Государственный финансовый контроль за обоснованным и целевым использованием средств государственных внебюджетных фондов, его эффекти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является анализ государственного финансового контроля за обоснованным и целевым использованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации, его эффективность.

Из вышеизложенной цели вытекает ряд задач:

Определение сущности государственного финансового контроля;
Определение правовой основы государственного финансового контроля;
Определение особенностей организации финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ;
Определение организации государственного финансового контроля в Пенсионном фонде РФ;
Определение эффективности государственного финансового контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственный финансовый контроль…………………………………...5

1.1 Теоретические основы государственного финансового контроля……………………………………………………………………………………..5

1.2 Правовые основы государственного финансового контроля………………………..9

Глава 2. Государственный финансовый контроль средств Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………….……15

2.1 Особенности организации финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации …………………………………………………………………………………15

2.2 Организация государственного финансового контроля Пенсионного фонда Российской Федерации ……………………………………………………..…………….18

Глава 3. Эффективность государственного финансового контроля………….…. 21

Заключение…………………………………………………………………………….…..24

Список литературы………………………………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………..…………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ГМФ.doc

— 636.50 Кб (Скачать)

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля предварительному, оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленной исходя из условий, характера и свойств их деятельности;

Принцип демократического централизма. Предусматривает обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих, сочетает единое руководство с оперативностью и активностью на местах при выполнении планов контроля, с ответственностью каждого органа управления и должностного лица за порученное дело;

Принцип законности обусловлен Конституции РФ, предусматривающей, что государство, все его органы действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан;

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных актов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

Принцип гласности. Результаты контроля доводят до сведения коллективы, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях до СМИ.

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

     Бюджетный Кодекс РФ содержит раздел IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль», устанавливающий основы государственного и муниципального финансового контроля в РФ. Согласно бюджетному законодательству законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля3:

     - предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

     - текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

     - последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

     Анализ  литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них группу общенаучных методов, которые включают4:

Аналогия - прием исследования, который включает изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные объекты.

Синтез – метод изучения объекта в его целостности. В финансовом контроле синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить объекты, расчлененные в процессе анализа.

Дедукция  – исследуется состояние объекта в целом, и на основе логических рассуждений  делаются выводы о его составных элементах (например, ревизия дебиторской задолженности проводится сначала по данным синтетического учета, а затем – аналитического).

Аналогия  – прием научного умозаключения, посредствам которого достигается познание одних объектов на основании их сходства с другими.

Моделирование - прием научного познания, основанный на замене изучаемого объекта его аналогом, моделью, содержащей существенные черты оригиналов. В финансовом контроле применяются стандарты (модели) проведения контрольно-ревизионного процесса.

Абстрагирование - прием мысленного отвлечения путем абстракции переходить от конкретных объектов к отвлеченным понятиям и законам развития (на основании состояния контроля в отдельных подразделениях предприятия делаются выводы по предприятию в целом и т. п.).

Конкретизация - исследование определенных объектов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования (выявление в процессе контроля непроизводительных расходов по местам их образования - подразделениям, предприятиям и др.).

Системный анализ - изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. Системный анализ в финансовом контроле предусматривает оценку поведения объектов как системы со всеми факторами, влияющими на их функционирование. Этот прием широко используется в финансовом контроле, так как способствует системному подходу к оценке производственной и хозяйственно-финансовой деятельности всех звеньев экономики.

Функционально-стоимостный  анализ - изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства, включающей проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (проектирование и оценка экономической эффективности технологических процессов и др.).

     Все вышеперечисленные элементы системы  ГФК в совокупности формируют  механизм контроля, схематично представленный на схеме 1. 

     Схема1. Механизм государственного финансового контроля

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Правовые основы  государственного  финансового контроля 

     Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.5

     Требование  соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции).

     Основными направлениями  ГФК в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

а)  проверка выполнения органами государственной  власти и местного самоуправления функций  по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед  государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении   денежных   ресурсов   (бюджетных   и   собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г)  проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д)  выявление  внутренних резервов производства —  возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются   меры   воздействия   к   организациям,   должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

     Особое  внимание уделяется формированию специализированных органов финансового контроля: созданы Министерство по налогам и сборам РФ с подчиненными ему территориальными налоговыми органами, органы Федерального казначейства, государственного страхового надзора, Комитет РФ по финансовому мониторингу, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др. В последствии была проведена реорганизация системы органов финансового контроля на основание Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. №314: создан ряд федеральных служб подведомственных Министерству финансов РФ, с передачей ему функций по принятию нормативный правовых актов в соответствующих сферах деятельности (Федеральная налоговая служба взамен упраздненного Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральная служба финсово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, заменившая соответствующий комитет, и др.); Федеральная таможенная служба взамен Государственного таможенного комитета РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ. Все они наделены полномочиями по осуществлению финансового контроля.

      Теперь  более подробно рассмотрим компетенцию государственных и муниципальных органов в области государственного финансового контроля.

Контроль  представительных (законодательных) органов государственной  власти.

     Основы  этого контроля закреплены конституционно. Формы государственного финансового контроля, осуществляемого законодательными органами всех уровней, и их права в этом процессе закреплены в БК РФ (глава 26) и соответствующих региональных и муниципальных правовых актах.

     Важные  функции в сфере ГФК выполняют каждая из палат Федерального Собрания. В компетенцию Государственной Думы входит рассмотрение и утверждение федерального бюджета, бюджетов внебюджетных государственных социальных фондов, а так же отчетов об их исполнении.6 Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения.7 Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и налогам Государственной Думы, Комитету по бюджету Совета Федерации, Комитету Государственной Думы и Совета Федерации по рынкам и денежному обращению.8

     Согласно  части 5 статьи 101 Конституции РФ для  осуществления контроля за исполнением  Федерального бюджета Совет Федерации  и ГосДума образуют Счетную палату РФ, которая выделяется своим значением и правовым статусом среди специальных контрольных органов. Состав, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются Федеральным законом от 11.01.1995 №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

     Согласно  закону это постоянно действующий  орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.9

     Деятельность  счетной палаты направлена проведение контрольно-аналитических мероприятий в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относится:

1)организация  и осуществление контроля за  своевременным исполнением доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объектам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использование федеральной собственности.

2) оценка  обоснованности доходных и расходных  статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3)финансовая  экспертиза проектов федеральных  законов, а также иных нормативных  правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4)анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

5)контроль  за законностью и своевременностью  движения средств федерального  бюджета и средств федеральных  внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России;

6)регулярное  представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Информация о работе Государственный финансовый контроль за обоснованным и целевым использованием средств государственных внебюджетных фондов, его эффекти