуальной величиной, так как по разным причинам российские оценки не признаются нашими должниками. Три четверти оставшихся зарубежных финансовых активов приходится на 5 стран - Кубу, Сирию, Афганистан, Ирак, КНДР, которые не являются клиентами Парижского клуба. Как показывает практика последних лет, Минфин взял курс на урегулирование старой задолженности с существенным дисконтом. Например, в конце 2003 г. Монголии было списано более 98% задолженности по кредитам бывшего СССР, или свыше 1 млрд. переводных рублей. Всего же за последние 10 лет российским должникам было списано в пересчете на доллары более 45 млрд. долл. По объемам списания задолженности иностранным государствам относительно национального ВВП Россия вышла на первое место в мире.
В июле 2004 г. соглашения с Никарагуа, согласно которому Россия простила ей весь ее долг в размере 344 млн. дол. А этот долг был лишь 1/10 частью задолженности Никарагуа по советским кредитам, 90% которой было уже списано в результате ее реструктуризации. В 2003 г. полностью была урегулирована и списана задолженность Мали. Высока вероятность и появления новых инициатив лидеров мирового сообщества по решению долговых проблем менее развитых стран, которые коснуться многих российских должников из дальнего и ближнего зарубежья. В частности, Германия выступила с инициативой о передвижке срока, по которому учитывается объем задолженности, подлежащей списанию. Появились и предложения об изменении параметров дополнительного списания задолженности в случае, если страна-должник не может далее развиваться в связи с большим объемом долга. В случае реализации этих предложений, по оценкам Минфина, России потребуется списать беднейшим странам дополнительно около 2 млрд. долл. Поэтому реальная величина зарубежных активов, которые могут дать финансовую отдачу для российского бюджета. Это ослабляет международную кредитную позицию России.
Таким образом, международная кредитная позиция РФ характеризует ее как суверенное государство и не затрагивает баланс кредитных отношений региональных органов управления и негосударственных структур, которые в условиях глобализации стремительно увеличивают свой вес во внешних кредитных потоках России. [8, с.48 – 55]
2.4 Российская Федерация как кредитор
В середине 90-х годов ХХ
века федеральный бюджет Российской
Федерации являлся
Такая форма финансирования должна была стимулировать наиболее эффективное и рациональное использование полученных ресурсов, позволить пополнить доходы бюджета за счет получения процентов и снизить расходы бюджета, поскольку заемщики будут стремиться минимизировать свои затраты и тем самым привлекать минимальные суммы бюджетного финансирования.
Также необходимость бюджетного кредитования объяснялась и тем, что коммерческие банки в основном кредитовали государство. Среди коммерческих предприятий получить дорогой банковский кредит могли только высокодоходные торговые организации.
Но на практике система
бюджетного кредитования себя не оправдала.
Кредиты своевременно не возвращались,
а проценты по ним не уплачивались.
Коммерческие банки стали все
более активно кредитовать
Обязательное условие
предоставления бюджетного кредита
– предварительная проверка финансового
состояния заемщиком. Цели, на которые
может быть предоставлен бюджетный
кредит, условия и порядок
В настоящее время политика бюджетного кредитования, проводимая РФ основана на двух базовых принципах:
В целях укрепления финансовой дисциплины и создания условий для оздоровления государственных и муниципальных финансов субъектов РФ Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 года № 160 утверждены «Правила предоставления бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета бюджетных кредитов».
Правилами четко определяются два условия, при которых бюджетный кредит может предоставляться бюджету субъекта РФ:
Срок бюджетных кредитов не выходит за пределы финансового года, по процентной ставке, установленной в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Объем бюджетного кредита
определяется возможностями федерального
бюджета и потребностями
Под внешними государственными
кредитами понимаются кредиты (займы),
предоставляемые РФ иностранным
государствам, у которых тем самым
возникают долговые обязательства
перед РФ как кредитором. Такие
государственные кредиты
Внешние государственные кредиты и задолженность по ним перед Россией, как правило, составляют три группы:
В 90-х годах тяжелое
финансовое положение не позволяло
РФ выступать на мировом рынке
в качестве активного кредитора.
Но в 70-х – первой половине 80-х
годов СССР играл важную роль на
мировой арене в качестве одного
из ведущих государств-кредиторов.
О размахе такой деятельности,
в частности, свидетельствует объем
задолженности иностранных
Для облегчения взимания долгов
ведущие страны-кредиторы
Вступление России в члены Парижского клуба означало новый этап построения ее взаимоотношений с должниками.
При расчетах с должниками
РФ использует различные формы погашения
долга. Так, большое распространение
получила поставка товаров в счет
погашения государственных
По оценке Счетной палаты, на 1 января 1996 года задолженность иностранных государств России по межправительственным кредитам равнялась 96, 4 млрд. руб.
В пересчете по курсу, котируемому
ЦБ РФ для платежно-расчетных
Долг развивающихся стран России, как это предусмотрено соглашениями, в основном должен погашаться товарными поставками.
Чтобы ускорить погашение
долга, используется практика переуступки
задолженности банкам и фирмам других
стран. Однако переуступить долги стран
с низким уровнем платежеспособности
можно только на условиях большой
скидки, которая обычно достигает 90%.
В российской практике этот метод
не получил широкого распространения.
Переуступка российских требований
за бесценок не отвечает и долгосрочным
интересам России, поскольку в
этом случае она уплачивает с трудом
завоеванные позиции в
Надеясь ускорить процесс погашения долга развивающимися странами, Россия в 1997 году вступила в Парижский клуб в качестве государства-кредитора. Из числа российских должников лишь 25 стран (около 1/2) работают с Парижским клубом (Вьетнам, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик и др.). На них приходится долг в размере 50 млрд. долл.
С Парижским клубом не работает самый крупный российский должник – Куба, а также Монголия, Сирия, Афганистан. Последние три страны должны России около 30 млрд. долл. При урегулировании долга развивающихся стран России в рамках Парижского клуба значительная часть его в объеме 35 – 80% списывается. Размер списания зависит от уровня развития страны и доли поставки военной техники в сумме долга.