Государственный финансовый контроль за обоснованным и целевым использованием средств государственных внебюджетных фондов, его эффекти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является анализ государственного финансового контроля за обоснованным и целевым использованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации, его эффективность.

Из вышеизложенной цели вытекает ряд задач:

Определение сущности государственного финансового контроля;
Определение правовой основы государственного финансового контроля;
Определение особенностей организации финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ;
Определение организации государственного финансового контроля в Пенсионном фонде РФ;
Определение эффективности государственного финансового контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственный финансовый контроль…………………………………...5

1.1 Теоретические основы государственного финансового контроля……………………………………………………………………………………..5

1.2 Правовые основы государственного финансового контроля………………………..9

Глава 2. Государственный финансовый контроль средств Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………….……15

2.1 Особенности организации финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации …………………………………………………………………………………15

2.2 Организация государственного финансового контроля Пенсионного фонда Российской Федерации ……………………………………………………..…………….18

Глава 3. Эффективность государственного финансового контроля………….…. 21

Заключение…………………………………………………………………………….…..24

Список литературы………………………………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………..…………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ГМФ.doc

— 636.50 Кб (Скачать)

 Как видно из приложения 5, в структуре доходов ПФР более половины составляют средства федерального бюджета, в т.ч. предоставляемые на покрытие дефицита бюджета Фонда.

     Средства  бюджета ПФ РФ имеют целевое назначение и направляются:

- выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

- доставку  пенсий, выплачиваемых за счет  средств бюджета ПФ РФ;

- финансовое  и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика;

- иные  цели, предусмотренные законодательством  РФ об обязательном пенсионном  страховании.

      Основную  часть расходов бюджета ПФР составляет выплата пенсий. Анализируя приложение 7 видно, что наибольший удельный вес расходов бюджета ПФР приходится на «страховую и накопительную части трудовой пенсии».16 Как сообщает РИА Новости «Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий россиянам в 2009 году составили 2,976 триллиона рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 527,1 миллиарда рублей».

      Кроме расходов на выплату пенсий важное место в расходах ПФР занимают расходы на государственные мероприятия, обеспечивающиеся за счет ПФР (см. приложение 6).

     В соответствии с действующим законодательством ПФР финансирует:

- выплату  в соответствии с действующим  на территории России законодательством,  а также межгосударственными  и международными договорами  государственных пенсий, в том  числе гражданам, выезжающим за  пределы Российской Федерации  к постоянному месту жительства;

- оказание  материальной помощи органами  социальной зашиты престарелым  и нетрудоспособным;

- оказание  материальной помощи общественным  организациям пенсионеров и инвалидов;

- оказание  материальной помощи префектурам  в решении социальных программ:

- создание  базы данных по учету плательщиков страховых взносов;

- подготовку  кадров и повышение их квалификации,

     Также ПФР осуществляет финансирование социальных программ, которые предусматривают  расходы на:

а) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения.

б) оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

     Финансирование  выплаты следующих видов пенсий должно возмещаться ПФР средствами из федерального бюджета17:

- пенсии  военнослужащим,

- социальные  пенсии;

- пособия  женщинам от числа военнослужащих, уволенных в связи с беременностью или рождением ребенка:

- пособия  на детей военнослужащих срочной  службы:

- пособия  на детей в возрасте от полутора до шести лет;

- пособия  на детей одиноким матерям,

- пособия  на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека,

- компенсационные выплаты в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- компенсационные  выплаты пенсионерам в соответствии  с Указом Президента Российской  Федерации «О компенсационных  выплатах пенсионерам».

2.2 Организация государственного  финансового контроля  Пенсионного фонда  Российской Федерации

 

     Основные  стратегические цели бюджетной политики – это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных  обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных  доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. В целом итоги по достижению вышеуказанных целей были достигнуты.

     Впервые в Российской Федерации, начиная  с 2000г., федеральный бюджет является профицитным, т.е. доходы превышают запланированные расходы. Образовавшиеся средства пошли на погашение задолженности по заработной плате, пенсиям, социальным пособиям и на многое другое.

     Несмотря  на достигнутые успехи, имеются такие  недочеты, как несбалансированность Пенсионного фонда РФ в части отлаживания процедуры выбора новых расходных обязательств по выплате пенсий. Решение этой проблемы является особенно важным в связи с ожидаемой перспективой увеличения обязательств по выплате пенсий.

     Ведение бухгалтерского учета Пенсионным фондом РФ, учет пенсионных накоплений в специальных частях индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность ПФ РФ подлежит ежегодной проверки Счетной палатой РФ. Основные нарушения, выявленные Счетной палатой при проверках Пенсионного фонда и его отделений на 1 января 2010 года приведены в приложении 9.18

     Для выявления и предотвращения нарушений  в пенсионной системе необходимо функционирование органов ГФК. Для  обеспечения единого подхода к выявлению и оценке нарушений и недостатков и их последствий при осуществлении ГФК был разработан порядок классификации данных нарушений и недостатков (см. приложение 10).  

     Несмотря  ни на что, все же существует ряд задач для пенсионной системы, которые до сих пор не решены:

- главные  распорядители бюджетных средств  недостаточно самостоятельны при  формировании и исполнении бюджетов, в результате чего возникает  проблема перераспределения бюджетных  средств, особенно тех, которые  остаются на конец финансового года;

- недостаточно  эффективно осуществляется финансовый  контроль за полнотой и правильностью  расходования бюджетных средств.  Финансовый контроль в малой  степени затрагивает вопросы  эффективности использования бюджетных  средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений;

- не  достигнута стабильность расходования  средств федерального бюджета. В связи с этим значительная часть расходов осуществляется во второй половине года, следовательно, времени на использование средств остается мало, поэтому появляются стимулы израсходовать средства любой ценой, в обход установленных законодательством норм;

- не  разработаны и не введены в  действие критерии оценки эффективности работы сотрудников налоговых органов в зависимости от правильности исчисления и уплаты налогов.

- не  обеспечен достаточный контроль  за эффективным расходованием  бюджетных средств, что становится  особенно важным в связи с  ростом количества бюджетных учреждений и работников бюджетной  сферы в расчете на душу населения.

     Поставленные  задачи условно были разделены на несколько уровней. В данной работе представлены некоторые из них, наиболее важные для обеспечения эффективной  работы Пенсионного фонда РФ:

1. Обеспечение исполнения расходных обязательств. Необходим четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава.

2. Проведение  анализа эффективности всех расходов  бюджетов. Необходимо разработать и внедрить в органы государственного финансового контроля современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов.

3. Переход  на современные принципы осуществления  государственных капитальных вложений. Все взаимоотношения между государственным  заказчиком и подрядчиком должны  регулироваться контрактом

4. Применение  механизмов, стимулирующих бюджетные  учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов.

5. Повышение  качества финансового менеджмента  в бюджетном секторе. Необходимо  создание системы, предусматривающей  ответственность бюджетных учреждений  за результативностью бюджетных расходов и повышение качества предоставляемых государственных услуг.

6. Определение  стратегии реализации пенсионной  реформы, решение проблемы несбалансированности  ПФ. Необходимо сформировать долгосрочные  расчеты сбалансированности пенсионной системы, стимулировать добровольные пенсионные накопления граждан. В среднесрочной перспективе необходимо решить задачу доведения размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера.

     Обращаясь к отчету о работе Счетной палаты РФ в 2009 году (параграф 7.«Важнейшие итоги контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты», пункт 7.12 «Контроль расходов федерального бюджета на реализацию общенациональных приоритетов в области здравоохранения, социальной политики и за бюджетами государственных внебюджетных фондов осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты В.С. Катренко»,19можно сделать следующие выводы по отношению к ПФР.

     По  результатам проверок направлено 20 представлений. Выявлено финансовых нарушений на сумму 35,3 млрд. рублей, в том числе неэффективное использование средств – в объеме 0,5 млрд. рублей, в том числе средств федерального бюджета – 0,2 млрд. рублей, средств Пенсионного фонда Российской Федерации – 0,3 млрд.рублей, иных финансовых нарушений – на сумму 34,8 млрд. рублей (в том числе средств Пенсионного фонда Российской Федерации – 33,1 млрд.рублей).

     Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, направленные на анализ ситуации, сложившийся в пенсионной системе, выявили недостаточно эффективное использование средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а также недостатки в осуществлении пенсионной реформы, во многом обусловленные несовершенством нормативно-правовой базы.

     Остро стоит проблема размещения и сохранения пенсионных накоплений граждан. Установленный  законодательством порядок инвестирования пенсионных накоплений не позволяет  обеспечить сохранность пенсионных накоплений, переданных Фондом в доверительное управление. Так, по состоянию на 1 января 2009 года у 45 из 53 частных управляющих компаний, осуществлявших доверительное управление средствами пенсионных накоплений, стоимость чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, сложилась меньше объема средств пенсионных накоплений, переданных Фондом в доверительное управление. Суммарная стоимость чистых активов, в которые данными компаниями были размещены пенсионные накопления, составила 7 124,2 млн. рублей, что на 1 478,8 млн. рублей, или 17,2 %, меньше суммы средств пенсионных накоплений, переданных им в доверительное управление.

     Анализ  систем внутреннего контроля в ПФР  и его территориальных органов показал, что система внутреннего контроля в ПФР формировалась в условиях: неурегулированности действующим законодательством вопросов построения систем внутреннего контроля в сфере государственного управления; устаревшей нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность этого государственного внебюджетного фонда; отсутствия утвержденного перечня исполняемых государственных услуг и реализуемых государственных функций органами ПФР, утвержденных административных регламентов их оказания и выполнения.

     Проведенный анализ позволяет говорить о наличии ряда факторов, затрудняющих объективную оценку систем внутреннего контроля, к которым относятся: отсутствие единой трактовки и квалификации контролирующими органами выявляемых нарушений, в связи с чем одни и те же факты признаются органами внешнего контроля нарушениями, в то время как с точки зрения органов внутреннего контроля они таковыми не являются, поскольку обусловлены действием ведомственных нормативных правовых актов; имеющиеся неясности, пробелы и противоречия законодательства, а также отсутствие четких методических разъяснений спорных норм со стороны вышестоящих компетентных органов.

Информация о работе Государственный финансовый контроль за обоснованным и целевым использованием средств государственных внебюджетных фондов, его эффекти