Государственные ценные бумаги в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Ценные бумаги известны человечеству, по крайней мере, с позднего средневековья. Великие географические открытия тех времен заметно расширили международную торговлю. Поэтому торговцам потребовались большие капиталы для использования их в торговых операциях. Однако расходы по освоению заморских рынков сбыта и источников сырья оказались не по плечу многим предпринимателям того времени. Потребовалось много денег. Это привело к возникновению акционерных обществ — английских и голландских компаний по торговле с Ост-Индией, компаний Гудзонова залива. Они стали в то время первыми крупными эмитентами ценных бумаг. Однако только с началом промышленного переворота и созданием крупной перерабатывающей промышленности распространение и торговля акциями получили действительно широкий размах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………......4
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ИХ СВОЙСТВА И ВИДЫ….6
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...………………….11
2.1 Порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг в Республики Беларусь………………………………………………………………….…..11
2.2 Выпуск еврооблигаций Республикой Беларусь.……..………………….…18
3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..………………22
3.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов…………………………………..22
3.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………….……………………….34
СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

     По  данным Центрального банка Российской Федерации, с 1 октября 2008 года по 1 октября 2009-го Россия должна выплатить кредиторам 137 миллиардов долларов. Из них на государство придется 3,5 миллиарда, на банки - 53,3 миллиарда долларов, а 78 миллиардов - на остальные компании. Отечественные компании за последние месяцы заплатили по долгам 174 миллиарда долларов без поддержки правительства [16, с.303].

     Исходя  из вышесказанного можно сделать вывод о том, что своевременное и полное погашение государственных ценных бумаг свидетельствует о платежеспособности страны. За последние годы участие нерезидентов в покупке правительственных облигаций значительно возросло. Действующее законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг Правительства Республики Беларусь. 

  1. ПРОБЛЕМЫ  ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В

    РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

3.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов

     Величина  превышения расходов бюджета над  его доходами называется бюджетным дефицитом.

     Бюджетный дефицит = расходы – доходы

     Особенно  в период экономического спада проявляется тенденция к росту бюджетного дефицита, а в период подъема к его сокращению – такой вид дефицита называют циклическим бюджетным дефицитом.

     Причинами дефицита являются все те явления, которые  увеличивают расходную часть бюджета над доходной, а именно: массовый выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения, но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности  госаппарата.

     Дефицитный  бюджет возникают в результате спада  или торможения производства, высокого уровня затрат, низкой производительности труда и других причин, содействующих несбалансированности экономики, снижению эффективности хозяйствования.

     Причина бюджетного дефицита кроется и в  безудержном росте расходов без  учета финансовых возможностей, в  недостаточной их целесообразности, эффективности [13, с.207].

     Высокий уровень расходов непроизводственного  характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к поеданию бюджетных средств. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывает инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

     Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильной рыночной экономики следует ограничивать 2-3 % к валовому общественному продукту, 5 % к национальному доходу, 8-10 % к расходной части бюджета.

     Бездефицитного  бюджета, как правило, не существует,  поэтому государства пытаются его сократить, разумно управляя бюджетным процессом. Для сокращения дефицита существуют 2 главных направления: увеличение доходов и уменьшение объёма расходов. Увеличение доходов может происходить за счет выявления новых источников поступлений или расширения уже действующей базы доходов.

     Внутреннее  финансирование дефицита включает:

- источники,  получаемые от банков, иных юридических  и физических лиц;

- прочие  источники внутреннего финансирования;

- источники  от операций с принадлежащим  государству имуществом;

- изменение  остатков средств бюджета.

     Внешнее финансирование осуществляется за счёт:

- кредитов  международных финансовых организаций;

- кредитов  иностранных государств и иных иностранных кредиторов [11, с.278].

     Итак, было бы ошибочным утверждать, что  дефицит – это всегда только зло. Более того, в периоды экономических  спадов попытки правительства избавиться от него приведут только к ухудшению экономической ситуации. Однако чрезвычайно большой и устойчивый рост бюджетного дефицита может привести к порочному кругу, в котором значительный рост бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга, а это приводит к росту процентных выплат по нему, в свою очередь это увеличивает расходную часть бюджета и, следовательно, снова ведет к увеличению бюджетного дефицита.

     На  основании вышеизложенного, рассматривая проблему, можно сделать вывод, что вопросы соотношения размеров дефицита бюджета и источников его финансирования должны решаться путём:

- обеспечения  полного привлечения в бюджет  предусмотренным законом платежей;

- снижения  расходной части бюджета;

- развития  рынка государственных ценных  бумаг и на этой основе расширения  использования дополнительных источников финансирования (привлечение денежных средств региональных инвесторов, выпуска ценных бумаг для физических лиц, уменьшение расходов по обслуживанию внутреннего долга посредством расширения номенклатуры государственных ценных бумаг, выпуска облигаций на более длительные сроки обращения с использованием различных механизмов их погашения и выплаты доходов);

- подготовки  условий для выхода Республики  Беларусь на международные финансовые рынки [14, с.58]. 

Таблица 1- Динамика основных показателей консолидированного бюджета, млрд. рублей 

Показатели

консолидированного  бюджета

2008г. 

отчет

2009г. 

отчет

2010г.

 Проект

Доходы  49 052,0 46 818,8 35 522,4
Расходы 48 130,5 46 326,2 38 222,4
Дефицит (превышение расходов над доходами)

Профицит (превышение доходов над расходами)

 
 
-921,5
 
 
-492,5
2 700,0
В т.ч. финансирование:      
Внутреннее -3 933,9 -11 975,6 -13,4
Внешнее 3 012,4 11 483,1 2 713,4
 

Источник: [19]. 

     Дефицит республиканского бюджета прогнозируется в сумме 2,7 триллиона рублей, или 1,5% к ВВП.

     Финансирование дефицита республиканского бюджета в 2010 году прогнозировался как за счет внутренних, так и внешних источников. Посредством эмиссии и размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 543 млрд. рублей. Погашение основного долга по этим источникам предусматривается в объеме 443 млрд. рублей.

     Привлечение кредитов международных финансовых организаций в 2010 году предполагалось в сумме 2,3 трлн. рублей, в том числе кредит МВФ – 2,1 трлн. рублей, кредитов международного банка реконструкции и развития – 186 млрд. рублей.

     Расходы на погашение кредитов международных  финансовых организаций по сравнению с предыдущим годом возрастут на 0,5 млн. долларов США и составят 1,1 млн. долларов США.

     Привлечение кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов в 2010 году предполагается в объеме 0,9 трлн. рублей [11, с.304]. 

     Как видно, бюджет 2010 года не содержит каких-либо кардинальных отличий от бюджета предыдущего года, что свидетельствует о полной преемственности и последовательности проводимой экономической политики.

      Содержание государственной фискальной политики состоит в том, чтобы государственный бюджет сводился с дефицитом во время спадов и имел бы положительное сальдо в периоды инфляции. Это совершенно справедливо предполагает, что применение активной фискальной политики вряд ли может дать сбалансированный бюджет в каждый конкретный год.

     Первоначальной  целью государственных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Государственный бюджет является - во-первых и прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. В ответ тем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших государственных долгов, к которым может привести проведение политики функциональных финансов, ее сторонники выдвигают три аргумента. Во-первых, наша налоговая система такова, что налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики. Следовательно, при данном уровне правительственных расходов дефицит, успешно стимулирующий рост объемов равновесного ЧНП, будет отчасти самоликвидироваться. Во-вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создавать деньги возможность правительства финансировать дефицит практически безгранична. И, наконец, признается, что проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чем полагает большинство людей [9, 305].

     В мировой практике страны прибегают  к заимствованиям при дефиците государственного бюджета, при пассивном платежном балансе, недостаточном количестве ресурсов для проведения экономических реформ и соответствую-щих им преобразований, реализации инвестиционных проектов и государственных программ. Для устранения последствий мирового финансового кризиса государства выделяют значительные средства на поддержку банковских систем, стимулирования производства и потребительского спроса, увеличивают социальные выплаты по безработице. Государственные программы поддержки экономики значительно увеличивают государственные расходы, в результате дефицит бюджета значительного количества стран превышает установленные критерии экономической безопасности (3% ВВП) (рисунок 1).

Рисунок 1 – Дефицит бюджета отдельных государств в 2009г.

Источник: [20] 

     По  данным Европейской статистической организации, средний уровень бюджетного дефицита 27 стран Евросоюза в 2009 г. увеличился до 6,8% ВВП (в 2008 г. — 2,3% ВВП). Кроме того, 20 из 27 стран Евросоюза  в 2009 г. имели дефицит госбюджета выше 3% ВВП. Средний размер внешнего государственного долга достиг 73,6% ВВП (в 2008 г. — 69,4% ВВП). В связи со сложившейся ситуацией для покрытия бюджетного дефицита правительства привлекают дополнительные средства с международных рынков капитала.

     Начиная с 2011 г. по 2016 г. планируется постепенное сокращение дефицита бюджета на 10 млрд. евро в год. По итогам 2009 г. дефицит государственного бюджета Франции достиг 7,5%. Многочисленные социальные выплаты позволили избежать резкого снижения потребления населения. Тем не менЕе растет конкуренция со странами с низкими издержками, что способствует выносу за рубеж ряда производств. Согласно данным французского Национального института статистики государственный долг Франции за 2009 г. возрос до1489 млрд. евро (77,6% ВВП). В 2008 г. этот показатель составлял 67,5% ВВП. Согласно прогнозам в 2010 г. дефицит государственного бюджета достигнет уровня 8,2% ВВП, и снизить его удастся лишь к 2013 г. Государственный долг Франции, в свою очередь, возрастет к 2012 г. до 87,1% ВВП.

     Бюджетный дефицит США в 2009 г. превысил 1,5 трлн. долл. США. За истекшие 12 месяцев правительство потратило на 80% больше, чем собрало в бюджет: 2 трлн. долл. США против 3,5 трлн. долл. США, заняв для этого внутри страны и за рубежом 44 доллара из каждых 100 потраченных. Ускоренное расходование средств по всем бюджетным статьям, включая оборону, происходит одновременно с сокращением налоговых поступлений из-за рецессии и высокой безработицы. Дефицит бюджета приблизился к 8,5% ВВП, а госдолг — к 90% ВВП. Государства вынуждены привлекать новые заимствования и для погашения дефицита платежного баланса.

Информация о работе Государственные ценные бумаги в Беларуси