Государственные финансы: оценка правовой базы их функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель изучения — обобщение законодательных и нормативных документов в сфере предпринимательской деятельности овладеть механизмами организации, управления государственными финансами.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса государственных финансов. 4
2. Пенсионный фонд Российской Федерации и особенности его функционирования. 18
3. Оценка правовой базы функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации. 24
4. Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, оценка правовой базы их формирования и использования 30
Заключение. 36

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 77.35 Кб (Скачать)

  Третье. Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для  получения достойной пенсии как  тем, кто уже вышел на пенсию, так  и тем, кому это предстоит в будущем.

  Здесь необходим широкий комплекс мер, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более  эффективное управление пенсионными  накоплениями.

  Важную  роль может сыграть система софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда национального  благосостояния. Следует завершить  все подготовленные мероприятия  по её введению в действие до конца текущего года.

  Четвертое. Эффективное расходование бюджетных  средств за счёт перехода к финансовому  обеспечению государственных услуг  на основе государственного задания  и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться  стимулы для обеспечения соответствия качества и объёма предоставляемых  услуг установленным в задании  требованиям.

  Необходимо  ускорить процесс реорганизации  бюджетных учреждений в автономные учреждения.

  Пятое. Завершение переходного периода  формирования новой системы местного самоуправления.

  С 1 января 2009г. должны в полном объёме вступить в силу положения Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и связанные с ним  нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения  между бюджетами субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами.

  По-прежнему требуется оказание вновь созданным  муниципальным образованиям действенной  поддержки в освоении ими базовых  методов и процедур управления муниципальными финансами.    

  Шестое.  Практический переход на современные  принципы осуществления государственных  инвестиций и реализации долгосрочных программ за счёт бюджетных средств.

  С 2010 года соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы полностью. Эти  нормы в максимально возможной  степени следует применять и  в переходный период.

  Седьмое. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты.

  В рамках бюджетного планирования следует  обеспечить корреляцию докладов о результатах  и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных  целевых программ, обоснований бюджетных  ассигнований.

  Каждая  программа должна предусматривать  конкретные цели её реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления  программы. Если программа не позволяет  достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от её дальнейшей реализации со своевременным внесением  соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

  Следует пересмотреть механизм формирования и  реализации ведомственных целевых  программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения обязательств.

  Восьмое. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда  национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.

  Обеспечение надёжности размещения средств этих фондов остаётся безусловным приоритетом.

  В то же время по мере накопления опыта  управления средствами Фонда национального  благосостояния, в том числе в  целях повышения его доходности, следует рассмотреть вопрос о  расширении состава активов, в которые  могут размещаться средства Фонда. В число таких активов могут  войти акции и долговые обязательства надёжных эмитентов.

  Девятое. Повышение качества управления государственной  собственностью и эффективности  работы государственного сектора. Следует  в ближайшие годы завершить процесс  акционирования федеральных государственных  унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий. Должна быть создана правовая база для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия. Необходимо расширить практику представления интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих.

  Следует обеспечить полноценный учёт имущества  казны и его отражение в  финансовой отчётности публично-правовых образований.

  Десятое. Расширение практики учёта результативности работы органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств  федерального бюджета.

  Развитие  межбюджетных отношений на основе последовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих в них органов  публичной власти, прежде всего при  осуществлении инвестиционных и социальных расходов.

  Определение дополнительных сфер государственного управления, в которых могут быть применены принципы делегирования  исполнения федеральных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации  с предоставлением субвенций  из федерального бюджета. Своевременное  принятие документов, определяющих порядок  предоставления субвенций из федерального бюджета для исполнения делегируемых федеральных полномочий и контроля за эффективностью их использования.

  Одиннадцатое. Совершенствование структуры и  механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

2. Пенсионный фонд Российской Федерации и особенности его функционирования.

  Пенсионный  фонд РФ (ПФ РФ) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Пенсионный фонд РФ является федеральным фондом.

  ПФ  РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ и является самостоятельным  финансово-кредитными учреждением. Средства расходуются для выплаты государственных  пенсий и пособий.

  В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которое реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации». Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Исходя из Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к ним относятся:

  • федеральные государственные служащие;
  • военнослужащие;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или

  техногенных катастроф;

  • участники Великой Отечественной войны;
  • нетрудоспособные граждане.

  Трудовые  пенсии в Российской Федерации состоят  из следующих составных частей:

  • базовой - фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;

  • страховой - дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного (условного) пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

  • накопительной  - части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица5.

  Базовая часть трудовой пенсии призвана обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая; размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии определяется Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской Федерации».

            В основные задачи ПФ РФ  входят:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. Здесь  опять таки стоит упомянуть о принципе солидарности поколений, суть которого в том, чтобы обеспечить человека заработанным уровнем всех благ путём перераспределения средств во времени и в пространстве. Т.е. в отношении данного пункта можно сказать, что человек будет получать пенсию не только на территории РФ, но и за её пределами, при соблюдении формальных условий оформления перевода пенсии за границу.

  В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»  №167-ФЗ от 15.12.2001 г. Пенсионный фонд имеет  право:

  • проводить у предприятий проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании;
  • получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;
  • осуществлять управление средствами бюджета ПФ РФ и контроль за их расходованием в соответствие с ФЗ «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ» и законодательством РФ;
  • осуществлять возврат страховых взносам страхователям в случае, если не возможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

  Пенсионный  фонд обязан: 

  • подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;
  • назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособие умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • составлять проект бюджета Пенсионного фонда РФ и обеспечивать исполнение указанного бюджета;
  • обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;
  • осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • осуществлять регистрацию страхователей;
  • бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;
  • организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;
  • развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в РФ.

Информация о работе Государственные финансы: оценка правовой базы их функционирования