Государственные финансы: оценка правовой базы их функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель изучения — обобщение законодательных и нормативных документов в сфере предпринимательской деятельности овладеть механизмами организации, управления государственными финансами.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса государственных финансов. 4
2. Пенсионный фонд Российской Федерации и особенности его функционирования. 18
3. Оценка правовой базы функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации. 24
4. Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, оценка правовой базы их формирования и использования 30
Заключение. 36

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 77.35 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение. 3

1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса государственных финансов. 4

2. Пенсионный фонд  Российской Федерации  и особенности  его функционирования. 18

3. Оценка правовой  базы функционирования  Фонда социального  страхования Российской  Федерации. 24

4. Фонды обязательного  медицинского страхования  в Российской Федерации,  оценка правовой  базы их формирования  и использования 30

Заключение. 36

Содержание. 37 

 

Введение.

 

    В данной курсовой работе рассмотрены актуальные аспекты функционирования государственных финансов, в том числе сущность, функции и роль, организация, особенности управления на федеральном уровне, государственное регулирование финансов.

    Раскрыты  важнейшие вопросы бюджетной  системы: принципы построения, бюджетное  устройство и процесс, доходы и расходы бюджетов. Дана характеристика внебюджетных фондов и показана их роль в решении социальных проблем.

    Особое  внимание уделено задачам законодательных  и исполнительных органов власти в области финансов.

    Цель  изучения — обобщение законодательных и нормативных документов в сфере предпринимательской деятельности овладеть механизмами организации,  управления государственными финансами. 
 
 
 

 

  1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного  ресурса государственных финансов.

  В соответствии со ст. 5 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти  субъектов РФ, что обусловлено  федеративной формой государственного устройства. Исходя из этого в Российской Федерации в составе государственных  финансов можно выделить государственные  финансы на федеральном уровней  государственные финансы на уровне субъектов РФ. Государственные финансы  на федеральном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ.

  Государственные финансы на федеральном уровне состоят  из федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов РФ. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ статус государственных  внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации;, фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

  Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей1.

  Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку охватывают разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

  В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем  сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации  финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

  Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета. Согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ ст. 6 
бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

  По  экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.2

  Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

  - государственный бюджет является  особой экономической формой  перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства и ее использованием  с целью удовлетворения потребностей  всего общества и отдельных  его государственно-территориальных  формирований ;

  - с помощью бюджета происходит  перераспределение национального  дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

  - пропорции бюджетного перераспределения  стоимости в большей мере, чем  у других звеньев финансов, определяются  потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими  перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

  - область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением  бюджета по сравнению с другими  звеньями.

  Взгляд  на бюджет как на экономическую категорию  не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

  Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря  первой происходит концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают в  распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении  бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

  Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают почти все  участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход; однако, это  не исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта, а иногда и  национального богатства.

  Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.3

  Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. С его помощью  государство, осуществляя перераспределение национального дохода, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д.

  Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в  интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально  нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной  системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного  налогового режима в части обложения  прибыли от реализации новых видов  продукции и тому подобные бюджетные  меры призваны стимулировать научные  открытия и новые технические  достижения, сокращать сроки их внедрения  в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

  Доходы  бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Рис.1 Структура  доходов бюджета. 

Согласно  статье 41  Бюджетного кодекса РФ  доходы государственного бюджета состоят из  налоговых доходов, неналоговых  доходов  и безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам бюджета относятся  доходы от предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах федеральных налогов  и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных  налогов, а также пеней и штрафов  по ним.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

В статье 50 налоговые доходы подразделяются на:

  • налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
  • налог на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
  • налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
  • налог на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
  • акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  • акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизы на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акцизы на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  • акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;
  • акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
  • акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
  • налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
  • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
  • сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;
  • сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;
  • водный налог - по нормативу 100 процентов;
  • государственная пошлина (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса) - по нормативу 100 процентов.

Информация о работе Государственные финансы: оценка правовой базы их функционирования