Государственные финансы и госбюджет

Автор: Ольга Пержу, 06 Декабря 2010 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение понятий государственных финансов, финансовых звеньев, государственного бюджета в условиях рынка, а также государственного контроля за финансами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
Характеристика государственных финансов……………………………….
Понятие, сущность и необходимость финансов…………………….
Функции и признаки финансов, финансовая система и ее звенья….
Понятие государственного бюджета……..………………………….
Финансовые отношения и бюджет государства…………………………….
Структура финансовых отношений…………………………………..
Финансы и бюджет: проблемы и решения………………………….
Социализация финансов в условиях рыночной экономики……….
Бюджетная политика государства. Финансовый контроль………………

3.1. Основной финансовый план государства – госбюджет………………

3.2. Проблемы формирования и использования бюджета в рыночных условиях.......................................................................................................

3.3. Государственный финансовый контроль……………………………..

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Финансы и Бюджет.docx

— 68.93 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

  1. Характеристика государственных финансов……………………………….
    1. Понятие, сущность и необходимость финансов…………………….
    2. Функции и признаки финансов, финансовая система и ее звенья….
    3. Понятие государственного бюджета……..………………………….
  2. Финансовые отношения и бюджет государства…………………………….
    1. Структура финансовых отношений…………………………………..
    2. Финансы и бюджет: проблемы и решения………………………….
    3. Социализация финансов в условиях рыночной экономики……….
  3. Бюджетная политика государства. Финансовый контроль………………

    3.1. Основной финансовый план государства – госбюджет………………

    3.2. Проблемы формирования и использования бюджета в рыночных условиях.......................................................................................................

    3.3. Государственный финансовый контроль……………………………..

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  Финансы - объективная экономическая категория рыночной экономики, играющая ведущую роль. Без нормального функционирования финансового механизма рыночная экономика работать не в состоянии. Задача государства состоит в том, чтобы   оценить роль финансовых отношений в тот или иной период развития. Именно поэтому в условиях рыночной экономики необходимо научиться сочетать полную состоятельность предприятий и регионов с государственным регулированием экономики и финансов.

  Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

  Финансовые  системы возникли с зарождением классового общества, и развивались, как часть политической, социальной и экономической системы государства. Финансовая система государства, в экономическом ракурсе,  представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств. В юридическом смысле, под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждений государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании и прочее).

  Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у  субъектов хозяйствования и государства  и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить четыре основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление. Иными словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий.

  Цель  работы - охарактеризовать финансы, как экономическую категорию, а финансовые отношения, как важный этап развития государства. А значит, задачи данной работы, можно сформулировать следующим образом:

  - рассказать о сущности и необходимости  финансов;

  - раскрыть функции и признаки  финансов;

  - изучить структуру финансовых отношений;

  - рассмотреть социализацию финансов  в условиях рыночной экономики  и пр.

  Объектом курсовой работы выступают непосредственно государственные финансы, а предметом их место, роль и значение в условиях рыночной системы.

  Актуальность  темы определяется тем, что надежная финансовая система является основой развития и успешного функционирования рыночной экономики, предпосылкой роста и стабильности экономики государства в целом. Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: наличие большого число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др. Ведь финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране.

  Методы  исследования: в процессе написания курсовой работы использовались совокупность разных теоретических и эмпирических методов исследования.

  Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка литературы. 
 
 

  1. Характеристика  государственных  финансов
    1. Понятие, сущность и необходимость финансов

  Финансы являются одной из важнейших экономических  категорий, отражающей экономические  отношения в процессе создания и  использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства  к регулярному товарно-денежному  обмену и было тесно связано с  развитием государства и его  потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и  отражение финансовых отношений  реальным движением денежных средств.

Реальное  движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.  

 На  второй стадии движение стоимости  в денежной форме происходит  обособленно от движения товаров  и характеризуется ее отчуждением  (переходом из рук одних владельцев  в руки других) или целевым  обособлением (в рамках одного  владельца) каждой части стоимости.  На третьей стадии распределенная  стоимость (в денежной форме)  обменивается на товарную форму.  Отчуждения самой стоимости здесь  не происходит.

 Таким образом, на второй стадии воспроизводства  имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной. Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

  Областью  возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам  хозяйствования, каждый из которых  должен получить свою долю в произведенном  продукте. Поэтому, важным признаком  финансов, как экономической категории, является распределительный характер финансовых отношений. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

  Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и  нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы  относятся: возможность теснее увязать  удовлетворение любой потребности  с экономическими возможностями, обеспечение  концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании  всего вышеизложенного можно  дать следующее определение: финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.

  Финансы - совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.

  Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования. С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

  Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности.

    1. Функции и признаки финансов, финансовая система и ее звенья

  Сущность  финансов, как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции, которая распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного им продукта в денежном выражении. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

  Перераспределительная функция перераспределяет созданный  продукт, т.е. вторично распределяет его  между членами общества. Многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные  фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды  предприятий. Перераспределительная  стадия отличается от распределительной  тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

  Контрольная функция занимается осуществлением соблюдения пропорций в распределительном  процессе. Пропорции для различных  отраслей различны и складываются при  разных условиях и, следовательно, они  объективны. Объектом контроля выступает  распределительный процесс. Главной  же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

  С помощью регулирующей функции финансы  могут, как стимулировать производство, так и угнетать его.

  В связи с развитием рыночных отношений  кроме бюджетных отношений появились  внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий  идет через внебюджетные фонды. Таким  образом, считается, что мы сокращаем  бюджет, но при этом увеличивается  нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.

Информация о работе Государственные финансы и госбюджет