Государственные финансы и госбюджет

Автор: Ольга Пержу, 06 Декабря 2010 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение понятий государственных финансов, финансовых звеньев, государственного бюджета в условиях рынка, а также государственного контроля за финансами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
Характеристика государственных финансов……………………………….
Понятие, сущность и необходимость финансов…………………….
Функции и признаки финансов, финансовая система и ее звенья….
Понятие государственного бюджета……..………………………….
Финансовые отношения и бюджет государства…………………………….
Структура финансовых отношений…………………………………..
Финансы и бюджет: проблемы и решения………………………….
Социализация финансов в условиях рыночной экономики……….
Бюджетная политика государства. Финансовый контроль………………

3.1. Основной финансовый план государства – госбюджет………………

3.2. Проблемы формирования и использования бюджета в рыночных условиях.......................................................................................................

3.3. Государственный финансовый контроль……………………………..

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Финансы и Бюджет.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

  Государство, несущее основную тяжесть по социальной защите населения, оказывает помощь наименее социально защищенным группам  населения. Это государственное  социальное страхование (выплаты пенсий по старости, инвалидности, в связи  с потерей кормильца и т.д.), а также государственного вспомоществования. Последнее, хотя может быть и не регулярно, охватывает более широкую категорию  нуждающихся: престарелые, слепые, нуждающиеся  семьи с детьми, студенты и т.д. Кроме того, она включает не только денежные пособия, но и материальную помощь в виде талонов на продовольствие, школьные завтраки и обеды и т.д. Государственный фонд помощи безработным, хотя и формируется более чем  наполовину за счет потенциальных получателей  фонда и предпринимателей, но почти  на одну треть финансируется также  государством.

  Частная социальная помощь осуществляется в  разнообразных формах - от простой  благотворительности до частного социального  страхования и пособий, которые  выплачивают фирмы своим работникам, уходящим на пенсию, пострадавшим на работе и заболевшим. Однако эта помощь не имеет обязательного и регулярного  характера, особенно в условиях общего спада производства.

  Еще хуже дело обстоит с такими мероприятиями  социальной защиты, как компенсация  и индексация доходов. Компенсация  предполагает дотации государства  на продукцию, которая является убыточной, но крайне необходимой для населения, в особенности наименее защищенной его части (товары для детей, пенсионеров, инвалидов и т.п.). Кроме дотаций  непосредственно предприятиям практикуются также компенсационные выплаты  соответствующим группам населения. Компенсация может относится  и к денежным обязательствам государства  по облигациям, денежным вкладам, ценным бумагам в связи с резким ростом инфляции, но это скорей можно отнести  к индексации.

  Среди разных форм индексации в условиях инфляции особое значение приобретает  индексация стоимости жизни. Индекс стоимости жизни является показателем  уровня благосостояния населения. Он используется в мировой практике для сравнения  разных стран по этому показателю. Для его определения исчисляется  стоимость так называемой потребительской  корзины. В сущности индекс стоимости  жизни отражает изменение цен  и тарифов определенного набора товаров и услуг, которые характерны для среднего жителя страны.

  Кроме прямых государственных расходов на социальную защиту населения необходимо находить другие социальные компенсаторы, которые облегчали бы жизнь малообеспеченным гражданам. Прежде всего, социальная помощь должна иметь адресный характер, т.е. оказываться действительно нуждающимся. Следует предусмотреть налоговые  льготы предприятиям, в которых работают инвалиды. Все эти мероприятия  будут способствовать не просто улучшению  материального положения людей, но и выпуску необходимой для  страны продукции, и в частности, товаров народного потребления.

  Есть  мнение, что социальная защита населения, перераспределения доходов и  установления определенных льгот подрывают  стимулы к труду, порождают иждивенчество, заставляют надеяться на помощь со стороны. Но рынок существует для  людей и общества, вот почему государство своей фискальной, кредитно-денежной и социальной политикой должно корректировать социально-экономические перекосы, связанные с неравенством в распределении доходов.

  Меры  по социальной защите не должны сводится к уравниловке, в противном случае подрываются стимулы к труду, заинтересованность в его результатах. В то же время это не может служить  аргументом для отрицания социального  равенства в обществе. В основе такого равенства лежит справедливый и целесообразный для общества принцип: каждому по труду, по его количеству и качеству. 

  1. Бюджетная политика государства. Финансовый контроль

  3.1. Основной финансовый  план государства  – госбюджет

  Следует различать понятия: государственный  бюджет как экономическая категория  и государственный бюджет как  основной финансовый план страны. В  первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный  характер, во втором ¾ о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным бюджетом, как финансовым планом, понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного продукта. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе.

  Государственный бюджет входит в общую систему  финансовых планов государства. Определяющими принципами организации системы финансовых планов общественного развития можно назвать:

  • всеобщность социально-экономического развития общества; производственно-хозяйственной деятельности государственных, частных, акционерных, совместных предприятий и организаций; непроизводственной сферы, банковских и страховых структур, т.е. учет многообразия финансовых взаимоотношений в процессе расширенонго воспроизводства;
  • целостность и сбалансированность, предусматривающая функционирование сбалансированной и увязанной финансовой системы, действующей целенаправленно, по единому плану, в соответствии с требованиями финансовой политики государства.

  Рассматривая  бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем  представлены все атрибуты финансового  плана: денежные поступления или  доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных расходов и доходов.

  Государственный бюджет не только входит в единую систему  финансовых планов государства, но и занимает среди них доминирующее место, являясь тем координирующим и ведущим звеном, благодаря которому обеспечивается образование и функционирование единой системы финансовых планов страны. Составление и использование финансовых планов во всей их совокупности определяют содержание финансового планирования, а формирование и исполнение государственного бюджета - содержание бюджетного планирования. Вместе с тем и финансовое, и бюджетное планирование являются неотъемлимой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, здачах и целях хозяйствования в условиях рыночных отношений.

  В условиях рыночного ведения хозяйства  основными задачами финансового  планирования являются:

  1. Установление оптимальных пропорций  между централизованными и децентрализованными  финансами. 

  2. Определение объемов и источников  финансовых ресурсов в разрезе  отраслей, отдельных предприятий,  объединений. 

  3. Рациональное распределение финансовых  ресурсов между: производственной  и непроизводственной сферами,  отраслями экономики, экономическими  регионами страны.

  4. Стимулирование наиболее эффективного  использования денежных средств. 

  5. Концентрация финансовых ресурсов  на наиболее важных направлениях  экономического развития.

  6. Активное влияние финансов на  формирование рациональной структуры  производства с учетом его  социальной направленности.

  В состав единой системы финансоых  планов государства входят:

  1. Государственный бюджет.

  2. Местные бюджеты.

  3. Бюджеты социального страхования  и социального обеспечения населения. 

  4. Пенсионный фонд.

  5. Балансы доходов и расходов  государственных, коммерческих, совместных  предприятий и организаций.

  6. Финансовые планы общественных  организаций. 

  7. Сметы учреждений непроизводственной  сферы. 

  8. Финансовые планы государственного  и частного имущественонго и  личного страхования. 

  Взаимосвязь между государственным бюджетом и системой финансовых планов состоит  в следующем. Финансовые планы предприятий, акционерных обществ, объединений  и отраслей материального производства составляются в виде балансов доходов  и расходов, в которых выделяется специальный раздел "Взаимоотношения  с бюджетом". В нем отражаются суммы платежей в бюджет и ассигнования из бюджета (если они предусмотрены). У предприятий и организаций  местной промышленности, жилищно-коммунального  хозяйства и ряда других учреждений финансовый план состоит из двух разделов. В доходной части этих планов отражаются постурления из бюджета, в расходной  отчисления в бюджет. Посредством  бюджетного перераспределения в  процессе составления финансовых планов могут изыматься излишки у  одних предприятий и направляться на нужды других, испытывающих в  них потребность. Таким образом, бюджет как финансовый план, содной строны основывается на финансовых планах отраслей материального производства, с другой  во многом их определяет. Финансовые планы предприятий и  организаций агропромышленного  комплекса внешене связаны с  бюджетом через налоговую систему. Вместе с тем, следует отметить и  обратный процесс  в государственном  бюджете предусматриваются крупные  бюджетные ассигнования, направленные на развитие АПК (затраты по коренному  улучшению земель, проведение мероприятий  по водному хозяйству, охрана и восстановление рыбнызх запасов, финансовая помощь фермерским хозяйствам). Наиболее ярко проявляется связь бюджета с  финансовыми планами организаций  непризводственной сферы. Их расходы, рассчитанные на основе смет, практически  полностью покрываются за счет средств  государственного либо местных бюджетов.

  3.2. Проблемы формирования  и использования  бюджета в рыночных условиях

  В настоящее время к числу наиболее острых экономических проблем относятся  проблемы бюджетных расходов, решение  которых связано, прежде всего, с  изменением роли государства в процессе перехода к рыночной экономике. В  условиях командно-административной системы  государство берет на себя широкий  круг функций по управлению народным хозяйством, регулированию хозяйственных  связей, поддержанию пропорционального  развития различных отраслей народного  хозяйства, регулированию хозяйственных  связей, поддержанию пропорционального  развития различных отраслей и производств, обеспечению повышения материального  и культурного уровня жизни населения  страны. При этом под воздействием государственного бюджета происходит формирование и выполнение финансовых планов предприятий, следовательно, и  прямое участие государства в  производстве, распределении ресурсов и продукции. За счет аккумулируемых в бюджете средств финансируются  предоставляемые бесплатно услуги в системе образования и здравоохранения, дотируются товары и услуги первой необходимости (жилье, продовольствие, электроэнергия, транспорт), предоставляются  социальные льготы, имеющие универсальный  характер.

  В рыночных же условиях государственное  вмешательство в экономику носит  достаточно ограниченный характер и  связанно, прежде всего, с устранением  сбоев в функционировании рыночного  механизма (в случаях предоставления общественных благ и благ коллективного  пользования, характеризующихся внешними эффектами, при возникновении естественной монополии), а так же в связи  с необходимостью решения задач  перераспределения дохода (социальной справедливости).

  Наше  государство находится сегодня на этапе перехода от командно-административной к рыночной экономике. Для условий перехода свойственны последовательные сокращение и упразднение функций государства, связанных с непосредственным участием в производственной сфере, передача этих функций частному сектору. Следствие таких преобразований должно стать сокращение бюджетных расходов на финансирование народного хозяйства и преобразование системы внеэкономических субсидий. При этом важным элементом реформ является формирование системы социальной защиты, которая позволила бы избежать неприемлемого снижения уровня жизни наименее обеспеченных групп населения. Ограниченность бюджетных доходов в переходном периоде требует перехода от социальных льгот универсального характера к социальной защите наиболее уязвимых слоев населения.

  Изменение функций государства в ходе рыночных преобразований должно приводить прежде всего, к сокращению бюджетных расходов страны, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП), но расходы на народное хозяйство не только не снижаются, но и значительно возрастают. Расходы на финансирование мероприятий по государственному регулированию цен, несмотря на значительное и неоднократное повышение розничных цен, удалось снизить лишь незначительно. Без изменения форм собственности, демонополизации производства и создания конкурентной среды, уменьшения степени прямого участия государства в производстве, установления жестких бюджетных ограничений и условий кредитования для государственных предприятий фактические бюджетные расходы на финансирование народного хозяйства, будут стремительно расти.

  Проблема  бюджетного дефицита является одной  из наиболее острых и спорных в  настоящее время. При ее обсуждении часто ссылаются на опыт различных  стран, экономика которых нормально  функционирует и при 5-ти и 10-ти процентом  уровнях бюджетного дефицита по отношению  к ВВП. При этом, однако, не принимают  во внимание такое важное обстоятельство, как источники финансирования бюджетного дефицита в этих странах, хотя именно выбор источников финансирования бюджетного дефицита, а не его размер сам  по себе имеет принципиальное значение для функционирования национальной экономики.

Информация о работе Государственные финансы и госбюджет