Государственные ценные бумаги в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Ценные бумаги известны человечеству, по крайней мере, с позднего средневековья. Великие географические открытия тех времен заметно расширили международную торговлю. Поэтому торговцам потребовались большие капиталы для использования их в торговых операциях. Однако расходы по освоению заморских рынков сбыта и источников сырья оказались не по плечу многим предпринимателям того времени. Потребовалось много денег. Это привело к возникновению акционерных обществ — английских и голландских компаний по торговле с Ост-Индией, компаний Гудзонова залива. Они стали в то время первыми крупными эмитентами ценных бумаг. Однако только с началом промышленного переворота и созданием крупной перерабатывающей промышленности распространение и торговля акциями получили действительно широкий размах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………......4
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ИХ СВОЙСТВА И ВИДЫ….6
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...………………….11
2.1 Порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг в Республики Беларусь………………………………………………………………….…..11
2.2 Выпуск еврооблигаций Республикой Беларусь.……..………………….…18
3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..………………22
3.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов…………………………………..22
3.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………….……………………….34
СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

     По  возможности обращения: рыночные, которые свободно обращаются на вторичном рынке; нерыночные, которые не могут перепродаваться, однако могут быть погашены эмитентом до истечения срока их действия.

     По  способу получения  дохода:

     дисконтные. Размещаются по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между ценой погашения (номинальной) и ценой приобретения;

     процентные. Предусматривают процентный доход, который выплачивается в момент погашения ценной бумаги. Разновидность процентных ценных бумаг являются облигации с купонным доходом, по которым выплаты процентов осуществляются периодически;

     индексируемые. Номинальная стоимость может увеличиваться с учётом инфляции;

     выигрышные. Доход по этим ценным бумагам выплачивается в случае выигрыша. Процентный доход по ним минимален или вообще отсутствует;

     комбинированные. Доход образуется за счёт комбинации различных способов. Например, облигация может размещаться на дисконтной основе и вместе с тем предусматривать процентный доход [17, с.211].

     На  основании всего вышесказанного в данной главе, можно сделать следующие выводы:

     -государственные ценные бумаги- это ценные бумаги, эмитированные государственными органами власти и управления. Они представляют собой одну из форм существования государственного долга.

     -существуют различные виды государственных ценных бумаг. Государственные долговые обязательства можно классифицировать по различным признакам. 
 
 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
 

2.1 Порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг в Республики Беларусь

      Выпуск  государственных облигаций для юридических и физических лиц в Республике Беларусь осуществляется на основании решения Министерства финансов, в котором указываются все параметры предстоящего выпуска: сведения о виде облигации, дате выпуска и погашения, сроке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости, условиях размещения, выплатах процентного дохода (для облигаций с процентным доходом), досрочном погашении и обмене облигаций. На каждый выпуск облигаций оформляется глобальный сертификат в двух экземплярах, один из которых хранится в Министерстве финансов, а другой передаётся для осуществления депозитарного учёта в Национальный банк [15, с.211].

     Государственные облигации, предназначенные для юридических лиц, могут размещаться на первичном рынке следующими способами:

    • путём продажи на аукционе:

      - проводимом  Министерством финансов;

      - проводимом  Национальным банком.

    • путём прямой продажи Министерством финансов юридическим лицам;
    • посредством передачи или продажи банкам для их последующей реализации [17, с.255].

     Государственные облигации, предназначенные для  физических лиц, размещаются последним из перечисленных способов.

     Государственные краткосрочные облигации (ГКО) и государственные долгосрочные облигации (ГДО), номинированные в национальной валюте, размещаются, как правило, на аукционной основе через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ) [13, с.278].

     Аукцион, проводимый Министерством  финансов. Участниками аукциона являются члены секции фондового рынка (БВФБ), допущенные к участию в нём при соблюдении следующих обязательных условий:

    • наличие у члена секции счёта «депо» в уполномоченном депозитарии или Центральном депозитарии Национального банка;
    • наличие автоматизированного рабочего места в торговом зале биржи или удалённого торгового терминала;
    • регистрация члена секции в качестве участника аукциона.

     Непосредственно перед проведением аукциона (не позднее, чем за один рабочий день до его проведения) Министерство финансов представляет на биржу официальное извещение, которое доводиться до сведения членов секции фондового рынка.

     Аукцион проводится в установленный в  официальном извещении день в  период с 10.30 до 15.30 и состоит из периода сбора заявок и периода удовлетворения заявок. Участниками могут подаваться два типа заявок: конкурентные и неконкурентные.

     Их  различия состоит в том, что в  конкурентной заявке (помимо номера выпуска  государственной ценной бумаги и наименования клиента) указывается количество ценных бумаг, заявленное на покупку, выраженное в лотах, и цена за одну облигацию (в процентах от номинальной стоимости). В неконкурентной заявке указывается сумма денежных средств, направляемых на покупку государственных ценных бумаг. После ввода заявок торговая система сверяет правильность их оформления по цене (она должна быть не ниже стартовой), по сумме (сумма денежных средств, необходимая для удовлетворения заявки, не должна превышать предварительно зарезервированные средства) и по объёму (общий объём всех неконкурентных заявок не должен превышать установленного лимита). Поданные в торговую систему заявки регистрируются в специальном электронном журнале с обязательной фиксацией времени их ввода.

     После прекращения периода ввода заявок Министерство финансов определяет цену, после чего начинается период удовлетворения заявок.  Министерство финансов подаёт в торговую систему заявку на продажу облигаций с указанием цены отсечения. Конкурентные заявки удовлетворяются по заявленным ценам, но ниже цены отсечения; неконкурентные – по средневзвешенной цене, то есть по цене, которая рассчитывается торговой системой по итогам удовлетворения конкурентных предложений. Если спрос на аукционе превышает предложение, заявки удовлетворяются пропорционально объёму.

     В случае признания аукциона состоявшимся в торговой системе формируется свободный реестр удовлетворённых заявок и затем оформляется соответствующий протокол, имеющий силу договора продажи [17, с.213].

     Аукцион, проводимый Национальным банком. Национальный банк проводит закрытые аукционы по размещению ГКО и ГДО, используя институт первичных инвесторов. Первичный инвестор государственных облигаций – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, обладающий лицензией на коммерческую, посредническую деятельность или деятельность инвестиционного фонда, в том числе и банк Республики Беларусь, получивший согласие Национального банка на осуществление операций с ценными бумагами. Кандидат на присвоение статуса первичного инвестора должен выполнять следующие требования:

     - приобретать облигации в объёмах  минимальной обязательной покупки.  Данное требование утверждается  Национальным банком и доводиться  до каждого первичного инвестора;

     - представлять информацию по запросу Национального банка и Министерства финансов об объёмах и ценах покупки облигаций;

     - информировать Национальный банк  о произошедших изменениях в  документах, представленных на присвоение статуса первичного инвестора.

     Размещать государственные облигации на данном аукционе на основании соответствующего договора, заключённого между Национальным банком и Министерством финансов о проведении очередного выпуска, в котором устанавливаются все основные параметры выпуска, глобального сертификата размещаемого выпуска [17, с.214].

     Аукцион проводится на основании заявок, поступивших от первичных инвесторов. В период с 9.00 до 12.00 дня проведения аукциона осуществляется ввод заявок в программно- технический комплекс с удалённого терминала или терминала, установленного в Национальном банке. Порядок проведения аукциона и способы удовлетворения заявок аналогичны аукциону, проводимому Министерством финансов на бирже. Заявки могут содержать конкурентные и неконкурентные предложения. Их ввод прекращается в 12.00. По итогам ввода заявок формируется сводная ведомость, которая подписывается представителем Национального банка и передаётся Министерству финансов вместе с рекомендацией по ценовым условиям завершения аукциона (не позднее 14.30). До 16.00 Министерство финансов устанавливает условия завершения аукциона и передаёт в Национальный банк поручение об удовлетворении заявок с содержащимися в нём параметрами завершения аукциона: минимальной ценой продажи облигаций по конкурентным предложениям, средневзвешенной ценой продажи облигаций по неконкурентным предложениям, другими данными. До 17.00 дня проведения аукциона представитель Национального банка вводит в программно-технический комплекс минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.

     Конкурентные  предложения удовлетворяются по заявленным участниками ценам, но не ниже минимальной цены продажи; неконкурентные – по средневзвешенной цене.

     После завершения аукциона с помощью программно-технического комплекса формируется протокол удовлетворения заявки по каждому первичному инвестору, который подписывается  уполномоченным представителем Национального банка. В течении следующего дня первичный инвестор переводит приобретенные облигации на счёт «депо» их владельца.

     Первичное размещение краткосрочных  облигаций (КО) Национального  банка осуществляется:

    • путём их продажи и (или) доразмещения на аукционах, проводимых Национальным банком;
    • путём их продажи юридическим лицам без проведения аукциона, в том числе центральным и другим банкам, а также кредитно-финансовым организациям иностранных государств.

     Размещение  на аукционе собственных облигаций Национальный банк проводит среди первичных инвесторов так же, как и при размещении государственных облигаций Министерства финансов. Однако к первичным инвесторам КО предъявляются несколько иные требования. Первичный инвестор КО Национального банка – банк Республики Беларусь, созданный в соответствии с законодательством, получивший согласие Национального банка на осуществление операций с ценными бумагами и имеющий лицензию на проведение брокерской или дилерской деятельности. Для присвоения статуса первичного инвестора необходимо представить установленный перечень документов и в случае каких-либо изменений в их содержании своевременно сообщать об этом в Национальный банк. Другие требования к первичному инвестору краткосрочных облигаций не предъявляются. Сам аукцион проводится подобно описанному выше [11, с.215].

     На  вторичном рынке государственных  ценных бумаг Национальный банк осуществляет операции через электронную торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». На бирже заключаются сделки купли-продажи облигаций, включённых в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов (ГКО, ГДО и КО). В торгах облигациями участвуют только юридические лица – профучастники рынка ценных бумаг, получившие статус участников торгов.

В торговой системе биржи заключается три  вида сделок:

  • сделки покупки
  • сделки продажи
  • сделки РЕПО – это сделки по продаже (покупке) облигаций (первая часть РЕПО) с обязательной последующей обратной покупкой (продажей) облигаций того же выпуска в том же количестве (вторая часть РЕПО) через определённый договором срок по цене, установленной этим договором при заключении первой части такой сделки. Сделки РЕПО Национальный банк заключает только с участниками торгов, являющимися банками, которые могут подавать заявки как от своего имени за свой счёт, так и от своего имени за счёт клиентов [17, с.215].

   Национальный банк определяет направление сделок РЕПО: сделки прямого либо обратного РЕПО. Сделки прямого РЕПО – сделки, по которым продавцом облигаций по первой части и покупателем по второй части сделки является участник торгов, а покупателем облигаций по первой части сделки и продавцом по второй части является Национальный банк. Сделки обратного РЕПО – сделки, по которым продавцом облигаций по первой части и покупателем по второй части сделки является Национальный банк, а покупателем по первой части сделки и продавцом по второй части является участник торгов [15, с.216].

   Операции на открытом рынке проводятся Национальным банком на аукционной основе. В торгах применяются две формы аукциона: аукцион процентных ставок и аукцион по объявленной процентной ставке.

   В конкурентных заявках указываются  процентные ставки (ставки РЕПО), по которым участники торгов готовы приобрести (продать) облигации, и объёмы покупки (продажи), после чего формируется свободный реестр заявок. В свободном реестре все заявки ранжируются по уровню процентной ставки: начиная с максимальной – при проведении операций прямого РЕПО, начиная с минимальной – при проведении операций обратного РЕПО. Если проводятся сделки продажи с объявлением оферты, то в конкурентной заявке участник торгов указывает процентную ставку, рассчитанную к дате исполнения оферты. При подаче неконкурентных заявок участник торгов указывает сумму денежных средств, которую он готов направить на приобретение облигаций (в сделках прямого РЕПО и продажи) либо их виды и количество (в сделках обратного РЕПО) и покупки [17, с.216].

   При проведении аукциона процентных ставок заявки участников торгов удовлетворяются одним из следующих способов:

    • «американский способ» - конкурентные заявки (вошедшие в список удовлетворённых заявок) удовлетворяются по предлагаемым участниками торгов процентным ставкам (ставкам РЕПО). При этом конкурентные заявки удовлетворяются не ниже ставки отсечения (сделки прямого РЕПО, сделки покупки) и не выше ставки отсечения (сделки обратного РЕПО, сделки продажи). Неконкурентные заявки удовлетворяются полностью, по средневзвешенной процентной ставке (ставке РЕПО);
    • «голландский способ» - конкурентные заявки, вошедшие в список удовлетворённых заявок, удовлетворяются по ставке отсечения.

     При проведении операций в форме аукциона по объявленной и процентной ставке заявки удовлетворяются в полном объёме по объявленной процентной ставке (ставке РЕПО) либо частично (при превышении спроса над установленным объёмом операций) пропорционально доле каждой заявки в общем объёме заявок [14, с.218].

Информация о работе Государственные ценные бумаги в Беларуси