Автор: Ольга Пержу, 06 Декабря 2010 в 17:29, курсовая работа
Рассмотрение понятий государственных финансов, финансовых звеньев, государственного бюджета в условиях рынка, а также государственного контроля за финансами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
Характеристика государственных финансов……………………………….
Понятие, сущность и необходимость финансов…………………….
Функции и признаки финансов, финансовая система и ее звенья….
Понятие государственного бюджета……..………………………….
Финансовые отношения и бюджет государства…………………………….
Структура финансовых отношений…………………………………..
Финансы и бюджет: проблемы и решения………………………….
Социализация финансов в условиях рыночной экономики……….
Бюджетная политика государства. Финансовый контроль………………
3.1. Основной финансовый план государства – госбюджет………………
3.2. Проблемы формирования и использования бюджета в рыночных условиях.......................................................................................................
3.3. Государственный финансовый контроль……………………………..
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..
Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция финансов. Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.
Признаки финансов:
1.
финансы носят денежный
2.
финансовые отношения носят
3. финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.
Финансовая система, ее звенья. По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
Внутри
каждой из названных сфер выделяются
звенья, причем группировка финансовых
отношений осуществляется в зависимости
от характера деятельности субъекта,
оказывающей определяющее влияние
на состав и назначение целевых денежных
фондов. Этот критерий позволяет выделить
в сфере финансов предприятий (учреждений,
организаций) такие звенья, как финансы
предприятий, функционирующих на коммерческих
началах; финансы учреждений и организаций,
осуществляющих некоммерческую деятельность;
финансы общественных объединений.
В страховой сфере, где характер
деятельности субъекта предопределяет
специфику объекта страхования,
в качестве звеньев выступают: социальное
страхование, имущественное и личное
страхование, страхование ответственности,
страхование
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения:
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные
фонды управляются непосредственно
центральными, а в отдельных случаях местными
властями. Наиболее распространенными
источниками формирования этих фондов
являются налоги, отчисления из бюджета,
специальные взносы.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Государственный бюджет:
1) находящийся в распоряжении
государства централизованный
2)
финансовый план государства,
имеющий статус закона на
Деятельность
государства по формированию, рассмотрению,
утверждению, исполнению бюджета, а
также составлению и
В бюджетную систему государства входят бюджеты следующих уровней:
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы государства осуществляется Государственным казначейством.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Централизация
средств имеет важное экономическое
и политическое значение. Это дает
возможность маневрировать
Бюджет
можно рассматривать как
Основными функциями государственного бюджета, как финансового плана государства, утверждаемого законодательными органами власти, с экономико-законодательной точки зрения являются:
Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
В
процессе бюджетного планирования и
исполнения бюджета осуществляется
контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью народного
Финансовые отношения - отношения по образованию, распределению и перераспределению денежных средств. Из признаков финансов следует, что финансовые отношения имеют распределительный характер, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
1. Финансы предприятий, организаций, учреждений. Выражают денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для: выполнения обязательств перед финансово-банковской сферой; финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих. Денежные отношения, составляющие основу финансов предприятий, организаций, учреждений, можно классифицировать по следующим видам:
a) в отраслях материального производства:
-
связанные с формированием
-
возникающие между
б) в отраслях нематериального производства:
-
отрасль или само учреждение (организация)
с бюджетом. На их основе за
счет бюджетных средств