Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:41, курсовая работа
При распределении бюджета участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью.
22
Налоги, объемы которых складываются под непосредственным влиянием динамики макроэкономических показателей, выявляются в ходе корреляционного анализа, определяющего зависимость поступлений отдельных видов налогов от изменения макроэкономических показателей.
Основной задачей корреляционного анализа является определение связи между случайными величинами путем оценки коэффициентов корреляции.
Для расчета функциональных взаимосвязей между поступлениями от конкретного вида налогов и различными макроэкономическими переменными используются методы регрессии.
Необходимая информация для осуществления корреляционного и регрессионного анализа требует наличия экономических показателей за анализируемый период времени в ретроспективе и их прогнозные значения на планируемые годы в соответствии со среднесрочным планом социально-экономического развитии страны.
Применение регрессионных уравнений никоим образом не отрицает использования других методов расчета объемов налоговых поступлений.
Основными источниками формирования государственного бюджета продолжают оставаться корпоративный подоходный налог, таможенные платежи и налоги, налог на добавленную стоимость на товары внутреннего производства, поступления за использование природных и других ресурсов и индивидуальный подоходный налог.
При формировании местных бюджетов основными
доходными источниками бюджета города
являются подоходный и социальный налоги
(65,4%), доходы от продажи и аренды земельных
участков (14,3%), налоги на собственность
(7,1%). В совокупности данные поступления
составляют 86,8% от общего объема доходов.
3.2. Процесс
исполнения бюджета.
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повышения эффективности производства и услуг в отраслях экономики и сферах деятельности, соблюдения режима экономии средств, а также более полного привлечения налоговых средств.
Исполнение республиканского бюджета
начинается после его утверждения на совместном
заседании палат Парламента РК не менее
чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря
текущего года. Правительство РК по согласованию
с нижестоящими исполнительными органами
организуют порядок исполнения бюджета
в соответствии с утвержденными постановлением
Правительства РК «Правилами исполнения
республиканского и местных бюджетов».
Эта стадия бюджетного процесса включает
в себя исполнение бюджета по поступлениям
и по расходам.
23
Немаловажное значение при исполнении бюджета имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета. Такое распределение бюджетных средств осуществляется по росписи доходов и расходов. Роспись - это основной оперативный план распределения расходов - доходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств. В течение года в соответствии с утвержденной бюджетной росписью потребители бюджетных средств - администраторы бюджетных программ - получают бюджетные средства, выделяемые на цели, предусмотренные бюджетными программами.
Исполнение местных бюджетов осуществляется на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов республиканского и областного значения и бюджетов районов, которые составляются в пределах сумм утвержденных бюджетов.
Все операции текущего финансового года, связанные с зачислением поступлений в бюджет и осуществлением платежей из бюджета, должны завершиться 31 декабря этого же финансового года, поскольку поступления после этой даты относятся к поступлениям нового финансового года, а неиспользованные на эту дату средства - аннулируются, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятью не подлежит, используется по усмотрению соответствующего органа государственной власти. Потери в доходах и излишние расходы из вышестоящих бюджетов не компенсируются, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.
Непосредственная работа по исполнению бюджета проводится центральным и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета, каковым является Министерство финансов РК, его структурные подразделения и соответствующие органы на местах.
В соответствии с Бюджетным кодексом РК, Кодексом об административных правонарушениях РК, Налоговым кодексом РК уполномоченные органы по исполнению бюджета осуществляют исполнение бюджета по поступлениям. Суть этого процесса заключается в организации и проведении комплекса мероприятий по обеспечению полноты и своевременности зачисления поступлений в бюджет, утвержденных на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете или решением маслихата о местном бюджете. При этом все поступления в бюджет в национальной валюте зачисляются на Единый казначейский счет (ЕКС) в соответствии с утвержденными кодами классификации доходов Единой бюджетной классификации.
Перечисление поступлений в бюджет производится на так называемый Сборный счет, каковым является контрольный счет наличности, на
24
основании
платежного документа в порядке,
установленном центральным
Ежедневный порядок работы центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета заключается в приеме электронных платежных документов по поступлениям в бюджет от банков и других организаций, наделенных правом ведения отдельных видов банковских операций. Такой прием осуществляется через платежную систему Республиканского государственного предприятия «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального банка РК» в установленном законодательством порядке.
Один из важнейших принципов функционирования бюджетной системы - принцип самостоятельности - предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако не всегда этот принцип в полной мере реализуется, поэтому возникает необходимость в перераспределении доходов между уровнями бюджетной системы. Такое несоответствие в бюджетных системах ряда зарубежных стран решается с помощью закрепленных и регулирующих доходов.
Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы - доходы, в целях сбалансированности доходов и расходов поступающие в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по; нормативам, утвержденным в установленном - порядке; на соответствующий финансовый год. Нормативы отчислений от регулирующих налогов дифференцируются в разрезе региональных бюджетов в целях, их сбалансирования до минимально необходимого уровня.
Возврат на контрольные счета наличности республиканского и местных бюджетов неправильно произведенных платежей, сумм гарантийного взноса, внесенного государственным учреждением для участия в торгах, аукционах, конкурсах при несоответствии предъявляемым требованиям, и погашение дебиторской задолженности текущего года осуществляется путем увеличения суммы невыполненных обязательств и уменьшения кассовых расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Исполнение бюджета по расходам заключается в осуществлении мероприятий, направленных на выполнение бюджетных программ (подпрограмм), финансируемых за счет, бюджетных средств. При этом исполнение допускается в пределах сумм, не превышающих величину средств, утвержденных Законом о республиканском бюджете и в решении маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год, с учетом внесенных изменений и дополнений. Осуществление мероприятий, связанных с направлением бюджетных денег на цели, не предусмотренные
25
паспортом бюджетной программы, также входит в процесс исполнения бюджета, к примеру, выполнение инкассовых распоряжений судов.
Финансирование бюджетных программ (подпрограмм) государственных учреждений и администраторов осуществляется на основе планов их финансирования по обязательствам, по платежам и по сводным планам финансирования. Эти планы разрабатываются в соответствии с Законом о республиканском бюджете и решениями маслихатов о местных бюджетах на соответствующий финансовый год. Реализация планов осуществляется на основе решений Правительства РК и местных исполнительных органов, паспортов бюджетных программ, Единой бюджетной классификаций, Единого стандартного плана счетов и в установленном порядке согласно действующим Правилам исполнения республиканского и местных бюджетов.
Планы финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по обязательствам государственного учреждения являются основными документами по исполнению бюджета, поскольку в нем определяются объемы средств, в пределах которых государственное учреждение имеет право принимать обязательства для реализации мероприятий, предусмотренных в паспортах. Помесячное распределение годовых сумм плана финансирования по обязательствам государственного учреждения должно соответствовать срокам принятия обязательств согласно срокам реализации мероприятий по каждой бюджетной программе, предусмотренных в паспорте в течение соответствующего финансового года.
План финансирования по платежам государственного учреждения определяет объемы средств, в пределах которых государственное учреждение имеет право проводить платежи по принимаемым обязательствам для реализаций мероприятий, предусмотренных в паспортах. Помесячное распределение годовых сумм плана финансирования по платежам государственного учреждения должно соответствовать срокам осуществления платежей по получаемым товарам (работам, услугам) согласно сроку реализации мероприятий по каждой бюджетной программе и подпрограмме, предусмотренных в паспорте, в течение соответствующего, финансового года.
Планы финансирования по обязательствам и платежам разрабатываются государственным учреждением по формам:
- на основании расчетов по бюджетным программам, представленных в бюджетной заявке администраторов этих программ, с учетом изменений, произошедших при утверждении или уточнении республиканских или местных бюджетов, а также актов Правительства РК и местных исполнительных, органов;
-с учетом показателей паспортов, таких как сроки реализации мероприятий по подпрограммам бюджетных программ, проведения конкурсов по государственным закупкам товаров (работ, услуг) в соответствии с Законом РК от 16 мая 2002 г. «О государственных закупках»;
- в соответствии с нормативными правовыми актами по бюджетным программам;
- согласно экономической классификации расходов Единой бюджетной
26
классификации Республики Казахстан;
- в соответствии со структурой специфики экономической классификации расходов.
Планы финансирования по обязательствам и платежам государственного учреждения, а также расчеты к ним подписываются первым руководителем или лицом, им уполномоченным, и главным бухгалтером государственного учреждения и заверяются его печатью, затем передаются администратору бюджетных программ.
Государственное учреждение несет ответственность за правильность составления планов финансирования по обязательствами платежам и за своевременное представление их соответствующему администратору бюджетных программ в соответствии с законодательством РК.
Планы финансирования по обязательствам и платежам администраторов бюджетных программ используются для формирования соответствующих сводных планов финансирования. Сводный: план финансирования - документ, представляющий собой план, на основе которого осуществляется помесячное исполнение поступлений и расходов, утвержденных соответствующих бюджетов по Единой бюджетной классификации РК.
Сводные планы поступлений составляются исходя из установленных сроков платежей в бюджет в соответствии с законодательными актами. При этом учитываются динамика среднемесячных поступлений в бюджет в предыдущие годы, результаты анализа динамики доходности государственных ценных бумаг и уровня спроса и предложения на рынке ценных бумаг, условия заключенных кредитных соглашений и договоров (соглашений) о займах.