Государственные финансы: оценка правовой базы их функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель изучения — обобщение законодательных и нормативных документов в сфере предпринимательской деятельности овладеть механизмами организации, управления государственными финансами.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса государственных финансов. 4
2. Пенсионный фонд Российской Федерации и особенности его функционирования. 18
3. Оценка правовой базы функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации. 24
4. Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, оценка правовой базы их формирования и использования 30
Заключение. 36

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 77.35 Кб (Скачать)

К неналоговым  доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

  К безвозмездным поступлениям  относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования4.

Согласно  статье 42 к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

  • доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными кредитами;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

  Помимо  различных видов доходов в  федеральный бюджет зачисляются  поступления из источников финансирования  дефицита бюджета, которые согласно  ст. 94 Бюджетного кодекса РФ подразделяются  на поступления из внутренних  источников и поступления из  внешних источников финансирования  дефицита федерального бюджета.

К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
  • курсовая разница по средствам федерального бюджета;
  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
  • разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
  • прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  • разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

  Поступившие в федеральный бюджет средства направляются на осуществление расходов по реализации полномочий

  В соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации Президент  Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации  бюджетное послание не позднее марта  года, предшествующего очередному финансовому  году.

  В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

  За последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.

  Внешние факторы оказывают серьёзное  воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что,  несмотря на высокие темпы  экономического роста в последние  десять лет, нынешняя структура российской экономики ещё не отвечает современным  требованиям динамично развивающейся  страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес  образования, науки, здравоохранения.

  В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать  все  возможные сценарии развития мировой  экономики, включая негативные, и  в то же время быть активной, в  максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

  Наиболее  острой проблемой в настоящее  время является рост цен.

  Необходимость замедления роста цен – одновременно макроэкономическая и социальная проблема.

  Инфляция  уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

  Кроме того, с точки зрения создания  основ долгосрочного роста экономики  и устойчивости бюджета важно  преодоление отрицательных демографических  тенденций. Согласно прогнозам,  численность  занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном  росте количества пенсионеров. 

  Обеспечение сбалансированности пенсионной системы  является одной из наиболее серьёзных  проблем экономической политики.

  Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству  Российской Федерации надлежит сосредоточиться  на решении следующих основных задач.

  Первое.  Бюджетная политика должна сохранить  своё значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение  сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.

  Одной из базовых предпосылок решения  этой задачи является безусловное соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным  кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы,  использованию  нефтегазовых доходов и ограничению  дефицита федерального бюджета.

  Правительство Российской Федерации совместно  с Банком России должно принять исчерпывающие  меры по обеспечению снижения инфляции.  

  Второе. Необходимо усилить роль бюджета  в стимулировании роста экономики  и повышении уровня жизни населения  на долгосрочную перспективу.

  Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов  на 15-летний период, а по отдельным  направлениям – на более отдаленную перспективу.

  К 1 августа текущего года необходимо разработать долгосрочную бюджетную  стратегию на период до 2023 года. Она  должна включать в себя основные параметры   бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы  в интересах повышения конкурентоспособности  российской экономики и адресности социальной политики.

  Долгосрочное  бюджетное планирование должно стать  реальным шагом на пути к повышению  эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это  предполагает принятие активных мер  по повышению качества государственных  услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.

  При расширении горизонта бюджетного прогнозирования  возрастает значение информации о финансовых результатах деятельности государственного сектора. Эта информация должна учитываться  при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами.

  На  федеральном уровне должна быть сформирована система мониторинга эффективности  бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям.

  В целях обеспечения в полной мере реализации принципа достоверности  экономического прогнозирования как  одной из основополагающих предпосылок  для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно  повысить надёжность и расширить  горизонт прогноза социально-экономического развития. Следует уже в ближайшее  время сформировать современную  правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития страны. 

Информация о работе Государственные финансы: оценка правовой базы их функционирования