Государственные финансы и госбюджет

Автор: Ольга Пержу, 06 Декабря 2010 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение понятий государственных финансов, финансовых звеньев, государственного бюджета в условиях рынка, а также государственного контроля за финансами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
Характеристика государственных финансов……………………………….
Понятие, сущность и необходимость финансов…………………….
Функции и признаки финансов, финансовая система и ее звенья….
Понятие государственного бюджета……..………………………….
Финансовые отношения и бюджет государства…………………………….
Структура финансовых отношений…………………………………..
Финансы и бюджет: проблемы и решения………………………….
Социализация финансов в условиях рыночной экономики……….
Бюджетная политика государства. Финансовый контроль………………

3.1. Основной финансовый план государства – госбюджет………………

3.2. Проблемы формирования и использования бюджета в рыночных условиях.......................................................................................................

3.3. Государственный финансовый контроль……………………………..

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Финансы и Бюджет.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

  Бюджетный дефицит может финансироваться  за счет трех основных источников: внутренних и внешних займов, денежной эмиссии. В случае финансирования государственных  расходов за счет заимствования в  частном секторе количество товаров и услуг в народном хозяйстве остается неизменным и последствия такой задолженности зависят от экономической конъюнктуры и состояния рынков труда и капитала. При наличии в стране свободных денежных средств и недостаточного спроса на капитал со стороны частного сектора увеличение государственных расходов, финансируемое за счет внутренних займов, становятся фактором, благоприятствующим экономическому развитию. Если бы правительство имело возможность распространить среди населения и предприятий государственные облигации в размерах, достаточных для покрытия бюджетного дефицита, то это означало бы, что увеличение государственных расходов произошло за счет сокращения личного потребления. Такое перераспределение направлений использования валового продукта не представляло бы опасности для экономического положения страны. Результаты эмпирических исследований показывают низкую эластичность сбережений по процентным ставкам, а, следовательно, маловероятность существенного увеличения добровольных сбережений населения при бюджетном дефиците.

  Финансирование  бюджетного дефицита за счет внешних  займов означает появление возможности  осуществления дополнительных государственных  расходов без ограничения текущего потребления и реальной инвестиционной деятельности частного сектора. Однако при этом возврат долга и его  обслуживание будут происходить  за счет будущего производства, а это  потребует в будущем соответствующего увеличения объема импортируемых товаров  и услуг. Необходимо также иметь  в виду, что при кредитном финансировании государственных расходов происходит перераспределение во времени связанного с этими расходами финансового  бремени, а, следовательно, привлечение  будущих поколений к обслуживанию государственной задолженности. Эту  нагрузку можно перекладывать лишь в том случае, когда речь идет о расходах, эффект от которых наступит через определенное время. К таким  расходам могут быть отнесены, прежде всего, непосредственно рентабельные инвестиции, а также инвестиции в  области инфраструктуры, которые благодаря своей народнохозяйственной продуктивности позволяют получать в будущем более высокие доходы.

  В сложившихся экономических условиях бюджетный дефицит является важнейшим  инфляционным фактором, а потому проведение жесткой бюджетной политики должно стать одним из основных инструментов стабилизации экономики государства.

  Существующая  система бюджетного планирования не заставляет получателей средств  организовывать свою деятельность в  пределах заданных ограничений, искать пути наиболее эффективного использования  выделяемых ассигнований, избегать потерь. Однако в переходных условиях новый  рост бюджетных расходов недопустим. Речь может идти либо об их сокращении путем передачи ряда государственных  функций частному сектору (расходы  на народное хозяйство), или уменьшении в результате перехода к частичной  оплате предоставляемых услуг (расходы  на образование), либо о закреплении  уровня расходов в расчете на единицу  ВВП, если они не могут быть сокращены (расходы на здравоохранение, управление).

  Существующая  система налогообложения, создавая чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия, в особенности на те, которые не являются монополистами и, следовательно, не могут переложить свои дополнительные платежи в бюджет на потребителей, будет и в дальнейшем приводить  к снижению доходов бюджета либо в результате сокращения объемов  производства, либо в результате уклонения  предприятий от уплаты налогов.

  Процесс мобилизации доходов в бюджет существенно затрудняется в связи  с наличием значительных налоговых  льгот. В современных условиях для  защиты доходной базы бюджета и создания справедливых рыночных условий необходимо отказаться от налоговых льгот. В  случае необходимости более целесообразно  является предоставление непосредственных выплат из бюджета производителям или  потребителям, что позволит контролировать эффективность и размер предоставляемых  таким образом субсидий. 
 

  3.3. Государственный  финансовый контроль

  Государственный финансовый контроль включает контроль за исполнением государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

  Финансовый  контроль за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в  содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного  хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно  возрастает.

  Финансовый  контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических  форм и методов его организации.  Для осуществления финансового  контроля создаются особые контрольные  органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном  порядке.

  Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных  категорий, имеет определенную сферу  применения и соответствующую целевую  направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

  Непосредственным  предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.  Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

  Финансовый  контроль включает проверку:

  * соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;

  * составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

  * финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

  Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи:

    -содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; - - обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

    - выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

    - содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

    - обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

    - содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

  Государственный финансовый контроль предусматривает  необходимость проведения не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных  ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных  средств в государственных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства государственного бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления таких нарушений.

  Государственный финансовый контроль - комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности. Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

  Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

  Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно  отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля - максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) - напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

  Специфика любого контроля как элемента управления - его вторичность: контролировать можно  только то, что уже имеется независимо от контроля. Финансовый контроль не является сам по себе инструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Он имеет целью устранение или  предотвращение ошибок в этой деятельности или улучшение ее. Для осуществления  контроля необходимы критерии, с которыми сравнивается действительность. Такие  критерии определяются финансовым законодательством  и другими правовыми нормами  организации финансовой деятельности. Анализ организационных изменений, произошедших в сфере государственного финансового контроля за последний период, позволяет отметить несколько общих тенденций. Во-первых, произошло разделение и углубление контрольных функций и контрольных полномочий. Это нашло отражение в образование специализированных контрольных органов (налоговые органы, казначейство); расширении сфер финансового контроля, определении и законодательном закреплении форм и методов контрольных мероприятий, прав и обязанности сторон. С углублением внешнего государственного контроля, государственный ведомственный и внутренний контроль начали резко сокращаться, и практически сошли на нет, перейдя в форму внутреннего контроля, осуществляемого формально в рамках системы бухгалтерского учета. Такие изменения в контрольной системе, несмотря на преимущество, получаемые от более или менее эффективной системы налогового и казначейского контроля, во многом ослабили государственный контрольный механизм. Контроль из всеобщей постоянной системы превратился в процедуру проведения разовых мероприятий.

Главный недостаток проявился в распаде  общей системы государственного контроля на отдельные функции, что  привело к отсутствию целостной  оценки деятельности государственных  организаций как комплекса, анализа  достигнутых ими конечных результатов. Причиной отставания в реформирование системы государственного финансового  контроля, явилось и сложившиеся  мнение о том, что детальная информация о происходящем в государственном  секторе не является публичной, а  значит и открытой, за исключением  обобщенных данных о достигнутых  макроэкономических показателях или  исполнение государственного бюджета. Эффективное расходование государственных средств бюджетов требует создания серьезной, целенаправленной и действенной системы государственного финансового контроля. Основное перспективное направление ее развития заключается в введении в область контроля государственного сектора такой формы как аудит.

Информация о работе Государственные финансы и госбюджет