Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

При распределении бюджета участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью.

Работа содержит 1 файл

ГБ РК.doc

— 242.50 Кб (Скачать)
ign="justify">- величины месячных минимальных заработных плат и месячных расчетных показателей по кварталам;

- размер  резервов Правительства Республики  Казахстан с выделением суммы  на ликвидацию чрезвычайных ситуаций  природного техногенного характера;

- суммы  погашения и обслуживания внешних займов, ранее полученных под государственные гарантии РК;

- лимит  государственного долга;

- лимит  предоставления государственных  гарантий Республики Казахстан  на предстоящий финансовый год;

- перечень  предельных расходов по функциональным группам, государственным учреждениям-администраторам программ и подпрограммам;

- перечень  республиканских программ, финансируемых  из республиканского бюджета,  не подлежащих секвестированию  в процессе исполнения республиканского  бюджета на предстоящий финансовый год. 

                2.1. Рассмотрение и утверждение  республиканского бюджета. 

     Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год разрабатывается по поручению Правительства Республики Казахстан Министерством финансов РК и представляется Правительством Республики

13

Казахстан в Парламент Республики Казахстан  не позднее 15 сентября года.

     Утверждение республиканского бюджета и внесение изменений и дополнений в бюджет происходят на совместном заседании палат после их последовательного обсуждения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.

    Обсуждение начинается с доклада Министра финансов, Председателя Национального банка РК, других уполномоченных Правительством лиц, а также лиц, уполномоченных палатами Парламента Республики Казахстан, с заключением по рассматриваемому вопросу.

   Республиканский бюджет на предстоящий финансовый год утверждается на уровне программ на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не позднее 15 декабря отчетного года.

   В случае, если Парламентом Республики Казахстан в срок до 15 декабря не будет принят закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Президент РК издает Указ "О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего финансового года", который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета. 

2.2. Основные  проблемы бюджетной системы. 

     Одним из принципов бюджетной системы Казахстана является принцип самостоятельности бюджетов, который регулирует право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. При этом определенному уровню государственного управления Бюджетным кодексом установлен соответствующий уровень бюджета: республиканский бюджет, бюджеты городов Астаны и Алматы, областной, бюджет города областного значения и, наконец, районный бюджет.

     Согласно названному принципу  бюджетной системы, в нашей  стране все уровни бюджета  самостоятельно рассматриваются,  утверждаются и исполняются соответствующими  уполномоченными органами, акиматами,  маслихатами, а на республиканском уровне - Правительством и Парламентом. Однако использование с применением на практике норм, регламентирующих пределы самостоятельности местных бюджетов, свидетельствует об их жесткой ограниченности.

    Начнем с того, что основной целью межбюджетных отношений в рамках государственного регулирования является выравнивание бюджетной обеспеченности всех уровней бюджетов и предоставление исполнительной властью одинакового уровня государственных услуг на всей территории Казахстана.

    Достижение данной цели возможно  только через централизованное, основанное на подчинение интересов  отдельно взятых района или  области интересам государства,  распределение доходов и расходов  между уровнями бюджетов. И такой  механизм регулирования межбюджетных отношений имеется: законодательно определены виды доходов, зачисляемые в республиканский и местные бюджеты, а также осуществляемые расходы по всем направлениям государственных услуг. При этом передача расходов или видов поступлений из одного уровня бюджета в другой возможна только

14

путем внесения изменений и дополнений в бюджетное законодательство и  областной (районный) маслихат не имеет  полномочий самостоятельно решать вопросы  качественного изменения доходной и расходной частей бюджета на вверенной территории.

    Далее. Если по налоговым и  неналоговым поступлениям, а также  поступлениям от продажи основного  капитала государственное регулирование  ограничивается установлением определенного  перечня без указания сумм, то  объемы бюджетных субвенций и  изъятий устанавливаются в абсолютном выражении на трехлетний период.   

     При этом объемы трансфертов  между республиканским бюджетом  и областным бюджетом утверждаются  законом Республики Казахстан,  а между областным и районным - решением областного маслихата. Налицо определяющая роль и преобладание вышестоящего уровня бюджета над нижестоящим.

     Как следствие, доведение объемов  трансфертов районам области  находится в прямой зависимости  от общего объема трансфертов,  установленных в области. Для  полноты картины необходимо отметить, что наличие перечня налогов и сборов, налогооблагаемой базы, методики расчетов позволяет определить и по ним прогнозные показатели в абсолютных суммах.

     То есть общий объем местных  бюджетов, в рамках которого предоставляется стандартный набор государственных услуг, фактически доводится по вертикали: сверху - вниз. И самостоятельность нижестоящих бюджетов, как правило, заключается в том, чтобы на этапе формирования вышеуказанных показателей бюджета максимально увеличить размеры субвенций, соответственно, уменьшив суммы изъятий, а также налоговых и неналоговьк поступлений. А это уже зависит, в первую очередь, от профессиональных качеств руководителей местных бюджетов, их личных взаимоотношений с распорядителями вышестоящих бюджетов, депутатами Парламента, представляющих тот или иной регион.

     Следующим моментом межбюджетных  отношений, на который необходимо  обратить внимание, - это сроки  рассмотрения и утверждения соответствующих  бюджетов различными уровнями  государственного управления, которые подтверждают определенную ограниченность действий нижестоящих бюджетов.

     Так, проект республиканского  бюджета представляется на рассмотрение  Правительству не позднее 15 августа;  Правительство, в свою очередь,  в Парламент - не позднее 15 сентября; проект областного бюджета в акимат области - не позднее 1 октября; областной акимат в маслихат области - не позднее 15 октября; проект районного бюджета в акимат района - не позднее 15 октября; акимат района в маслихат - не позднее 1 ноября. Районный бюджет утверждается маслихатом района не позднее двух недель после утверждения областного бюджета, последний - не позднее двух недель после утверждения республиканского бюджета.

     Неутверждение областного или  районного бюджета, при наличии  утвержденного республиканского бюджета, недопустимо и по техническим

15

причинам, так как в этом случае центральный  уполномоченный орган по исполнению бюджета и его территориальные  подразделения не будут иметь  возможности осуществить распределение  сумм поступлений и расходов между уровнями бюджетов и, как следствие, своевременно исполнять республиканский бюджет и обслуживать исполнение местных бюджетов.

     Таким образом, напрашивается  вывод: областные бюджеты всецело  зависят от показателей республиканского  бюджета, а также от норм и положений нормативных правовых актов, утверждаемых Парламентом и Правительством, районные, соответственно, - от областных. Право, а скорее, обязанность, органов управления местными бюджетами заключается в обеспечении установленного объема поступлений в доход бюджета и качественном предоставлении государственных услуг посредством эффективного и целевого использования выделенных бюджетных средств.

     Следовательно, расписанный в  Бюджетном кодексе действующий  порядок разработки, рассмотрения и утверждения местных бюджетов оторван от реальной действительности и ведет к значительным временным, трудовым и материальным затратам.

     В таком случае, не декларируя  ограниченную самостоятельность  и равенство нижестоящих уровней  бюджета во взаимоотношениях с вышестоящими, целесообразно упростить бюджетный процесс следующим образом:

1)при  акиматах всех уровней уполномоченные  органы по бюджетному планированию  и уполномоченные органы по  экономическому планированию объединить  в единый государственный орган с введением его в состав центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию со статусом территориального подразделения;

2)центральный  уполномоченный орган по бюджетному  планированию совместно с территориальными  подразделениями разрабатывает проекты республиканского и областных (районных) бюджетов и представляет в Правительство;

3)Правительство  вносит проект закона о республиканском  бюджете в Парламент, а также  согласовывает проекты областных  бюджетов с последующим направлением  в соответствующие акиматы;

4)областные  акиматы проект областного бюджета,  одобренный Правительством, вносят  на утверждение в областной  маслихат и согласовывают проекты  районных бюджетов с доведением  до районных акиматов для утверждения  районными маслихатами.

     В конце концов, как показывает практика, фактически разработка, рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляются по данной схеме, и другого механизма удовлетворить потребности общества в государственных услугах в условиях переходной экономики, с учетом обозначенных руководством страны приоритетов социально-экономического развития республики и регионов, не имеется. А в качестве примера наличия подобного государственного органа можно привести тот факт, что исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляет центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета с областными и районными

16

территориальными  подразделениями.

     Предлагаемые административные  преобразования, хоть и потребуют  внесения изменений в действующие  законы, приведут к повышению эффективности государственного управления в области регулирования межбюджетных отношений и, что самое главное, будут соответствовать Конституции страны, по которой Казахстан провозглашен унитарным государством, а области и районы имеют статус административно-территориальной единицы, не являясь при этом самостоятельными субъектами государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17

ГЛАВА III. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА. 

     Контроль за правильностью составления смет расходов бюджетных ассигнований, их утверждения и за эффективным и целевым использованием бюджетных средств государственными учреждениями, осуществляется Министерством финансов РК и его территориальными подразделениями.

     Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета.

     Контроль за формированием и исполнением местных бюджетов осуществляется ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Министерством финансов РК и его территориальными органами с обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных органов.

    Порядок и периодичность проведения ревизий и проверок планирования и использования средств республиканского и местных бюджетов определяются Министерством финансов РК.

Информация о работе Государственный бюджет