Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:25, курсовая работа
Особую роль в оказании государственных и муниципальных социальных услуг играет жилищно-коммунальная сфера. Затраты на ее содержание, финансируемые из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, нередко составляют более половины всех расходов соответствующих бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ
1 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
1.1 Расходы государства на финансирование жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Расходы государства на образование
1.3 Расходы бюджета на культуру и искусство
1.4 Расходы государства на здравоохранение и физическую культуру
2 ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
2.1 Государственные минимальные социальные стандарты
2.2 Социальные стандарты субъектов РФ и муниципальных образований
3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
1.1 Расходы государства на финансирование жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Расходы государства на образование
1.3 Расходы бюджета на культуру и искусство
1.4 Расходы государства на здравоохранение и физическую культуру
2 ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
2.1 Государственные минимальные социальные стандарты
2.2 Социальные стандарты субъектов РФ и муниципальных образований
3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Экономические системы получают статус социально-ориентированных в тех случаях, когда проводимая государством политика имеет целью перераспределение национального дохода в пользу нетрудоспособных и малоимущих граждан на принципах социальной солидарности. Именно такая концепция лежит в основе современного экономического курса Российской Федерации. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роль государства и свободного рыночного развития экономики. Безусловными стратегическими задачами России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений провозглашены:
- создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка;
- улучшение состояния здоровья населения, развитие массовой физической культуры, спорта, туризма;
- развитие культурного потенциала страны, доступность культурных ценностей широким слоям населения;
- создание цивилизованного рынка труда;
- обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств;
- повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;
- проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.
Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, обеспечивающих реализацию социальной политики государства[1]. В соответствии с общероссийским классификатором родственные отрасли – образование, культура, здравоохранение, физическая культура, социальное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство – включаются в состав непроизводственного сектора экономики. В этих отраслях не создаются материальные блага, а по большей части оказываются услуги социальной значимости.
Целью управления является повышение качества жизни населения страны. Посредством управления оказывается влияние на процесс выполнения задач государственной социальной политики, а основным условием развития социальной сферы становится объем финансовых ресурсов. Из этого следует, что управление финансами является составной частью управления в целом и представляет собой непрерывный процесс, включающий перспективное прогнозирование, текущее, среднесрочное и долгосрочное планирование; социальное программирование, финансовое обеспечение, организацию бухгалтерской и статистической отчетности о выполнении планируемых показателей, экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности, финансовый контроль за целевым и эффективным использование средств. Все эти стадии в полной мере применимы к управлению финансами любой из отраслей социальной сферы, которые в основном финансируются за счет бюджетных средств.
Целью курсовой работы является изучение использования финансов для решения социальных проблем. Задачами курсовой работы является изучение расходов государства на социальные нужды; финансовых методов повышения жизненного уровня населения и улучшения условий труда; финансирования обеспечения социальных гарантий.
1 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
1.1 Расходы государства на финансирование жилищно-коммунального хозяйства
Особую роль в оказании государственных и муниципальных социальных услуг играет жилищно-коммунальная сфера. Затраты на ее содержание, финансируемые из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, нередко составляют более половины всех расходов соответствующих бюджетов.
Основные направления реформирования ЖКХ:
- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;
- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
- совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
Потребности жилищно-коммунального хозяйства в финансовых ресурсах безграничны. Обусловлено это изношенностью основных фондов, необходимостью создания современных технологий и условий для производства и оказания услуг, низким уровнем платежеспособности населения. В то же время реальные источники финансирования расходов на содержание и развитие отрасли зависят от направлений деятельности организаций и категорий потребителей их услуг. В целом по стране объем оказываемых предприятиями и организациями ЖКХ услуг в настоящее время составляет около 20% ВВП, или более 360 млрд. руб. в год, из них за счет консолидированного бюджета в 2003 г. было предусмотрено оплатить 130 — 160 млрд. руб. Доля бюджета как доходного источника отрасли весьма значительна. Кроме бюджетных ассигнований важную роль в покрытии расходов ЖКХ играют:
- доходы, полученные жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции юридическим и физическим лицам;
- средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.
Что касается бюджетных ассигнований, то их доля в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство может получать средства бюджета лишь на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищная система, включая отопление жилых домов, получают бюджетные субсидии и дотации на частичное покрытие расходов по эксплуатации. Им выделяются также бюджетные инвестиции на капитальные вложения, связанные с приобретением транспортных средств, реконструкцией государственного и муниципального жилого фонда. В общей структуре консолидированного бюджета РФ расходы по финансированию ЖКХ составляли около 7%, при этом основная доля затрат в связи со спецификой его функционирования оплачивалась за счет региональных и местных бюджетов.
В бюджетах большинства территорий предусматриваются целевые средства на возмещение коммунальным предприятиям разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов всех форм собственности. Данные средства перечисляются напрямую поставщиками тепловой энергии и горячей воды, при этом размер платы для граждан соответственно снижается. К финансированию расходов по содержанию и эксплуатации объектов благоустройства и дорожного хозяйства помимо средств бюджета привлекаются средства сохранившихся в ряде субъектов РФ территориальных дорожных фондов. За счет средств данных фондов выполняются работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов коммунальной сферы, дорог, мостов, набережных и т.п.
Внебюджетные источники финансирования прежде всего включают в себя собственные доходы жилищно-коммунальных предприятий, полученные от юридических и физических лиц за реализацию им тех или иных услуг. Независимо от правового статуса основным источником организаций жилищной сферы являются плата за сдаваемые внаем квартиры и нежилые помещения, а также плата за техническое обслуживание жилья и сборы с арендаторов. Кроме квартирной, арендной платы и доходов, полученных с пользователей за эксплуатацию жилых и нежилых помещений, доходами жилищных организаций могут быть: поступления от жилищно-строительных кооперативов за обслуживание принадлежащего им жилого фонда; доходы от платных услуг, оказываемых службами жилищной организации населению и юридическим лицам; прочие доходы.
Следующий источник доходов ЖКХ — арендная плата и сборы с арендаторов нежилых помещений. Предприятия, учреждения, организации, занимающие нежилые помещения жилых домов под торговые, конторские, складские и иные нужды, должны платить арендную плату и участвовать в общих расходах домовладения по управлению, эксплуатации и текущему ремонту жилищного фонда пропорционально площади занимаемых ими помещений. Ставки арендной платы, так же как и любые тарифы на жилищно-коммунальные услуги, утверждаются соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ.
Прочие доходы жилищных организаций не являются решающими по своему удельному весу в общих поступлениях. Однако они представляют собой показатели, связанные с непосредственной деятельностью организаций по изысканию дополнительных источников финансирования. В этом разделе в основном учитываются доходы, полученные от оказания юридическим лицам и населению платных услуг за пределами установленного стандарта. Могут иметь место поступления за обслуживание фонда жилищно-строительных кооперативов, комиссионные вознаграждения за прием коммунальных платежей по поручению других организаций т.п. виды доходов. Здесь же отражаются целевые поступления, к примеру за счет размещения рекламы, благотворительные взносы физических и юридических лиц.
Реформа жилищно-коммунального комплекса продолжается в нашей стране уже более 10 лет, а первые шаги по изменению правоотношений в этом секторе экономики приходятся еще на начало 90-х годов. В ходе реформы удалось достичь положительных результатов по целому ряду направлений, однако и проблем в отрасли осталось немало. Альбина ТУАЕВА, главный специалист-эксперт Департамента финансовой политики Минфина России.
С принятием Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (с 1 января 2009 г. вступила в силу новая редакция закона. — Прим. ред.), ряда других нормативно-правовых актов Правительства РФ часть причин, приводящих к дестабилизации работы предприятий отрасли, была устранена. Однако по-прежнему остаются неурегулированными вопросы погашения кредиторской задолженности предприятий ЖКХ перед поставщиками (включая другие предприятия ЖКХ и предприятия ТЭК) и бюджетами всех уровней. Такое положение сложилось в результате бюджетного недофинансирования, несбалансированной тарифной политики и неэффективной деятельности самих предприятий. В 2007 году убыточными были 58% организаций ЖКХ, убытки составили 52 млрд руб. (табл. 1). Кредиторская задолженность на 1 января 2007 года составила 302,1 млрд руб., дебиторская — 346,6 млрд.
Таблица 1 Финансовый результат жилищно-коммунального комплекса в 2007 г.
| Доля убыточных предприятий | Доля прибыльных предприятий |
Жилищное хозяйство | 57,8% | 42,2% |
Коммунальное хозяйство | 40,7% | 59,3% |
По оценкам специалистов, только для модернизации основных фондов ЖКХ необходимы значительные финансовые средства порядка 4,5–5,0 трлн руб. По данным Росстроя, величина необходимых средств для качественного изменения состояния ЖКХ России сопоставима с национальным бюджетом — около 8 трлн руб.
Для кардинального изменения сложившейся в ЖКХ ситуации — в частности, чтобы прекратить разрушение жилищного фонда и производственно-технической базы коммунального хозяйства — необходимо повысить эффективность работы предприятий ЖКХ, улучшить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, снизить давление на бюджеты всех уровней расходов по дотированию отрасли. Для достижения этих целей Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 была разработана и утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства (с последующими изменениями и дополнениями) как одно из важнейших направлений долгосрочной экономической политики государства.