Государственные финансы: оценка правовой базы их функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель изучения — обобщение законодательных и нормативных документов в сфере предпринимательской деятельности овладеть механизмами организации, управления государственными финансами.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса государственных финансов. 4
2. Пенсионный фонд Российской Федерации и особенности его функционирования. 18
3. Оценка правовой базы функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации. 24
4. Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, оценка правовой базы их формирования и использования 30
Заключение. 36

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 77.35 Кб (Скачать)

  Ответственность:

  • за нарушение положения Федерального закона и иных актов законодательства РФ об обязательном пенсионном  страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством  РФ.

  Средства  фонда формируются за счет:

  • страховых взносов в Пенсионный фонд РФ согласно Федерального закона от 24 июля 2009г. N212-ФЗ.
  • ассигнований из бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям;
  • страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей – организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации регулируется Федеральным законом от 27.11.2001г. №155-ФЗ – установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 14% сверх ставки единого социального взноса, зачисляемого в Пенсионный фонд РФ.
  • доходы, полученные от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Согласно Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерацию» ст. 26 пенсионные накопления могут быть размещены в:

  1) государственные ценные бумаги  Российской Федерации;

  2) государственные ценные бумаги  субъектов Российской Федерации;

  3) облигации российских эмитентов,  помимо указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;

  4) акции российских эмитентов, созданных  в форме открытых акционерных  обществ;

  5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных  фондов, размещающих средства в  государственные ценные бумаги  иностранных государств, облигации  и акции иных иностранных эмитентов;

  6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации об ипотечных  ценных бумагах;

  7) денежные средства в рублях  на счетах в кредитных организациях;

  8) депозиты в рублях в кредитных  организациях;

  9) иностранную валюту на счетах  в кредитных организациях.

  • дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений Федеральный закон от 30 апреля 2008г. №56-ФЗ. Согласно статье 12 право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет.
  • Прочие средства. К их числу относятся доходы от размещения временно свободных средств, штрафные санкции и пени, другие поступления, а также добровольные взносы физических и юридических лиц. Так, ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167 -ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять за себя уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.

  Предельная  величина базы для начисления страховых  фондов определяется в соответствии с Федеральным законом «О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования» (ст. 22 п. 4 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 167-ФЗ). В настоящий момент тариф  страхового взноса  составляет 20%, из которых 20% уходит на финансирование страховой  части трудовой пенсии для лиц 1966 года рождения и старше и 14% для лиц 1967 года рождения и моложе, на финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе 6%.  С 2011 года тариф страхового взноса в Пенсионный фонд будет составлять 26%

  Уплата  страховых взносов в ПФ РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться  ежемесячно - в срок, установленный  для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных  взносов производится путем безналичных  расчетов со своих расчетных или  текущих счетов на счет ПФ РФ по месту  регистрации в качестве плательщиков взносов (не позднее 15-го числа следующего месяца).  При нарушении установленных  сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма  считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней. Недоимки, пени, а также суммы  штрафов и иных финансовых санкций  взыскиваются отделениями ПФ РФ с  работодателей в бесспорном порядке, определенных для налоговых органов  по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов  в судебном порядке. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах  от неуплаченной суммы страховых  взносов. Процентная ставка пеней принимается  равной одной трёхсотой действующей  в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

  В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

  Средства  ПФ РФ используются на:

  • выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение и т.п.).
  • выплаты по обязательному пенсионному обеспечению составляют более 6% и включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий и т.п.
  • выплаты по дополнительному пенсионному обеспечению включают в себя доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
  • выплаты по пенсионному обеспечению безработных граждан осуществляется за счет бюджетных средств, предоставленных Министерству труда и социального развития РФ и передаваемых им Пенсионному фонду Российской Федерации.
  • расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда включают в себя расходы на содержание органов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы.
  • управление Пенсионным фондом Российской Федерации. Содержание центрального аппарата, представленный Правлением и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией.

  Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного  фонда РФ на соответствующий год, осуществляется только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным  законом порядке.

  

3. Оценка правовой базы функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации.

 

  Фонд  социального страхования РФ создан с 1 января 1991 года в соответствии с  постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 “О совершенствовании  управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование  трудящихся в РСФСР”. В настоящее  время Фонд социального страхования  РФ является самостоятельным государственным  финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

  Отношения в системе обязательного социального  страхования регулируются Федеральным  законом от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах  обязательного социального страхования", а также иными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок уплаты страховых взносов и расходования средств по конкретным видам страхового обеспечения. К ним, в частности, относится Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Он определяет порядок возмещения вреда, причиненного здоровью или жизни работника во время выполнения трудовых обязанностей.

  Федеральный закон N 165-ФЗ и 125-ФЗ являются основополагающими во взаимоотношениях организаций с Фондом социального страхования РФ. Остальные нормативные акты об обязательном социальном страховании принимаются в развитие этих законов. Все документы по соцстраху, включая положения, инструкции и разъяснения ФСС России, должны обязательно исполняться всеми страхователями.

        В настоящее время  Фонд социального страхования РФ осуществляет свою деятельность на основании  Положения о фонде социального  страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.94  № 101, и  состоит из:

        - региональных отделений;

        - центральных отраслевых  отделений;

        - филиалов отделений.

  Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов  ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные  советы. Руководство деятельностью  ФСС осуществляется его Председателем, который назначается Правительством РФ.

  Основными задачами Фонда являются:

  обеспечение гарантированных государством пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при  рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия  на погребение или возмещение стоимости  гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

  участие в разработке и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

  осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

  разработка  совместно с Министерством труда  и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений  о размерах тарифа страховых взносов  на государственное социальное страхование;

  организация работы по подготовке и повышению  квалификации специалистов для системы  государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей  и населения по вопросам социального  страхования;

  сотрудничество  с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями  по вопросам социального страхования.

  Средства  Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений;
  • страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Информация о работе Государственные финансы: оценка правовой базы их функционирования