Прочие средства. К их
числу относятся доходы от размещения
временно свободных средств, штрафные
санкции и пени, другие поступления,
а также добровольные взносы физических
и юридических лиц. Так, ст. 29 Федерального
закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации» определено, что граждане
Российской Федерации вправе добровольно
вступить в правоотношения по обязательному
пенсионному страхованию и осуществлять
за себя уплату страховых взносов
в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Расходы Пенсионного фонда
Российской Федерации можно разделить
на следующие группы (рис. 15.3):
- по обязательному пенсионному страхованию;
- по государственному пенсионному обеспечению;
- на дополнительное пенсионное обеспечение;
- на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда;
- прочие расходы.
Как видно из рис. 15.3, значительную
часть (89%) расходов Пенсионного фонда
Российской Федерации занимают расходы
по обязательному пенсионному страхованию.
Они включают в себя выплаты трудовой
пенсии, пособий и компенсаций (например,
неработающим гражданам, осуществляющим
уход за нетрудоспособными гражданами,
получающими трудовые пенсии, выплата
пособий на погребение и т.п.).
Рис. 15.3. Структура расходов Пенсионного
фонда Российской Федерации в 2004
г.
Расходы по обязательному
пенсионному обеспечению составляют
более 6% и включают в себя выплаты
пенсий военнослужащим, социальных пенсий
и т.п.
Расходы по дополнительному
пенсионному обеспечению включают
в себя доплаты к пенсии членам
летных экипажей воздушных судов
гражданской авиации, выплаты дополнительного
ежемесячного пожизненного материального
обеспечения работникам ядерного оружейного
комплекса Российской Федерации.
Расходы по пенсионному обеспечению
безработных граждан осуществляется
за счет бюджетных средств, предоставленных
Министерству труда и социального
развития РФ и передаваемых им Пенсионному
фонду Российской Федерации.
Расходы на финансовое и
материально-техническое обеспечение
деятельности фонда включают в себя
расходы на содержание органов управления,
на подготовку и повышение квалификации
работников Пенсионного фонда и
прочие расходы.
Управление Пенсионным фондом
Российской Федерации. Для оперативного
управления средствами Пенсионного
фонды РФ создана организация
с одноименным названием —
Пенсионный фонд РФ, с трехуровневой
структурой управления, отражающая особенности
России как федеративного государства:
- на федеральном уровне — центральный аппарат, представленный Правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией;
- на региональном уровне — региональные отделения, созданные в каждом из 89 субъектов Российской Федерации;
- на местном уровне — районные управления и отделы Пенсионного фонда РФ, которые выполняют его функции в районах и городах и являются представителями региональных отделений Пенсионного фонда РФ.
Региональные отделения
Пенсионного фонда РФ, а также
управления и отделы пенсионного
страхования в районах и городах
являются юридическими лицами, имеющими
в оперативном управлении федеральное
имущество, самостоятельный баланс,
текущий и другие счета в банках.
При этом региональные отделения
в своей деятельности подчиняются
исполнительной дирекции, руководствуясь
решениями Правления Фонда; управления
и отделы - региональному отделению.
Кроме того, органы Пенсионного
фонда Российской Федерации и
его структурные подразделения
работают в тесном взаимодействии со
следующими структурами:
- региональными органами социальной защиты населения, осуществляющими непосредственное назначение и выплату пенсий получателям;
- Центральным банком РФ, через расчетно-кассовые центры которого Пенсионный фонд РФ осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого имеет свои счета;
- региональными отделениями Сбербанка РФ;
- федеральной службой почтовой связи, через отделения которой осуществляются выплаты пенсии.
В настоящее время региональные
отделения Пенсионного фонда
РФ делятся на два вида:
- отделения в регионах, в которых органы социальной защиты осуществляют функции по назначению и выплате пенсий (традиционная схема);
- отделения в рамках Единой пенсионной службы (ЕПС), в которых органы Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно производят расчет и выплату пенсий.
Начиная с 1992 г. в некоторых
субъектах Российской Федерации
в целях ликвидации многозвенной
системы управления пенсионным обеспечением
функции по назначению и выплате
государственных пенсий стали передаваться
из органов социальной защиты населения
Пенсионному фонду России. Впервые
объединение основных функций по
пенсионному обеспечению произошло
в Московской области на базе регионального
отделения Пенсионного фонда
РФ. В дальнейшем этот опыт получил
свое развитие. К началу 2000 г. единые
пенсионные службы были созданы на
территории 22 субъектов Российской
Федерации, из которых 14 полностью функционировали
в условиях Единой пенсионной службы,
8 — на уровне отдельных районов
и городов. Единая пенсионная служба,
соединив функции сбора, аккумуляции страховых
взносов и финансирования расходов на
выплату государственных пенсий с функциями
назначения (перерасчета) и выплаты пенсий
в одной организационной структуре, обеспечила
переход от многозвенной к двухзвенной
системе управления финансовыми ресурсами.
Преимущ
ества такой модели организации
финансовых потоков сделали объективной
необходимостью формирование Единой пенсионной
службы на всей территории России.
Фонд социального
страхования Российской Федерации,
его значение
Фонд социального страхования
Российской Федерации — фонд денежных
средств, образуемый вне федерального
бюджета и предназначенный для
реализации прав граждан на социальное
обеспечение по болезни, инвалидности,
в случае потери кормильца, рождения
и воспитания детей (ст. 143 БК РФ). Следует
подчеркнуть, что за счет средств
данного фонда финансируется
только часть рисков государственного
социального страхования. Пенсионное
и медицинское страхование, являющиеся
частью социального страхования, осуществляются
за счет средств других социальных внебюджетных
фондов.
История создания Фонда социального
страхования Российской Федерации,
как и история Пенсионного
фонда Российской Федерации, берет
свое начало в 1991 г., когда из состава
Бюджета социального страхования
СССР, являвшегося составной частью Государственного
бюджета СССР, были выделены Пенсионный
фонд и Фонд социального страхования.
В настоящее время через
Фонд социального страхования Российской
Федерации проводится два вида социального
страхования: социальное страхование
на случай нетрудоспособности в результате
общего заболевания, материнства и
смерти, а также социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний. Первый
из названных видов социального
страхования на данный момент законодательно
полностью не оформлен, выплаты по
нему регламентируется разрозненными
правовыми актами, включая Постановление
Совета Министров СССР и ВЦСПС
от 23.02.1984 № 191 «О пособиях по государственному
социальному страхованию». Страховое
обеспечение в результате несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний определено Федеральным
законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний».
Основными правовыми актами,
регулирующими формирование доходной
части Фонда социального страхования
Российской Федерации являются Налоговый
кодекс Российской Федерации , а также
ежегодно принимаемый федеральный закон
о тарифах страховых взносов по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
Бюджет Фонда социального
страхования РФ и отчет о его
исполнении утверждаются в форме
федерального закона. С 2003 г. показатели
бюджета этого Фонда, как и
других внебюджетных фондов, разрабатываются
в соответствии с бюджетной классификацией
Российской Федерации.
Доходы Фонда социального
страхования Российской Федерации.
С 2001 г. доходная часть Фонда
формируется посредством следующих
поступлений:
- отчислений от единого социального налога;
- отчислений от сельхозналога;
- отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
- отчислений от единого налога на вмененный доход;
- страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- средств федерального бюджета для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законодательством случаях;
- доходов от размещения временно свободных средств Фонда;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- прочих поступлений.
Доходы и расходы Фонда
социального страхования условно
можно разделить на три части
(табл. 15.3):
Таблица 15.3
Основные группы доходов
Фонда социального страхования
Российской Федерации и направления
их использования |
Группы доходов |
Основные виды
выплат |
Единый социальный налог |
Пособие по временной нетрудоспособности
в результате общего заболевания
или ухода за больным членом семьи
Пособие по беременности и родам
Пособие при постановке на учет при ранних
сроках беременности
Пособие при рождении ребенка Пособие
по уходу за ребенком до 1,5 лет
Пособие на погребение
Расходы на санаторно-курортное лечение
работников и членов их семей |
Страховые взносы на социальное
страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний |
Пособие по временной нетрудоспособности
в результате производственной травмы
или профессионального заболевания
Единовременное пособие
Ежемесячное пособие
Оплата санаторно-курортного лечения,
дополнительного медицинского ухода,
расходов, связанных с социальной и профессиональной
реабилитацией |
Средства федерального бюджета |
Оплата льгот при выплате
пособий и санаторно-курортному
лечению лиц, пострадавших в результате
радиационных катастроф, и ветеранов
Великой Отечественной войны |
- страхование от временной утраты трудоспособности в связи с общими заболеваниями, материнством и смертью;
- страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания;
- предоставление дополнительных льгот лицам, пострадавшим в результате последствий радиационных аварий, и ветеранам Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета.
Структура доходов Фонда
социального страхования Российской
Федерации представлена на рис. 15.4.
Рис. 15.4. Структура доходов Фонда
социального страхования Российской
Федерации в 2004 г.
Поступления единого социального
налога занимают наибольший удельный
вес в доходах Фонда социального
страхования Российской Федерации.
Порядок расчета сумм единого
социального налога, зачисляемого в
этот Фонд, в целом аналогичен порядку,
применяемому для Пенсионного фонда
Российской Федерации. Ставки единого
социального налога, зачисляемого в Фонд
социального страхования (ст. 241 НК РФ),
так же, как и для других внебюджетных
фондов, дифференцированы по регрессивной
шкале в зависимости от размера оплаты
труда застрахованных работников. С 2005
г. основная ставка зачисления части единого
социального налога в Фонд социального
страхования Российской Федерации снижена
с 4 до 3,2%.
Отчисления от сельхозналога,
единого налога при упрощенной системе
налогообложения, единого налога на
вмененный доход поступают от
предпринимателей, юридических или
физических лиц, если их доход получен
от деятельности, на которую распространяются
указанные специальные налоговые
режимы. Процент отчисления от этих
налогов в Фонд социального страхования
Российской Федерации устанавливается
налоговым и бюджетным законодательством.
С 2003 г. у индивидуальных
предпринимателей, не имеющих наемных
работников, есть возможность осуществлять
добровольные страховые взносы в
Фонд социального страхования Российской
Федерации для получения пособий
при временной нетрудоспособности,
а также по беременности и родам1.
Страховые взносы по социальному
страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний. Тарифы взносов по этому
виду социального страхования устанавливаются
в процентах к начисленной
оплате труда по всем основаниям (доходу)
застрахованных, а в соответствующих
случаях — к сумме вознаграждения
по гражданско-правовому договору,
и дифференцированы в зависимости
от класса профессионального риска.
Класс профессионального риска
для отрасли (подотрасли) экономики
определяется по специальной методике,
учитывающей соотношение фактической
величины выплат по социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний к фонду
оплаты труда в данной отрасли. Органы
управления Фондом социального страхования
Российской Федерации имеют право применять
скидки и надбавки к установленным страховым
тарифам в качестве стимула создания работодателями
условий, приводящих к снижению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний.