Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в изучении особенностей государственного кредита. Основными задачами являются исследование теоретических основ государственного кредита, его основных функций и форм, а также рассмотрение исторических особенностей возвращения финансовых активов.
Объектом исследования является государственный кредит, представляющий собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы государственного кредита.................................6
1.1 Сущность и функции государственного кредита.................................6
1.2 Формы государственного кредита.......................................................11
1.3 Управление государственным кредитом.............................................19
1.4 Пересмотр теоретического похода к государственному кредиту....21
1.5 Проблемы возвращения финансовых активов России......................25
Глава 2 Анализ государственных финансовых активов России.......................34
2.1 Обслуживание государственных внешних финансовых активов.....34
2.2 Государственные гарантии Российской Федерации..........................35
2.3 Международная кредитная позиция России.......................................37
2.4 Российская Федерация как кредитор...................................................39
Заключение.............................................................................................................48
Список литературы................................................................................................51

Работа содержит 1 файл

Gosudarstvenny_kredit (Никита).docx

— 115.92 Кб (Скачать)

В 1914 – 1917 гг. Россия перечислила  в банки Нью-Йорка, Лондона и  Парижа около 490 т чистого золота в оплату за оружие. Впоследствии контракты  иностранной стороной выполнены  не были. Начиная с 1914 года золото планомерно перенаправлялось и в Японию: сначала  в оплату поставок того же оружия.

В 1918 году в обмен на Брест-Литовский договор Советская республика пообещала компенсировать Германии материальный ущерб, выплатив огромную сумму – 6 млрд. марок.

В 1920 году стратегические запасы из России вывезли поднявшие мятеж  чешские пленные: по некоторым оценкам, 63 млн. золотых рублей, на которые  был создан крупнейший в довоенное  время Легио-банк.

Литва сумела в 1992 году после  переговоров вернуть 3,2 т своего золота, находившегося в английских и французских банках с 1940 года.

Активы по задолженности  развивающихся и социалистических стран перед СССР и Россией  включают в себя требования по предоставленным  государственным кредитам, коммерческим кредитам советских внешнеэкономических  организаций до 1 января 1991 года, межбанковским  кредитам, предоставленным Внешэкономбанком по поручению Правительства России. Следует отметить, что государственные кредиты практически никогда не предоставлялись СССР в виде ничем не связанных денежных средств. Как правило, осуществлялось кредитование поставок или расчетов.

При кредитовании поставок Внешэкономбанк за счет средств бюджета  оплачивал экспортерам стоимость  поставленных товаров и оказанных  услуг, а страна-должник получала кредит в товарной форме. Указанные  кредиты носили характер инвестиционных, под них осуществлялось подрядное  строительство, или техническое  содействие, или товарные кредиты, основным видом которых являлись поставки военной техники и материалов. Меньшее распространение имели  кредитные поставки общегражданских  товаров в качестве поддержки  национальной промышленности, как правило, авто- и авиатехника, а также поставки товаров для реализации на местном  рынке в целях получения национальной валюты для расчетов за товары и  услуги на объекте сотрудничества.

Кредитование расчетов осуществлялось в виде кредитов на сбалансирование  расчетов и кредитов на рефинансирование платежей. Первые кредиты представляют собой переоформление в кредит задолженности  другой страны по текущему товарообороту. Кредиты на рефинансирование платежей направлялись на погашение ранее  предоставленных кредитов на условиях капитализации долга и выплаты  повышенного процента.

Всего получателями государственных  кредитов СССР и России в разное время выступали 73 страны, в том  числе 45 стран – на сумму свыше 100 млн. инв. руб.

Первые государственные  кредиты были предоставлены в 1930-х  гг. Монголии и Турции. Во второй половине 1940-х гг. к ним добавились страны Восточной Европы, а также Австрия, Китай и КНДР. Значительно расширилась география предоставления кредитов в 1950-е гг. за счет Афганистана, Вьетнама, Индии, Индонезии, Ирака, Йемена, Сирии, Финляндии, Эфиопии. Сотрудничество в этот период в основном имело форму технического содействия.

Серьезные перемены произошли  на стыке 1950-х и 1960-х гг. На протяжении последующих 30 лет наблюдалось наращивание  объемов и расширение географии  предоставления кредитов за счет образовавшихся с распадом колониальной системы  новых стран: если в 1950-е гг. кредиты  были предоставлены 29 странам, то в 1960-е  – 44, в 1980-е – 51 стране. Наиболее крупными новыми заемщиками являлись: в 60-х гг. – Алжир, Гвинея, Замбия, Куба, Иран, Конго, Мали, Пакистан, Сомали, Танзания; в 70-х гг. – Ангола, Бангладеш, Лаос, Ливия, Мадагаскар, Мозамбик, Перу; в 80-х  гг. – Иордания и Никарагуа.

В этот период резко повысилась доля военных кредитов союзникам  в третьем мире. Практически перестал учитываться фактор возвратности кредитов – увеличилось число непроизводительных объектов сотрудничества. Обычным делом  стало предоставление отсрочек платежей, для целого ряда стран помощь СССР стала основной доходной статьей  бюджета. Фактически государственные  кредиты в значительной мере стали  завуалированной формой безвозмездной  помощи дружественным режимам.

Резкое изменение экономической  и политической ситуации в начале 1990-х гг. привело к сворачиванию кредитного сотрудничества. За исключение небольшого числа для завершения ранее начатых объектов, в настоящее  время действует ограниченное число  кредитных соглашений – крупные  энергетические объекты в Марокко, Китае, Словакии, а также поставки военной техники для Индии.

В целом ряде государств Северной Африки, Центральной Азии, Дальнего Востока, получавших в прошлом  от СССР государственные кредиты, созданы  неплохие позиции, позволяющие продолжить содействие уже на коммерческой основе. Положительное влияние оказали  государственные кредиты и на продвижение российской военной  техники, которая также реализуется  на коммерческой основе группе стран  – бывших заемщиков.

Преимущественной формой погашения государственных кредитов всегда выступала товарная форма  и ее разновидности: прямые товарные поставки в счет погашения долга; зачисление платежей в погашение  долга на счета текущего товарооборота; зачисление платежей на специальные  счета с правом последующей закупки  товаров.

В конце 1997 года Россия вступила в Парижский клуб в качестве страны-кредитора. Принятие такого решения имело преимущественно  политическую основу, направленную на дальнейшую широкую интеграцию страны в мировое сообщество. Указанный  шаг принципиально изменил ситуацию с погашением внешних активов.

В связи с распадом СССР Россия столкнулась с проблемой  установления адекватного курса  пересчета обязательств стран-должников  в твердую валюту. С некоторыми странами, в том числе Восточной  Европы, удалось зафиксировать курс примерно на уровне 1991 года.

Поскольку структура внешних  активов России сильно отличалась своими параметрами от категорий долга, подлежащего урегулированию на условиях Парижского клуба Россия взяла обязательство  предоставить единовременную скидку (до 35 – 80%) в зависимости от категории  страны и ее степени отягощения военным  долгом.

Задолженность перед Россией  на начало 2000 года составила 120 млрд. долл., в то время как на начало 1989 года сумма предоставленных кредитов оценивалась в 147 млрд. долл.

Большинство стран-должников  не в состоянии обеспечивать возмещение в наличной форме, что приводит к  сокращению товарных поставок в счет погашения долга достаточно крупных  и «надежных» стран, с которыми до сих пор не подписаны двусторонние соглашения о переоформлении задолженности  на условиях Парижского клуба.

В настоящее время товарные поставки регулируют задолженность  перед СССР, а кредиты, предоставленные  Россией, погашаются только в наличной форме. Вместе с тем произошла  и трансформация товарных поставок к закупкам продукции страны-должника на тендерной основе. Эта схема  предполагает зачисление страной средств  в национальной валюте на специальный  счет Минфина с предоставлением  права списывать средства только в счет приобретения товаров своей  страны.

Форма открытого конкурса позволяет достичь максимально  выгодных условий погашения всей суммы задолженности, выставленной на аукцион, в конкретный момент времени  в наличной форме.

Установление страной-должником  определенных условий по номенклатуре товаров (Бангладеш, Пакистан) и указание ею фирм-поставщиков (Вьетнам) заставляет проводить конкурсы по разным товарным позициям, а в случае небольшой  задолженности продавать на аукционе весь годовой объем.

В трудных экономических  условиях российские инвесторы имеют  возможность принять участие  на подобных условиях только в исключительных случаях, однако современный российский опыт реинвестирования практически  подтвердил экономическую несостоятельность  указанной формы погашения долга, связанную не только со слабой проработанностью инвестиционных проектов, но и отсутствием законодательно оформленных норм инвестирования в погашение задолженности перед государством.

Кроме того, в целях установления контроля Минфина РФ за расходованием  средств российским инвестором организация  всех расчетов должна осуществляться при участии только Внешэкономбанка, в котором ведется учет финансовых активов страны за рубежом. Для определения  высокоэффективных инвестиционных проектов требуется скрупулезная проработка основных направлений вложения средств  преимущественно в те страны, с  которыми существуют долгосрочное успешное экономическое сотрудничество.

Форма зачета долга зарубежных стран с встречными обязательствами  России применялась в основном в  связи с закрытием расчетов в  переводных рублях и по ряду клиринговых  валют, где должники России по государственным  кредитам имели положительное сальдо текущих расчетов. В настоящее  время больших сумм для организации  взаимозачетов нет, а небольшие  суммы урегулируются автоматически  на основе взаимной торговли.

Сделки обратного выкупа страной-должником своих обязательств перед Россией в чистом виде в  настоящее время приняли форму  выкупа задолженности с большим  дисконтом (до 90%) за счет кредитов, предоставляемых  развивающимся странам международными банковскими организациями (Уганда, Эфиопия, Йемен). К числу возможностей урегулирования относятся и переоформление задолженности в долговые инструменты (Банк Анголы) с последующей их реализацией  на вторичном рынке, и прямая переуступка  прав требований по долгу по инициативе иностранных инвесторов (Нигерия, Перу, Гана).

Дальнейшие перспективы  урегулирования внешней задолженности  перед Россией объективно будут  связаны с повышением рентабельности кредитных вложений. Следует прогнозировать увеличение доли наличных платежей в  погашение задолженности за счет подписания новых соглашений со странами-должниками в рамках Парижского клуба. Это вызовет, в свою очередь, сокращение доли неденежных способов урегулирования долга и, по крайней мере на начальном переходном этапе, снижение абсолютной величины поступления средств в счет погашения обязательств перед Россией. [5, с.32 – 40]   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ государственных финансовых активов   России 

2.1 Обслуживание государственных внешних финансовых активов

 

В сфере государственных  внешних финансовых активов Российской Федерации в 2011 – 2015 гг. сохранится тенденция расширения географии  и увеличения объема предоставляемых  Россией зарубежным странам государственных  финансовых и экспортных кредитов.

Основными задачами в этой сфере являются:

  1. ведение и совершенствование учета государственных внешних финансовых активов; 
  2. участие в разработке межправительственной документации и подготовка соответствующей межбанковской документации;
  3. обеспечение всего комплекса внешних и внутренних расчетов по использованию предоставляемых государственных финансовых и экспортных кредитов; 
  4. осуществление банковских операций по обслуживанию, погашению и урегулированию задолженности стран-дебиторов,  в том числе путем проведения конверсионных операций.

Всего в течение 2010 года по операциям,  связанным с управлением  государственными внешними финансовыми  активами Российской Федерации, в доход  федерального бюджета была зачислена  сумма в размере 1727,0 млн.   долларов США (в 2009 году - 874,3 млн. долларов США). В том числе объем платежей зарубежных заемщиков по погашению и обслуживанию задолженности составил 1231,3 млн. долларов США, поступления от реализации долговых средств в клиринговых и замкнутых валютах - 492,7 млн. долларов США.

В 2010 году общий объем  урегулированных обязательств перед  федеральным бюджетом составил около 1,2 млрд. долларов США.

В 2010 году подготовлены 86 заключений о согласовании изменений и дополнений к кредитным договорам и договорам  об обеспечении обязательств, исполнение которых в том числе обеспечено предоставленными государственными гарантиями Российской Федерации. [6, с.40 – 66]

 

2.2 Государственные гарантии Российской Федерации

 

 

 

Высокий уровень мировых  цен на энергоносители обуславливает  относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального

бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной  части бюджета формирует перспективу  его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.

Государственная долговая политика в 2012 - 2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на

благоприятных условиях, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы

мониторинга внешних заимствований  корпоративного сектора, созданию

механизма оперативного влияния  на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия.

Информация о работе Государственный кредит