Государственные расходы на социальные нужды

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации.
Реализация поставленной цели возможна через решение следующих конкретных задач:

- раскрыть экономическое содержание и сущность расходов на социальные цели, произвести их классификацию, раскрыть понятие государственных внебюджетных фондов, объяснить их необходимость;

- проанализировать состав, структуру и динамику расходов бюджетов разных уровней на социальные цели в РФ;

- определить особенности финансирования государственных внебюджетных государственных фондов, проанализировать их состав и динамику;

- выявить особенности финансирования социальной сферы за рубежом;

- выявить основные проблемы финансирования расходов на социальные нужды;

- привести направления совершенствования финансирования расходов на социальные цели из бюджета и внебюджетных фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 6

1. 1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные нужды 6

1. 2 Классификация бюджета на социальные нужды 8

1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 10

2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯРАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 14

2. 1 Особенности финансирования расходов на социальные нужды из бюджета РФ 14

2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 24

2. 3 Особенности финансирования социальных нужд в развитых странах 35

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 41

3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 41

3. 2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 42

3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Приложение А 55

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.docx

— 109.07 Кб (Скачать)

       10 марта 2009 г. в связи с кризисом  и сложившейся ситуацией в  стране вице-премьер, министр  финансов Алексей Кудрин заявил, что в связи с кризисом Россия  на время отказывается от трехлетнего  бюджета. 

       Таким образом, федеральный бюджет на 2009 год  будет однолетним. Однако, как пояснил  Кудрин, возврат к принципу 3-летнего  бюджетного планирования будет осуществлен  начиная с бюджета на период 2010-2012 годов.

       Итак, из бюджета РФ финансируются образование, здравоохранение, социальная политика, культура. Социальные расходы с каждым годом растут, однако, доля их в бюджете в последний год сократилась, что связано с кризисом.                                                                                                     

       2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из государственных внебюджетных фондов 

       Как мы рассмотрели ранее к Государственным внебюджетным фондам социального назначения относят:

    • Пенсионный фонд РФ;
    • Федеральный фонд социального страхования РФ;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • Территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
    • Государственный фонд занятости населения РФ. [13, с.263]

       Пенсионный  фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного  обеспечения граждан РФ. [13, с. 269] На долю Пенсионного Фонда приходится почти ¾ средств государственных социальных фондов. Пенсионная система функционирует на основе непрерывной солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране. Накопительная систем существенно отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут на не оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Участие государства сводится к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений. Первоочередная задача Пенсионного фонда обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение и размеров с учетом изменения потребительских цен.

       Средства  пенсионного фонда формируются  за счет следующих источников:

    • налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов;
    • неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации; доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    • безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; прочие поступления;

       На  данный момент страховой взнос составляет 20%, с 2011 года планируется увеличить до 26%.

       Аккумулируемые  средства Пенсионного фонда направляются на следующие цели:

    • Выплата трудовых пенсий;
    • Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
    • Выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу;
    • Расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны;
    • Выплата ритуальных пособий;
    • Расходы на выплату государственных пенсий пособий и оплату других расходов, финансируемых ПФ на условиях возврата этих средств из бюджета.[15, с.254]

       Фонд  социального страхования РФ является государственным внебюджетным фондом финансовых ресурсов, предназначенных  для оказания социальной помощи и  социальных услуг. Фонд социального  страхования является вторым по объему фондом аккумулирующим средства.

       Средства  фонда формируются за счет следующих  источников:

    • Страховой взнос - составляет 2,9%;
    • доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5 процентов; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процента;
    • неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации; доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    • безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;
    • прочие поступления;

       Средства  фонда используются на следующие  мероприятия:

    • Выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности;
    • Выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
    • Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;
    • Оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно-курортных учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России аналогичных учреждений;
    • Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;
    • Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности и содержание аппарата фонда;
    • Финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту, трудовых прав работников и охрану труда;
    • Проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;
    • Финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и охраны труда;
    • Осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда.

       Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования является государственным  учреждением. Фонд является юридическим  лицом и подотчетным только Правительству  РФ. [13, с. 284] Введение обязательного медицинского страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования – бюджетно-страховой. За счет бюджетных средств обеспечивается финансирование здравоохранения в части неработающего населения, а внебюджетных – работающих граждан. [15, с. 259] Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является частью государственного медицинского страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи и предоставлении ее за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование строится на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программой обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет средств предприятий и личных средств граждан путем заключения договора между страхователем и медицинским учреждением, в котором устанавливается размер страховых взносов.

       Источниками финансирования медицинского страхования  являются:

    • часть страховых взносов хозяйствующих субъектов и других организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законодательством;
    • cсредства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления, выделяемые на выполнение целевых программ;
    • средства государственных и общественных организаций, предприятий;
    • личные средства граждан;
    • безвозмездные и благотворительные в взносы и пожертвования физических и юридических лиц;
    • доходы от ценных бумаг, находящихся в распоряжении фонда медицинского страхования;
    • кредиты банков и других кредиторов;
    • другие источники дохода.

       Средства  фонда медицинского страхования  используются на следующие цели:

    • финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам в соответствии с законодательными актами РФ;
    • обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
    • финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ;
    • обеспечение профессиональной подготовки кадров сферы медицинского страхования;
    • финансирование НИР и развитие материально-технической базы учреждений медицинского страхования;
    • субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
    • оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
    • финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
    • оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф;
    • финансирование иных мероприятий в области медицинской помощи населению.

       Государственный фонд занятости населения — это  централизованный фонд финансирования ресурсов, предназначенный для финансирования мероприятий в области содействия занятости населения.

       Фонд  формируется на страховой основе, средства которого образуются за счет:

    • обязательных страховых взносов работодателей (юридических лиц);
    • обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами трудовой деятельности;
    • ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
    • добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
    • других поступлений, в частности, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований налогового законодательства.

       Средства  фонда занятости расходуются  по следующим направлениям:

    • текущие выплаты по безработице, включая погашения по задолженностям;
    • финансирование деятельности органов федеральной государственной службы занятости по оказанию населению услуг по поиску работы, консультированию, предоставлению информации, содействию в трудоустройстве, обучению и т. д.;
    • возмещение расходов Пенсионного фонда РФ, связанных с оплатой досрочных пенсий безработным;
    • выплата стипендий гражданам при обучении по направлению органов федеральной государственной службы занятости;
    • финансирование доплат к заработку безработных граждан в период их участия в общественных работах.

       Расходы бюджета Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального  страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами субъектов РФ. Общая сумма расходов на 01.01.2008 г. составила в объеме 375548,4 млн. руб., из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено при временной нетрудоспособности предусмотрено 134059,6 млн. руб. (35,7%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 2395,88 млн. руб.(0,64% %).

     На  01.01.2009 год расходы Фонда составили в сумме 356067,4 млн. рублей (94,8 % к уровню на 01.01.2008 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено при временной нетрудоспособности предусмотрено – 128267,5 млн. рублей (36,0 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1768,2 млн. рублей (0,5 %).

Информация о работе Государственные расходы на социальные нужды