Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в изучении особенностей государственного кредита. Основными задачами являются исследование теоретических основ государственного кредита, его основных функций и форм, а также рассмотрение исторических особенностей возвращения финансовых активов.
Объектом исследования является государственный кредит, представляющий собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы государственного кредита.................................6
1.1 Сущность и функции государственного кредита.................................6
1.2 Формы государственного кредита.......................................................11
1.3 Управление государственным кредитом.............................................19
1.4 Пересмотр теоретического похода к государственному кредиту....21
1.5 Проблемы возвращения финансовых активов России......................25
Глава 2 Анализ государственных финансовых активов России.......................34
2.1 Обслуживание государственных внешних финансовых активов.....34
2.2 Государственные гарантии Российской Федерации..........................35
2.3 Международная кредитная позиция России.......................................37
2.4 Российская Федерация как кредитор...................................................39
Заключение.............................................................................................................48
Список литературы................................................................................................51

Работа содержит 1 файл

Gosudarstvenny_kredit (Никита).docx

— 115.92 Кб (Скачать)

На текущем этапе развития российской экономики государственные

гарантии играют все более  значительную роль, выступая в качестве важного

инструмента посткризисной экономической политики. В последнее время

многие, если не большинство  программных документов (отраслевых стратегий, федеральных целевых  программ, «дорожных карт» и т.п.) содержат ссылки на государственные  гарантии Российской Федерации как  главное условие привлечения  денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, частно-государственного партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.

В федеральном бюджете  на 2011 год предусмотрено предоставление

государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме около

551,1 млрд. руб.

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает

существенное влияние  на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных  гарантий формирует условные обязательства  государства и включается в общий  объем государственного долга Российской Федерации.

В 2009 году на долю госгарантий приходилось около 8,6% всех долговых обязательств Российской Федерации (см. приложение А график 1), то в 2011 г. этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой тенденции к росту во все последующие годы. Как следствие, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут (см. приложение Б график 2).

При этом уже в 2014 году сумма  прямых расходов федерального бюджета  по исполнению госгарантий, то есть расходов, невозмещаемых впоследствии в связи  с отсутствием у Российской Федерации  прав требования к должникам, допустившим  нарушение своих финансовых обязательств, может достичь 57,5 млрд. руб. [7, с.3 – 39]

 

 

2.3 Международная кредитная  позиция России

 

 

Для формирования эффективного сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями  и определения места нашей  страны на мировой арене, важно проанализировать ее кредитную позицию в международном  масштабе, по которой можно судить о ее положении в мире. Международная  кредитная позиция важна и  с точки зрения практики управления внешним долгом. Мировой опыт показывает, что при урегулировании задолженности, если имеется такая возможность, осуществляется зачет взаимных финансовых пассивов и активов. Подобный зачет  имел место при заключении в 1992 - 1994 гг. соглашений России с государствами СНГ об урегулировании вопросов правопреемственности в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР. В них был реализован так называемый «нулевой вариант», когда в пассиве для России была часть советского долга, а в активе - соответствующая часть активов. Оценить изменение суверенной международной кредитной позиции РФ позволяет сопоставление динамики государственных зарубежных финансовых активов и внешней задолженности.

По имеющимся оценкам  Россия выступала нетто-кредитором зарубежных стран. И только в последние  годы стал значительно увеличиваться  разрыв между привлеченными и  дебиторскими обязательствами. Конечно, международная кредитная позиция  может выполнять только индикативные функции. Активы и долги сильно различаются  по качеству, что делает не вполне корректным их сопоставление. Данные различия в  определенной мере иллюстрирует сопоставление  платежей по долгу и сильно уступающим им поступлений в счет реализации активов даже тогда, когда активы по абсолютной величине были больше. Дело в том, что в 2002 - 2004 гг. был осуществлен ряд операций по реструктуризации внешнего долга. Наиболее существенной из них стала реструктуризация задолженности перед Лондонским клубом кредиторов, в результате которой номинальный объем задолженности уменьшился на 10,4 млрд. долл. В настоящее время считается окончательно не урегулированной задолженность в размере немного более 3 млрд. долл. (перед Кувейтом, Югославией, Турцией, ОАЭ, Китаем). Это всего 2,5% от общего объема долга, и по имеющимся экспертным оценкам в ближайшее время большинство спорных вопросов будут решены. Все это делает реальными с точки зрения международной кредитной позиции публикуемые Минфином данные о внешней задолженности и позволяет точнее определить фактическую величину перспективных выплат, то есть долговую нагрузку бюджета.

Иная ситуация наблюдается  по обязательствам иностранных государств перед Россией. Значительная их часть  остается виртуальной величиной, так  как по разным причинам российские оценки не признаются нашими должниками. Три четверти оставшихся зарубежных финансовых активов приходится на 5 стран - Кубу, Сирию, Афганистан, Ирак, КНДР, которые не являются клиентами Парижского клуба. Как показывает практика последних лет, Минфин взял курс на урегулирование старой задолженности с существенным дисконтом. Например, в конце 2003 г. Монголии было списано более 98% задолженности по кредитам бывшего СССР, или свыше 1 млрд. переводных рублей. Всего же за последние 10 лет российским должникам было списано в пересчете на доллары более 45 млрд. долл. По объемам списания задолженности иностранным государствам относительно национального ВВП Россия вышла на первое место в мире.

В июле 2004 г. соглашения с  Никарагуа, согласно которому Россия простила ей весь ее долг в размере 344 млн. дол. А этот долг был лишь 1/10 частью задолженности  Никарагуа по советским кредитам, 90% которой было уже списано в  результате ее реструктуризации. В 2003 г. полностью была урегулирована и списана задолженность Мали. Высока вероятность и появления новых инициатив лидеров мирового сообщества по решению долговых проблем менее развитых стран, которые коснуться многих российских должников из дальнего и ближнего зарубежья. В частности, Германия выступила с инициативой о передвижке срока, по которому учитывается объем задолженности, подлежащей списанию. Появились и предложения об изменении параметров дополнительного списания задолженности в случае, если страна-должник не может далее развиваться в связи с большим объемом долга. В случае реализации этих предложений, по оценкам Минфина, России потребуется списать беднейшим странам дополнительно около 2 млрд. долл. Поэтому реальная величина зарубежных активов, которые могут дать финансовую отдачу для российского бюджета. Это ослабляет международную кредитную позицию России.

Таким образом, международная  кредитная позиция РФ характеризует  ее как суверенное государство и  не затрагивает баланс кредитных  отношений региональных органов  управления и негосударственных  структур, которые в условиях глобализации стремительно увеличивают свой вес  во внешних кредитных потоках  России. [8, с.48 – 55]

 

2.4 Российская Федерация как кредитор

 

В середине 90-х годов ХХ века федеральный бюджет Российской Федерации являлся исключительно  активным кредитором внутри страны. Средства на возвратной основе в значительных суммах предоставлялись как предприятиям, так и субъектам Российской Федерации.

Такая форма финансирования должна была стимулировать наиболее эффективное и рациональное использование  полученных ресурсов, позволить пополнить доходы бюджета за счет получения процентов и снизить расходы бюджета, поскольку заемщики будут стремиться минимизировать свои затраты и тем самым привлекать минимальные суммы бюджетного финансирования.

Также необходимость бюджетного кредитования объяснялась и тем, что коммерческие банки в основном кредитовали государство. Среди  коммерческих предприятий получить дорогой банковский кредит могли  только высокодоходные торговые организации.

Но на практике система  бюджетного кредитования себя не оправдала. Кредиты своевременно не возвращались, а проценты по ним не уплачивались. Коммерческие банки стали все  более активно кредитовать предприятия, ставки по кредитам стали снижаться  и необходимость в бюджетных  кредитах отпала.

Обязательное условие  предоставления бюджетного кредита  – предварительная проверка финансового  состояния заемщиком. Цели, на которые  может быть предоставлен бюджетный  кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета  на очередной финансовый год.

В настоящее время политика бюджетного кредитования, проводимая РФ основана на двух базовых принципах:

  • кредиты выделяются преимущественно на покрытие кассовых разрывов;
  • предпринимаются существенные шаги по упорядочению просроченной задолженности и ее минимизации.

В целях укрепления финансовой дисциплины и создания условий для  оздоровления государственных и  муниципальных финансов субъектов  РФ Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 года № 160 утверждены «Правила предоставления бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета бюджетных кредитов».

Правилами четко определяются два условия, при которых бюджетный  кредит может предоставляться бюджету  субъекта РФ:

  1. если расходы консолидированного бюджета субъекта РФ (за исключением расходов капитального характера и расходов на поддержку организаций производственной сферы) в месяце, в котором предполагается выдача кредита, превышают доходы консолидированного бюджета в этом месяце, увеличенные на сумму налоговых льгот, предоставленных органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, и средств, поступивших из источников финансирования дефицита бюджета;
  2. если необходимо покрытие расходов в связи с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

Срок бюджетных кредитов не выходит за пределы финансового  года, по процентной ставке, установленной  в соответствии с федеральным  законом о федеральном бюджете  на текущий финансовый год.

Объем бюджетного кредита  определяется возможностями федерального бюджета и потребностями заемщика, определяемыми величиной временного кассового разрыва, возникающего при  исполнении консолидированного бюджета, или размером расходов, связанных  с ликвидацией последствий стихийных  бедствий.

Под внешними государственными кредитами понимаются кредиты (займы), предоставляемые РФ иностранным  государствам, у которых тем самым  возникают долговые обязательства  перед РФ как кредитором. Такие  государственные кредиты формируют  внешние активы РФ.

Внешние государственные  кредиты и задолженность по ним  перед Россией, как правило, составляют три группы:

  1. задолженность иностранных государств (кроме стран СНГ);
  2. задолженность стран СНГ;
  3. задолженность иностранных коммерческих банков и фирм.

В 90-х годах тяжелое  финансовое положение не позволяло  РФ выступать на мировом рынке  в качестве активного кредитора. Но в 70-х – первой половине 80-х  годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем  задолженности иностранных заемщиков, не погашенной до сих пор.

Для облегчения взимания долгов ведущие страны-кредиторы объединились в Парижский клуб.

Вступление России в члены  Парижского клуба означало новый  этап построения ее взаимоотношений  с должниками.

При расчетах с должниками РФ использует различные формы погашения  долга. Так, большое распространение  получила поставка товаров в счет погашения государственных кредитов, предоставляемых СССР и РФ. По товарам, ввозимым в РФ в этих целях, установлены  налоговые льготы.

По оценке Счетной палаты, на 1 января 1996 года задолженность иностранных  государств России по межправительственным кредитам равнялась 96, 4 млрд. руб.

В пересчете по курсу, котируемому  ЦБ РФ для платежно-расчетных соглашений Советского Союза, это долг равен 149, 6 млрд. долл. Однако, по официальной  оценке, в лучшем случае может быть возмещена 1/3 этой суммы в течение  нескольких десятилетий. Долг развивающихся  стран России подлежал погашению  в основном к середине 90-х годов. Однако объем его почти не сокращается, поскольку реально а счет этого долга поступает ежегодно не более 1,5 млрд. долл., что составляет примерно 1/10 от платежей. Должники России – 57 развивающихся стран. На Кубу, Монголию, Вьетнам приходилось свыше 40% долга. Однако у этих стран просроченная задолженность составляла 1/2 суммы долга.  Около 30 млрд. долл. (1/5 суммы долга) приходилось на наименее развитые страны. Большинство из них вообще не производили никаких платежей, получая постоянные отсрочки. Лишь немногие страны (Индия, Пакистан, Бангладеш, Индонезия) выполняли свои обязательства. Из 1,5 млрд. долл. ежегодных долговых поступлений  около 1 млрд. приходится на Индию.

Долг развивающихся стран  России, как это предусмотрено  соглашениями, в основном должен погашаться товарными поставками.

Чтобы ускорить погашение  долга, используется практика переуступки  задолженности банкам и фирмам других стран. Однако переуступить долги стран  с низким уровнем платежеспособности можно только на условиях большой  скидки, которая обычно достигает 90%. В российской практике этот метод  не получил широкого распространения. Переуступка российских требований за бесценок не отвечает и долгосрочным интересам России, поскольку в  этом случае она уплачивает с трудом завоеванные позиции в развивающихся  странах. Более предпочтителен метод  конверсии долга в инвестиции в экономику страны-должника. Однако, как показывает опыт развивающихся  стран, отбор подобных объектов для  инвестирования сложен, и прорыва  в данном направлении ожидать  не приходиться. Поэтому товарные поставки остаются основным методом погашения  внешнего долга России развивающимися странами.

Надеясь ускорить процесс  погашения долга развивающимися странами, Россия в 1997 году вступила в  Парижский клуб в качестве государства-кредитора. Из числа российских должников лишь 25 стран (около 1/2) работают с Парижским клубом (Вьетнам, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик  и др.). На них приходится долг в размере 50 млрд. долл.

С Парижским клубом не работает самый крупный российский должник  – Куба, а также Монголия, Сирия, Афганистан. Последние три страны должны России около 30 млрд. долл. При  урегулировании долга развивающихся  стран России в рамках Парижского клуба значительная часть его  в объеме 35 – 80% списывается. Размер списания зависит от уровня развития страны и доли поставки военной техники  в сумме долга.

Информация о работе Государственный кредит