Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.

Работа содержит 1 файл

АНТОНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.doc

— 1.64 Мб (Скачать)
  • решение проблем занятости;
  • обеспечение внешнеэкономического равновесия;
  • обеспечение приоритета социальных целей.

Государственный сектор в лице центрального банка  и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:

  • аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от разви-

тия которых  зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства страны;

  • определяет процентные ставки на рынках ссудных капиталов, влияя тем

 самым  на темпы экономического роста;

  • осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие лик

видных средств и  обеспечивая поступление средств в бюджет.

Показателями  количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:

  • доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе;
  • количество занятых в нем рабочих и служащих;
  • удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного

 хозяйства;

  • число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферам

и отраслям.

Можно выделить также  долю государственного сектора:

  • в общем объеме основных фондов;
  • общий объем инвестиций, в том числе и по отраслям экономики;
  • объем госзаказа, выполняемого государственным сектором;
  • общий объем государственных ресурсов, в том числе по отраслям

и сферам.

Размеры государственного сектора экономики могут служить критерием экономической роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.

Удельный вес  государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются в рамках конкретной модели качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Взаимодействие государственного и частного капитала выражается в чередовании фаз национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации. Как правило, выделяют три пути формирования государственной собственности:

– национализация объектов частной и смешанной собственности;

– создание новых объектов за счет государственных средств;

– выкуп государством объектов у частного капитала.

Разгосударствление  экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т. е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования (сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию.

На практике процесс разгосударствления адекватен  приватизации, которая проводится в популярных формах: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций государственных предприятий работниками этих предприятий или населением, сдача в аренду и т. д.

Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг в соотношении между двумя секторами – государственным

   и частным в пользу последнего.

История формирования государственного сектора, взгляд на его  деятельность и его размеры в разных странах различны и подчас противоречивы: в США и Великобритании сильны антигосударственные тенденции, основанные на принципах индивидуализма. Доля государственного производства в экономике США невелика и колеблется в пределах 12 %. Во Франции, Австралии, Германии, Швеции, Нидерландах, Италии – более позитивное видение государства и, соответственно, государственного сектора. В отдельные годы в этих отраслях объем государственного промышленного производства составил до 50 % от общенационального. Тенденция усиления роли государства и государственного сектора возникает как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности экономики.

Возрастающую роль государственного сектора в экономике в наибольшей степени могут характеризовать государственные расходы в ВВП. Наглядно тенденцию изменения государственных расходов за период 1929 – 2000 гг. можно проследить на основе данных таблицы 2.1.

 

                   Таблица 2.1.

Уровень государственных  расходов ведущих индустриальных стран*

 

Страна

1929

1960

1970

1980

1990

2000

США

10,0

27,8

32,2

31,4

32,8

29,3

Япония

19,0

18,3

19,3

32,0

31,3

38,2

Великобритания

24,0

32,6

39,3

43,0

39,9

38,4

Германия

31,0

32,0

37,6

47,9

45,1

43,0

Франция

19,0

34,6

38,9

46,1

49,8

52,2

Швеция

8,0

31,1

43,8

60,1

59,1

53,9


* ОЕСД, Economic Outlook 2000, December. – Р. 157.

 

Безусловно, целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования.

Эффективность функционирования государственного сектора можно  рассматривать с позиции следующих подходов:

  • как эффективность функционирования объектов государственной собст-

венности;

  • как эффект, получаемый государством от перераспределения ресурсов

через госбюджет;

  • как эффективность государственных расходов.

    С позиции первого подхода оценка эффективности функционировании

объектов государственной  собственности основывается на:

  • рентабельности государственного сектора экономики;
  • полезности для общества.

Как правило, в странах с рыночной экономикой предприятия государственного сектора низко рентабельны, даже убыточны. В государственном секторе экономики в большей мере проявляются такие негативные явления, как бюрократизация (например, численность управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности, в два – три раза выше, чем на частных; нередки случаи некомпетентности чиновников); негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации; использование предприятий как инструмента политики и др. На государственных предприятиях, за некоторым исключением, более высоки издержки, чрезмерное привлечение ресурсов и нерациональное их использование.

К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:

  • сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения  получе-

ния прибыли, отраслях;

  • использование государственного сектора в качестве инструмента решения

социально-экономических  проблем;

  • высокий уровень социальных расходов;
  • отсутствие конкуренции;
  • государственное финансирование и т. д.

В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий – бюрократические и рыночные. Бюрократические отличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства). На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности.

Рыночные  модели предприятий, основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы.

В экономике  развитых стран используются оба  типа предприятий, но преимущества второго – очевидны.

При определении эффекта, получаемого государством от перераспределения ресурсов через госбюджет, и оценке эффективности государственных ресурсов на общественные блага, нужно исходить как из прямых, так и побочных эффектов, определять экономическую, социальную и экологическую эффективность государственного сектора.

В целом же наличие государственного сектора  в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям.

 

Контрольные вопросы  и задания

 

1. Имеет ли  рыночная экономика определенные  преимущества?

2. Чем обусловлена  объективная необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику?

3. Что следует понимать под государственным регулированием рыночной экономики?

4. Чем определяются  границы государственного вмешательства в экономику?

5. Охарактеризуйте  государственное peгулирование экономики с позиции различных стран.

6. Какие объективные  требования необходимо соблюдать при формировании системы государственного регулирования экономики?

7. На каких  общих принципах управления строится  система государственного регулирования экономики?

   8. Какие основные элементы входят в систему государственного регулирования экономики?

   9. Кто выступает в качестве субъектов государственного регулирования и как их можно сгруппировать по причастности к процессу регулирования и по форме участия в нем?

     10. Покажите прямые и обратные связи между субъектами государственного регулирования.

       11. Что представляют собой объекты государственного регулирования?

      12. Выделите группы функций государства в системе государственного регулирования экономики и дайте им характеристику.

      13. Что следует понимать под защитой экономического правопорядка и экономической безопасности как функции государства. Раскройте ее содержание.

       14. Что представляет собой целевая функция государства?

       15. Какова стратегическая цель и задачи устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь?

       16. Назовите генеральную цель социально-экономического развития Республики Беларусь в 2005 – 2010 гг.

17. В чем проявляется направляющая и координирующая функция государства и какова ее роль?

18. На что  направлены и каково значение  распределительной и перераспределительной функций государства?

19. Чем обусловлена  и что предопределяет контрольная функция государства?

20. Каковы  роль и место государственного  сектора экономики в системе государственного регулирования?

21. Назовите  основные параметры, характеризующие  государственный сектор экономики.

22. Можно ли  влиять и каким образом на  границы государственного сектора экономики.

23. Какие существуют  подходы к оценке эффективности  функционирования государственного сектора экономики?

24. Чем объяснить  более низкую рентабельность  отдельных объектов государственной  собственности?

25. Какие типы предприятий  можно выделить в рамках государственного  сектора экономики?

 

ТЕМА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

3.1. Понятие и классификация форм  и методов государственного регулирования,  их характеристика

 

В условиях рыночных отношений  и переходного к рынку периода  в системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете, все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Сегодня насчитывается несколько сотен самых разнообразных методов и инструментов государственного регулирования, которые отличаются друг от друга направлениями и масштабами применения, использованием их для решения глобальных или частных проблем в рамках всей социально-экономической системы, так и ее отдельных элементов.

Под методом регулирования следует  понимать способ, прием осуществления регулирующего воздействия, с помощью которого достигаются поставленные социальные и экономические цели и задачи.

Метод может содержать определенный набор инструментов, обеспечивающий его реализацию. При этом в различных условиях один и тот же метод может быть реализован с помощью разнообразных инструментов.

Информация о работе Государственное регулирование