Государственные и муниципальные заимствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Прошедший век ознаменовался большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков.

Содержание

Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий
Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов
Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его функционирования
Фонд социального страхования Российской Федерации, его значение
Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, их формирование и использование

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4.docx

— 596.74 Кб (Скачать)

При ликвидации юридических  лиц — страхователей по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний они вносят в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи.

Размер субвенций из федерального бюджета Фонду социального страхования  Российской Федерации определяется ежегодно федеральным законом о  федеральном бюджете на соответствующий  год.

Доходы от размещения временно свободных денежных средств. В соответствии с Положением о Фонде социального  страхования Российской Федерации  временно свободные денежные средства Фонда могут инвестироваться  в банковские депозиты и ликвидные  ценные бумаги. В 2002 г. утвержден порядок  формирования и размещения резерва  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому средства резерва размещаются  в высоколиквидные государственные  ценные бумаги.

Расходы Фонда социального  страхования Российской Федерации. Расходы Фонда в первую очередь связаны с обязанностью по выплате гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий, а с 2000 г. — по выплатам в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, Фондом возмещаются расходы на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей. По решению комиссии по социальному страхованию, создаваемой на каждом предприятии, работникам на льготных условиях могут выдаваться путевки в санатории, профилактории, детям — в оздоровительные лагеря.

Наибольший удельный вес  в расходах Фонда социального  страхования Российской Федерации (95%) занимают непосредственно выплаты  по социальному страхованию, структура  которых приведена на рис. 15.5.

 
Рис.15.5. Структура выплат по социальному  страхованию в 2004 г.

Размер пособия по временной  нетрудоспособности при общем заболевании  и заболевании члена семьи  зависит от среднемесячной заработной платы за предшествующий год, причины  заболевания, трудового стажа.

Пособия на детей, выплачиваемые  из Фонда социального страхования  РФ. Размер пособия по беременности и родам устанавливается в  зависимости от среднемесячного  заработка за предшествующий год  и срока отпуска по беременности и родам. Размеры единовременного  пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в  ранние сроки беременности, единовременного  пособия при рождении ребенка, а  также ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  определены законодательством в  абсолютных суммах.

Обеспечение по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  было призвано заменить действовавшую  ранее в нашей стране практику компенсации утраты заработка в  результате производственной травмы или  профессионального заболевания, произошедшего  по вине работодателя. Рассматриваемый  вид социального страхования  позволяет не только компенсировать потери заработка в связи с  временной или постоянной утратой  трудоспособности или потерей кормильца, но и, что очень важно, проводить  профилактические мероприятия, связанные  со снижением травматизма и профессиональных заболеваний. Основными видами обеспечения  по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются: выплата пособий  по временной нетрудоспособности (его  размер не зависит от трудового стажа  и ориентирован на полное возмещение утраченного заработка); единовременная страховая выплата и ежемесячная  страховая выплата, дифференцируемая в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности; оплата дополнительных медицинских услуг, а также услуг, связанных с  социальной и профессиональной реабилитацией.

В качестве превентивных мероприятий  по профилактике утраты трудоспособности в результате заболеваний можно  рассматривать расходы Фонда  социального страхования РФ на санаторно-курортное  лечение работников и членов их семей. В последнее время эти расходы  значительно сокращены. Так, в 2003 и 2004 гг. были предусмотрены лишь расходы  на долечивание в санаториях-профилакториях по специальному перечню заболеваний  и частично мероприятия по оздоровлению детей.

Особенностью функционирования Фонда социального страхования  Российской Федерации является использование  принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего выплату пособий  и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно в организации  за счет начисленных сумм. С этой целью в организациях создаются  комиссии или действует уполномоченный по социальному страхованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь в сумме, оставшейся после  выплаты пособий и оплаты путевок. При недостатке начисленных сумм страховых взносов или единого  социального налога для выплаты  пособий организация получает субсидию из отделения Фонда.

Фонды обязательного  медицинского страхования в Российской Федерации, их формирование и использовани

Фонды обязательного медицинского страхования — денежные фонды, предназначенные  для финансирования гарантированной  государством медицинской помощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование — это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основное назначение территориальных  фондов обязательного медицинского страхования — финансовое обеспечение  программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ и для финансирования отдельных мероприятий в области обязательного медицинского страхования.

В бюджетном законодательстве фонды обязательного медицинского страхования определены как денежные фонды, в то время как в Законе РФ «О медицинском страховании граждан 

Российской Федерации» Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом, территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

К правовым актам, регулирующим формирование и использование фондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетных фондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты в области  здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетах соответствующих  фондов и их исполнении.

Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 2001 г. формируется  за счет:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от единого налога при упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  • доходов от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц.

Поступление единого социального  налога является основным видом доходов  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования (например, в 2004 г. - 96,8% общей суммы доходов). Порядок  расчета сумм единого социального  налога, зачисляемого в Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования, аналогичен порядку, применяемому для  Пенсионного фонда Российской Федерации. С 2005 г. основная ставка единого социального  налога, зачисляемого в Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования, изменена с 0,2% до 0,8%.

Относительно небольшой  удельный вес в доходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования (менее 1%) занимают доходы от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса. В соответствии с Уставом  этого Фонда временно свободные  средства размещаются в банковские депозиты и высоколиквидные государственные  ценные бумаги.

В качестве возможного источника  доходов предусмотрены также  средства федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в  рамках обязательного медицинского страхования. Вместе с тем отчетные данные об исполнении бюджетов Фонда  с 1994 по 2003 гг. показывают, что фактически такие средства в бюджет Фонда  не поступали.

Структура расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования представлена на рис. 15.6.

Наибольший удельный вес  в расходах Федерального фонда обязательного  медицинского страхования занимают расходы на

 
Рис. 15.6. Структура расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2004 г. выравнивание финансовых условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой  программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный  страховой запас. Решение о предоставлении средств в соответствии с данными  расходами принимает Комиссия Фонда  по выравниванию условий деятельности территориальных фондов обязательного  медицинского страхования на основе полученных от территориальных фондов заявок.

За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются также  целевые программы оказания медицинской  помощи по обязательному медицинскому страхованию. Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа по охране материнства  и детства.

Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию  системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные  исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное  сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

Доходы и расходы территориальных  фондов обязательного медицинского страхования.

Доходы территориальных  фондов формируются за счет:

  • отчислений от единого социального налога (основная ставка налога с 2005 г. изменена с 3,4% до 2%);
  • отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения;
  • поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;
  • доходов от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса;
  • поступлений средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов;
  • поступлений из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров (с 2003 г.).

Структура доходов территориальных  фондов дифференцируется по различным  субъектам Российской Федерации, в  том числе в зависимости от того, получает ли территориальный  фонд средства из Федерального фонда  или нет. В городе Москве страховые  взносы на неработающее население не отражаются в бюджете Московского  городского фонда обязательного  медицинского страхования, не поступают на счета этого фонда, а непосредственно перечисляются на счета лечебно-профилактических учреждений. Но в целом в доходах территориальных фондов обязательного медицинского страхования преобладают поступления единого социального налога, уплачиваемого работодателями за работающих граждан, над поступлением взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Соотношение между поступлениями от единого социального налога и взносами за неработающее население в последние четыре года в среднем по Российской Федерации составляет примерно 2,3 к 1, не всегда соответствуя числу работающих и неработающих в отдельных регионах. По оценкам некоторых экспертов, недофинансирование из территориальных бюджетов за неработающее население в фонды обязательного медицинского страхования доходит в проблемных регионах до 70%.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования так же, как и Федеральный фонд, размещают  временно свободные средства и средства нормированного страхового запаса в  банковские депозиты и государственные  ценные бумаги.

Расходы территориальных  фондов обязательного медицинского страхования связаны с финансированием  территориальной программы обязательного  медицинского страхования, включая  расходы на ведение дела страховых  медицинских организаций, выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), на формирование нормированного страхового запаса; а также на финансирование отдельных мероприятий в области  здравоохранения.

Основным направлением расходов территориальных фондов обязательного  медицинского страхования являются расходы на финансирование территориальной  программы обязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов). Территориальная программа обязательного  медицинского страхования разрабатывается  в соответствии с базовой программой, утвержденной Правительством Российской Федерации в составе Программы  государственных гарантий обеспечения  граждан бесплатной медицинской  помощью. Предоставление средств из территориальных фондов обязательного  медицинского страхования страховым  медицинским организациям осуществляется на основе дифференцированных подушевых нормативов.

Информация о работе Государственные и муниципальные заимствования