Государственные финансы и госбюджет

Автор: Ольга Пержу, 06 Декабря 2010 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение понятий государственных финансов, финансовых звеньев, государственного бюджета в условиях рынка, а также государственного контроля за финансами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
Характеристика государственных финансов……………………………….
Понятие, сущность и необходимость финансов…………………….
Функции и признаки финансов, финансовая система и ее звенья….
Понятие государственного бюджета……..………………………….
Финансовые отношения и бюджет государства…………………………….
Структура финансовых отношений…………………………………..
Финансы и бюджет: проблемы и решения………………………….
Социализация финансов в условиях рыночной экономики……….
Бюджетная политика государства. Финансовый контроль………………

3.1. Основной финансовый план государства – госбюджет………………

3.2. Проблемы формирования и использования бюджета в рыночных условиях.......................................................................................................

3.3. Государственный финансовый контроль……………………………..

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Финансы и Бюджет.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

  - между отраслевыми организациями  управления, подведомственными организациями  и внутри организации. Они сопровождаются  использованием отраслевых денежных  фондов целевого назначения (зарплаты, капитального ремонта и др.) в  распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций  финансовые отношения возникают  по поводу формирования и использования  фондов заработной платы и  экономического стимулирования, в  связи с перераспределением денежных  средств целевого назначения;

  - между субъектами хозяйствования  разных отраслей, в том числе  денежные отношения, связанные  с формированием и использованием  внебюджетных фондов социального  страхования, пенсионных и пр.;

  - денежные отношения субъектов  хозяйствования с потребителями  услуг и спонсорами. На их основе  формируются финансовые источники  учреждений и организаций непосредственной сферы.

  Финансы предприятий, организаций, учреждений, как сфера финансовой системы, формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага. В состав финансов предприятий, организаций, учреждений входят:

  • финансы коммерческих предприятий - все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях социально-рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета.
  • финансы некоммерческих учреждений. Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.
  • финансы общественных организаций включают в себя: финансы общественных, в том числе профорганизаций; финансы политических и общественных движений; финансы специальных целевых фондов; финансы благотворительных фондов.

  2. Финансы страхования. Страхование - совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

  - социальное страхование (все методы);

  - личное страхование;

  - имущественное страхование;

  - страхование ответственности.

  - страхование предпринимательских  рисков.

  3.  Государственные  финансы. Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления. Государственные финансы включают в себя:

  * Бюджет - экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

  * Внебюджетные фонды - специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов. Источники формирования: специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей; субсидии из бюджета; дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы; добровольные взносы и пожертвования. Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и современное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений.

  * Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

    1. Финансы и бюджет: проблемы и решения

  Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет. В нем объединяются все  основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные  займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация  выполнения финансовой программы правительства.

  Бюджет  представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом  с помощью налогов и расходуемый  государством для решения своих  задач. В настоящее время государственные  бюджеты перераспределяют до 40%, а  в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые  в руках государства крупные  финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают  широкие возможности активного  вмешательства в хозяйственную  жизнь.

  В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия  на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и  расширения основного капитала и  т. п.

  Государственный бюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В  начале 90-х годов доля государства  в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%. Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг.

  Гарантированный государственный рынок наряду с  перераспределением совокупного платежеспособного  спроса позволяет частично разрешать  противоречие между производством  и потреблением. В условиях современной НТР резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы - просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

  Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

  В условиях высоких доходов и профицита  бюджета особенно актуальна задача контроля за использованием государственных  средств. Имеет место накопление не использованных в течение года остатков бюджетных средств, неравномерное  их расходование ведомствами. Бюджетные  средства, которые в конце года вбрасываются в экономику, серьезно затрудняют системную работу по сдерживанию инфляции. Таким образом, эффективность использования государственных ассигнований в течение года еще далека от идеальной, что подрывает идею среднесрочного планирования и в известной мере ее девальвирует, снижает эффект общих усилий Правительства по обеспечению макроэкономической стабильности и сдерживанию роста цен. Поэтому необходимо исключить влияние на рост цен низкой бюджетной дисциплины, а по сути - финансовой беспечности, в отдельных случаях даже, безответственности ведомств. Это прямая обязанность Министерства финансов государства и находящихся в его ведение органов управления.

  Традиционно именно Минфин страны является организующим и координирующим органом в процессе развития банков, финансовых инструментов и финансовых рынков. Недостатка внимания к этой проблематике никогда не было, а сегодня она особенно актуальна. По сути - это передний край взаимодействия государства и бизнеса, та среда, в которой бизнес развивается и от которой в значительной степени зависит. Если стоять на позиции последовательного экономического либерализма, это и есть те, наиболее чувствительные точки экономики, которые требуют сегодня наиболее пристального внимания со стороны государства, его активных действий.

  Сегодня государство практически забирает из экономики денег больше, чем отдает в виде бюджетных расходов. Следовательно, государство берет на себя дополнительную ответственность перед бизнесом, всем обществом, ограничивая их в праве самостоятельно распоряжаться этими средствами. Изъятые из экономики, они представляют собой чьи-то отложенные инвестиции, модернизацию отдельных производств, отложенные спрос, расходы, покупки. Эти дополнительные средства не бесполезны для бизнеса. И если считается, что сегодня лучше их не использовать, значит, экономика должна получить что-то взамен. Прежде всего, это уверенность в обоснованном и грамотном решении, в макроэкономической стабильности и в том, что госу-дарство располагает надежными рычагами управления экономическим механизмом. Бизнесу нужна такая уверенность. Она предопределяет его созидательную деятельность, т.е. как раз то, что государство сегодня от него ждет.

  Финансы - это та специфическая область  рыночной системы, в которой отражаются многие экономические сигналы. Важно  научиться их вовремя замечать. В  силу своих функций Министерство Финансов государства обладает активной экономической информацией, которую нужно уметь анализировать. Глубокий анализ экономики и бизнеса сквозь призму финансовой сферы, бюджетного процесса, налоговых поступлений крайне востребован сегодня. Ошибки в расчетах, невнимание к деталям, помноженные на административный ресурс Минфина, могут дорого обойтись предпринимателям и всему обществу.

  Важно учитывать доходы, которые гарантируются  сырьевым сектором, прогнозировать, как  они распределяются в экономике  и накапливаются, на показатели каких  отраслей влияют. Качественная модель прогноза предпо-лагает профессиональное использование межотраслевого анализа. Эта работа поможет увидеть реальную ситуацию и в области налогообложения. Формулируемая налоговая политика, ее проведение, а также правоприменение в налоговой сфере - ключевые задачи.

Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в  первую очередь тем, что с помощью  государственною бюджета (расходной  части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами  общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны. Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение - государственный и местные бюджеты.

 
 
 
    1. Социализация  финансов в условиях рыночной экономики

  Одной из социальных функций государства  является распределение доходов  членов общества, чтобы путем проведения соответствующей политики сократить  резкое неравенство в доходах  и на этой основе обеспечить для  населения необходимый уровень  жизни. Перераспределение доходов осуществляется несколькими способами:

  Первый  способ: путем проведения соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли и личных доходов. В результате государство дает возможность получать трансфертные платежи наименее социально защищенным слоям населения (пенсионеры, ветераны, безработные, многодетные, семьи с низкими доходами и т.п.). Взимая налог в виде налогов с богатых, правительство передает его бедным и тем самым добивается более справедливого распределения.

  Второй  способ: государство может непосредственно вмешаться в рыночный механизм, устанавливая предельные цены на товары первой необходимости, а также минимальные ставки заработной платы. Больше того, оно может субсидировать некоторые жизненно важные отрасли экономики, например, сельское хозяйство.

  Социальное  выравнивание происходит также путем  социальной защиты населения. Неравенство доходов, создаваемое в рыночной экономике, которое усиливается особенно в период спада производства и инфляции, должно быть ослаблено и в определенной мере компенсировано системой мер, программ и законов по социальной защите наименее обеспеченных групп населения.

  Система мер, программ и законов по социальной защите исходит из основного положения  Декларации прав человека, где человеческая жизнь признается высшей ценностью  для общества. Поэтому любое цивилизованное государство обязано защищать своего гражданина от экономических и социальных невзгод, потрясений, вызванных потерей работы, или резкого падения доходов, инвалидности, старости, болезни и т.д. В экономическом плане социальная защита зависит прежде всего от финансирования соответствующих мер и программ, но само финансирование во многом определяется возможностями экономики страны, показателем ее душевого дохода.

Информация о работе Государственные финансы и госбюджет