Государственные ценные бумаги в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Ценные бумаги известны человечеству, по крайней мере, с позднего средневековья. Великие географические открытия тех времен заметно расширили международную торговлю. Поэтому торговцам потребовались большие капиталы для использования их в торговых операциях. Однако расходы по освоению заморских рынков сбыта и источников сырья оказались не по плечу многим предпринимателям того времени. Потребовалось много денег. Это привело к возникновению акционерных обществ — английских и голландских компаний по торговле с Ост-Индией, компаний Гудзонова залива. Они стали в то время первыми крупными эмитентами ценных бумаг. Однако только с началом промышленного переворота и созданием крупной перерабатывающей промышленности распространение и торговля акциями получили действительно широкий размах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………......4
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ИХ СВОЙСТВА И ВИДЫ….6
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...………………….11
2.1 Порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг в Республики Беларусь………………………………………………………………….…..11
2.2 Выпуск еврооблигаций Республикой Беларусь.……..………………….…18
3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..………………22
3.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов…………………………………..22
3.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………….……………………….34
СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

     Обязательства Греции перед кредиторами составили 300 млрд. евро, что на 25% превышает  уровень ВВП страны и в 2 раза больше установленного индикатора финансовой безопасности (60% ВВП). На каждого жителя этой  страны приходится почти 40 тыс. долл. США долга. В 2010 г. государственный долг Греции стал самым высоким в зоне евро, и стране пришлось одолжить 54 млрд. долл. США для его обслуживания.

     Рост  госрасходов на фоне сокращающихся доходов привел к тому, что новое правительство Греции к 2010 г. имело дефицит бюджета в размере 12,7% ВВП, что в 4 раза превышает Маастрихтский критерий финансовой безопасности. Вынужденное сокращение бюджетных расходов вызвало социальную напряженность в обществе. Ранее Греция могла девальвировать свою валюту и частично улучшить состояние платежного баланса, теперь такая возможность исключена из-за евро. Дефицит бюджета и значительный рост государственного долга усиливают вероятность финансового кризиса в Греции. Последние годы греческое правительство активно увеличивало государственные расходы, не обеспеченные доходами (включая проведение Олимпиады в Афинах в государства это означает, прежде всего, ужесточение условий займов и удорожание кредитов. Подобные проблемы испытывают и другие страны Европы: Португалия, Испания, Ирландия, Великобритания. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все эти затраты осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С целью недопущения долгового кризиса большинство развитых стран принимает программы по сокращению бюджетного дефицита и максимально возможному увеличению бюджетных доходов (например, за счет повышения налогов). Правительство Испании сократило дефицит бюджета до 9,3% в 2010 г. и планирует сократить до 6,5% — в 2011 г. В числе мер также запланировано уменьшение расходов местных органов власти на 1,2 млрд. евро, снижение зарплат госслужащих на 5%, сокращение численности работников бюджетного сектора на 13 тыс. человек. Дефицит бюджета Португалии планируется к 2013 г. сократить до 2,8%. Италия также приняла пакет мер жесткой экономии, планируя к 2012 г. снизить дефицит бюджета до 3% (в 2009 г. — 5,3%).

     Аргентина предложила международным инвесторам реструктуризацию долга на сумму 95 млрд. долл. США. Иностранные инвесторы, вложившие средства в гарантированные  займы, выпущенные Аргентиной в 2001 г., смогли обменять эти ценные бумаги на новые облигации Аргентины сроком на 5 лет с уменьшением капитала на 2% и фиксированной доходностью 15,4% на первый год и плавающей ставкой в оставшиеся 4 года. Таким образом, долговые вы-платы были отсрочены, что предотвратило очередной долговой кризис в Аргентине [19].

     Мировой опыт свидетельствует о необходимости  поддержания государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны. Каждому государству следует проводить постоянный мониторинг динамики долговых выплат с тем, чтобы предупредить возникновение кризисных явлений и своевременно принять комплекс упреждающих мероприятий по снижению долговой нагрузки. Одним из приоритетных направлений в политике управления государственным долгом должно стать максимально возможное снижение стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и удешевления выплат по долговым обязательствам.

     Для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения  более эффективного контроля  за привлечением и использованием средств из-за рубежа государству необходима разработка программы по управлению внешним долгом, которая позволит оптимизировать существующие выплаты по долговым обязательствам. Для повышения эффективности управления долгом в Республике Беларусь предлагается создать долговое агентство, которое будет осуществлять оперативное управление долгом всех секторов экономики, в том числе и государственным долгом. 

3.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета 

     Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда стал характерен сегодня для большинства развитых стран. 

     Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует  о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Причинами возникновения бюджетного дефицита могут быть, например:

1) Необходимость  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2) Возможны  чрезвычайные обстоятельства, связанные  с войнами, крупными стихийными  бедствиями, затраты на которые  не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Национального Банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличие от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.

3) Кризисное   явление в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действительных экономических мер, но и соответствующих политических решений [12, с.293].

     Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

1) увеличение  государственных расходов в военное  время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

2) циклические  спады и «вcтроенные стабилизаторы»  экономики;

3) сокращение  налогов в целях стимулирования  экономики (без соответствующей корректировки государственных расходов);

4) усиление  влияния политического бизнес - цикла  в последние годы, связанное

с проведением  «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижением налогов перед   очередными выборами;

5) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

- увеличения  государственных расходов на  социальное обеспечение и здравоохранение;

- увеличения  государственных расходов на  образование и создание новых  рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

     Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) Кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2)  Внешнее льготное финансирования бюджетного дефицита (внешние займы);

3) Увеличение налоговых поступлений в госбюджет;

4) Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита (выпуск займов).

     В целях сохранения хозяйственной  и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.

     Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

     Альтернативные  возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

     Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

1) удается  организовать концессионное финансирование;

2) на  внутреннем рынке ощущается дефицит  капитала при высокой внутренней  норме прибыли;

3) торговый  баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;

4) первоначальные  размеры внешнего долга незначительны;

5) первоочередной  задачей макроэкономической политики  является снижение вероятной  инфляции [13,с.374].

     Проблема  увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.

     Если  дефицит госбюджета финансируется  с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

     Если  облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Национальном Банке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

     В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки нарушается таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов и долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Информация о работе Государственные ценные бумаги в Беларуси