Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:25, курсовая работа
Прошедший век ознаменовался большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков.
Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий
Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов
Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его функционирования
Фонд социального страхования Российской Федерации, его значение
Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, их формирование и использование
Более подробно состав источников и направления расходования средств, а также особенности механизма функционирования государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации будут рассмотрены в следующих параграфах.
Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его функционирования
Пенсионный фонд Российской
Федерации — фонд денежных средств,
образуемый вне федерального бюджета,
предназначенный для
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, средства которого не входят в состав федерального бюджета, не могут использоваться на другие цели и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд начал свое функционирование в 1991 г. (до того пенсионное обеспечение граждан осуществлялось за счет средств Государственного бюджета СССР), и главной причиной возникновения Пенсионного фонда РФ была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов по выплате пенсий в специальную группу и обеспечение их целевыми, закрепленными за этими расходами самостоятельными источниками доходов. Он входит в одно из звеньев сферы государственных финансов и является основной материальной базой пенсионной системы Российской Федерации.
В соответствии с проводимой в России реформой пенсионного обеспечения существенно изменился порядок формирования доходов и направления расходования средств этого фонда.
Начало пенсионной реформы
принято относить к 1995 г., когда была
разработана и принята
За период, прошедший после 1995 г., ряд положений Концепции был реализован, в частности осуществлен переход на персонифицированный учет страховых взносов и новый порядок исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера. Вместе с тем в условиях незавершенности намеченных преобразований модель пенсионной реформы в 1998 г. была существенно изменена.
Так, Программой пенсионной
реформы в Российской Федерации
(второй этап) предлагалось поэтапное
введение накопительного метода финансирования
выплаты государственных
В соответствии с принятыми
в 2001 г. законами в настоящее время
через Пенсионный фонд Российской Федерации
осуществляются выплаты по государственному
пенсионному страхованию и
Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из следующих составных частей:
Базовая часть трудовой пенсии
призвана обеспечить минимальный гарантированный
доход при наступлении
Выплата пенсии по обязательному
пенсионному страхованию и
Таблица 15.2
Основные группы доходов Пенсионного фонда Российской Федерации и направления их использования | |||
Пенсии |
Источник доходов Пенсионного фонда Российской Федерации |
Части трудовой пенсии |
Виды пенсий |
По обязательному пенсионному страхованию |
Часть ЕСН, зачисляемая в доход федерального бюджета |
Базовая |
По старости |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ |
Страховая | ||
Накопительная | |||
По обязательному пенсионному обеспечению |
Средства федерального бюджета |
За выслугу лет |
Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации можно условно разделить на следующие части, связанные с:
В настоящее время доходы Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих источников:
Структура доходов Пенсионного фонда Российской Федерации представлена на рис. 15.2.
Рис. 15.2. Структура доходов Пенсионного
фонда Российской Федерации в 2004
г.
Поступления единого социального налога. Суммы единого социального налога, поступающие из средств федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий, составляют более 43% в общем объеме доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок расчета этого налога общий для всех внебюджетных фондов. Сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), зачисляемых в доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование. Основным источником
формирования доходов Пенсионного
фонда Российской Федерации являются
обязательные страховые взносы работодателей
и лиц, занимающихся индивидуальным
предпринимательством. В 2004 г. на их долю
приходится более 45% общего объема доходов,
в том числе 38% составляют страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование
на выплату страховой части
До вступления в силу с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса РФ страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации были отдельным платежом; объект обложения страховыми взносами определялся отдельными правовыми актами, страховой тариф (ставка) взносов устанавливался в законодательном порядке, как правило, один раз в год. Кроме того, до 2001 г. в качестве одного из источников формирования Пенсионного фонда Российской Федерации выступали также страховые взносы работников.
В настоящее время страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не входят в систему федеральных налогов и сборов, которые регулируются Налоговым кодексом РФ. Порядок их исчисления регламентируется Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В соответствии со ст. 3 Федерального закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.
В отличие от ставок единого социального налога тарифы страховых взносов для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, установленные ст. 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, дифференцируются не только в зависимости от размера облагаемой базы, но и от возраста застрахованных лиц: для финансирования страховой части трудовой пенсии с увеличением возраста работника ставки растут, для формирования накопительной части — уменьшаются. Предусмотрены также пониженные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для работодателей-плательщиков, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Индивидуальные
Кроме того, в рамках дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляемого Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 14% сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Бюджетные средства. За счет
средств федерального бюджета, передаваемых
Пенсионному фонду РФ, производятся
финансирование выплаты государственных
пенсий и пособий федеральным
государственным служащим, военнослужащим
и членам их семей; участникам Великой
Отечественной войны, социальных пенсий
нетрудоспособным гражданам и некоторые
другие виды расходов. Кроме того, за
счет бюджетных средств, переданных
Пенсионному фонду Российской Федерации
Министерством труда и
Доходы, полученные от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Порядок размещения обязательных пенсионных накоплений устанавливается Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», который определяет перечень активов, разрешенных для размещения пенсионных накоплений. К их числу отнесены государственные федеральные ценные бумаги, и субъектов Федерации, корпоративные облигации и акции российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, рублевые депозиты, денежные средства, в том числе иностранная валюта, на счетах в кредитных организациях.
Информация о работе Государственные и муниципальные заимствования