Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:25, курсовая работа
Прошедший век ознаменовался большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков.
Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий
Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов
Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его функционирования
Фонд социального страхования Российской Федерации, его значение
Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, их формирование и использование
По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:
По уровням управления (определяются государственным устройством страны):
В федеральных внебюджетных
фондах аккумулируются средства, необходимые
для обеспечения социально-
Все внебюджетные фонды помимо
общих черт, характерных для любого
финансового фонда, обладают своими
собственными признаками, позволяющими
отделить их от других фондов. В качестве
такого признака неверно использовать
слово «внебюджетные», так как
тогда, по сути, к внебюджетным фондам
можно относить любой финансовый
фонд, не входящий в состав бюджета,
т.е. любой финансовый фонд, функционирующий
«вне бюджета» — отраслевые финансовые
фонды, финансовые фонды организаций
и т.п. В научном же понимании
к внебюджетным фондам как к звену
государственных и
В качестве основного признака, характерного для внебюджетных фондов и отличающего их от бюджетов, является то, что они должны иметь целевое назначение, которое определяет их состав доходов и направления расходования средств, соответствующие названию фонда. В отличие от внебюджетных фондов, средства бюджетов всех уровней обезличиваются и нет целевого соответствия между видом налога или сбора и расходами бюджета. Появление внебюджетных фондов без конкретной целевой направленности, расходы которых дублировали расходы бюджета, как это было распространено в России в 1990-х гг. XX в., экономически неэффективно, так как, во-первых, при этом происходит распыление средств, уменьшаются возможности маневренного их использования, во-вторых, увеличиваются расходы на управление этими фондами.
Для финансирования одних и тех же нужд целесообразно создавать только один внебюджетный фонд. Это очень важно, так как множественность фондов, созданных для одной и той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы. Кроме того, важное требование к внебюджетным фондам — это определить оптимальную продолжительность их функционирования, она зависит от сложности и характера задач, для решения которых создается фонд. Они могут создаваться на очень длительную перспективу (например, такие, в которых аккумулируются средства для пенсионного обеспечения населения), или же на срок в несколько лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический период (это, например, внебюджетные фонды экономического назначения). Как правило, с решением поставленных задач необходимость в таких фондах отпадает.
В настоящее время и
в России в составе государственных
финансовых ресурсов помимо бюджетов
разных уровней функционируют
Объем финансовых ресурсов, концентрируемых в государственных социальных внебюджетных фондах очень значителен и сопоставим с объемами федерального бюджета страны. От эффективности их формирования и использования зависит успешное решение многих социально-экономических задач. Так, в 2004 г. доходы федерального бюджета составили 2742850,4 млн руб., а общий объем доходов внебюджетных фондов — 1166712,5 млн руб., в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации — 1000316,6 млн руб., Фонда социального страхования Российской Федерации — 159989,7 млн руб., Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации — 6406,2 млн руб. (рис. 15.1).
Рис. 15.1. Доходы федерального бюджета
и бюджетов государственных социальных
внебюджетных фондов РФ в 2004 г.
В финансовой системе СССР внебюджетных фондов не было, их создание в России в начале 1990-х гг. было продиктовано многими причинами. В условиях кризисной ситуации вследствие экономической и финансовой неустойчивости в стране возникла необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Однако это осуществлялось не в пользу нуждающихся в социальной помощи граждан, жизненный уровень которых в этот период стремительно падал. Поэтому для выплаты пенсий, пособий, финансирования расходов на здравоохранение и т.п., а также финансирования важных отраслей и сфер экономики было принято решение о создании внебюджетных фондов.
Будучи автономными от бюджета, они были предназначены для решения важных задач, которые требовали особого внимания со стороны государства, особенно это касалось финансирования социальных расходов. Были созданы и внебюджетные фонды экономического назначения, например дорожные фонды, фонды финансирования жилищного строительства, экологические фонды, в которых аккумулировались средства для финансирования отдельных мероприятий и программ, имеющих важное экономическое значение для общества на данный период времени.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют лишь государственные внебюджетные фонды социального назначения. Бюджетный кодекс определяет внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ). Таким образом, Бюджетный кодекс РФ разрешает формирование только четырех социальных внебюджетных фондов. После введения его в действие созданные во многих субъектах Федерации и муниципальных образованиях многочисленные внебюджетные фонды экономического и экологического назначения были включены (консолидированы) в состав бюджетов субъектов Российской Федерации либо ликвидированы (в муниципальных образованиях).
Кроме того, в Бюджетном
кодексе РФ предусмотрено функционирование
Государственного фонда занятости
населения Российской Федерации, который
был предназначен для финансирования
социального обеспечения в
Необходимо отметить, что в Российской Федерации до 2001 г. внебюджетные фонды функционировали на всех уровнях; в том числе и органы местного самоуправления были вправе создавать внебюджетные фонды. В действовавшей тогда редакции Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было закреплено право представительных органов местного самоуправления образовывать целевые внебюджетные фонды. И в течение 1990-х гг. было создано большое количество таких фондов, которые вместе с местными бюджетами составляли финансовую базу местного самоуправления. Однако практика образования этих фондов была небезупречна, что проявлялось в бессистемном создании большого количества внебюджетных фондов, в результате чего происходило распыление финансовых ресурсов, имело место нецелевое использование средств. Кроме того, были случаи, когда в доходы внебюджетных фондов зачислялись бюджетные источники либо вводились специальные сборы для формирования их доходов,
что противоречило федеральному
законодательству. В Бюджетном кодексе
РФ для органов местного самоуправления
не предусмотрен порядок формирования
внебюджетных фондов. Это нашло отражение
и в определении состава
Объем, состав источников формирования и направления расходования внебюджетных фондов предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. К доходам государственных социальных внебюджетных фондов относятся:
Основным источником доходов государственных социальных внебюджетных фондов в настоящее время выступает единый социальный налог.
Плательщиками единого социального
налога являются юридические и физические
лица, производящие выплаты гражданам,
индивидуальные предприниматели и
адвокаты. Объектом налогообложения
являются вознаграждения физическим лицам
по трудовым и гражданско-правовым
договорам либо доходы от предпринимательской
деятельности граждан. Ставки единого
социального налога дифференцированы
по регрессивной шкале в зависимости
от размера выплат, производимых в
пользу застрахованных работников. Кроме
того, помимо общих ставок для лиц,
производящих выплаты гражданам, Налоговым
кодексом РФ предусмотрены различные
ставки единого социального налога
для отдельных групп
Единый социальный налог
зачисляется в доходы федерального
бюджета (часть из них затем направляется
в бюджет Пенсионного фонда РФ
на выплату базовой части трудовой
пенсии) и в доходы государственных
внебюджетных фондов. Распределение
налога между федеральным бюджетом
и государственными социальными
внебюджетными фондами
Направления расходования средств,
поступающих во внебюджетные фонды,
обусловливается назначением
Изучение государственных
внебюджетных фондов невозможно без
рассмотрения правовой базы их функционирования.
Порядок формирования и использования
внебюджетных фондов в России регулируется
налоговым и бюджетным
Любой внебюджетный фонд как фонд денежных средств имеет определенные количественные параметры, определяющие его объем доходов и расходов, которые отражаются в бюджетах соответствующего внебюджетного фонда. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В законе о бюджете фонда утверждаются общий объем доходов, их состав и структура, направления расходования средств. В настоящее время доходы и расходы внебюджетных фондов разрабатываются и отражаются в законах об их бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Для управления средствами
государственных внебюджетных фондов
созданы одноименные
Информация о работе Государственные и муниципальные заимствования