Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.

Работа содержит 1 файл

АНТОНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.doc

— 1.64 Мб (Скачать)
    • нормы и нормативы охраны окружающей среды (степень очистки

воды, воздуха от вредных  веществ, извлечения из руд полезных ископаемых и др.).

По периоду действия выделяют текущие нормы и нормативы, используемые при разработке годовых прогнозных и плановых документов, и перспективные (средне- и долгосрочная перспектива).

По характеру распространения нормы разделяются на местные, отраслевые и межотраслевые. Если нормы применяются только на конкретном предприятии – это местные; на предприятиях, относящихся к одной отрасли, –отраслевые; на предприятиях, принадлежащих к различным отраслям, –межотраслевые нормы.

По уровню агрегирования норм и нормативов выделяют: макроуровень, уровень министерств, предприятия.

По методам разработки нормы подразделяются на расчетно-аналитические, опытные и отчетно-статистические. Наиболее прогрессивными являются расчетно-аналитические, устанавливаемые на основе технически и экономически обоснованных расчетов. Для их определения используются современные методики и инструкции, учитываются передовой опыт производства и последние достижения науки и техники. При установлении опытных норм исходят из экспериментальных данных с учетом достигнутых передовых методов работы и всестороннего анализа резервов производства. Их принимают в том случае, когда из-за отсутствия соответствующих расчетных данных невозможно применить расчетный метод. Отчетно-статистические нормы рассчитываются на основе статистических данных за прошлый период. Они страдают всеми недостатками, присущими прошлому периоду, не отражают достижений научно-технического прогресса, не стимулируют использование имеющихся резервов производства. Такие нормы устанавливаются только тогда, когда их нельзя определить расчетным или опытным методами.

В условиях перехода к  рыночным отношениям и расширения экономических методов в регулировании экономики роль и значение нормативного метода возрастают. Следовательно, повышаются требования к системе норм и нормативов, ставится задача ее совершенствования.

3.7. Методы прогнозирования

 

В системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные методы. Некоторые их этих методов можно рассматривать как частные, ибо они присущи или наиболее широко используются при реализации конкретной функции управления или формы государственного регулирования. В частности, это касается методов прогнозирования. Особенности, масштабы и частота их применения в рамках этой формы государственного регулирования позволяют рассматривать их как методы прогнозирования.

Под методом прогнозирования понимают прием, способ, посредством которого на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей прогнозируемого объекта можно получить суждение о возможном его состоянии в будущем.

Для упорядочения и быстрой  ориентации методы прогнозирования группируют по различным признакам: степени формализации, общему принципу действия, способу получения и обработки информации, направлениям и назначению прогнозирования, процедуре получения параметров прогнозной модели и др.

По принципам обработки информации об объекте можно выделить статистические методы, методы аналогий, опережающие методы. Статистические объединяют методы обработки количественной информации, выявляя содержащиеся в ней математические закономерности развития и математические взаимосвязи характеристик с целью получения прогнозных моделей. Методы аналогий направлены на выявление сходства в закономерностях развития различных процессов, на основании чего делаются прогнозы. Опережающие методы прогнозирования строятся на принципах специальной обработки информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережающе отражать развитие объекта прогнозирования. В свою очередь, их можно разделить на методы исследования динамики развития объекта и методы исследования и оценки уровня развития объекта.

Иногда методы группируют на основе нескольких классификационных  признаков. Однако наиболее распространена группировка методов по степени формализации, она позволяет охватить все известные методы и остается открытой для включения вновь создаваемых. По степени формализации методы делят на две большие группы: интуитивные, или методы экспертных оценок, и формализованные.

Интуитивные методы позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Они применяются, когда математическая формализация объекта прогнозирования нецелесообразна в силу его простоты либо неосуществима вследствие новизны и сложности объекта или траектории его движения, либо если период упреждения прогноза значительно превышает период его освоения. Оправданы эти методы и при возможном скачке в развитии объекта в прогнозном периоде.

Основная идея и сущность методов экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Характерными особенностями методов экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованное и наиболее эффективное проведение всех этапов экспертизы и, во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти особенности отличают метод экспертных оценок от обычной экспертизы, широко распространенной в различных сферах человеческой деятельности.

Область применения экспертных оценок весьма широка, посредством этого метода решаются следующие типовые задачи:

    • составление перечня возможных событий в различных областях за

определенный промежуток времени;

    • определение наиболее вероятных интервалов времени совершения

совокупности событий;

    • определение целей и задач управления с упорядочением их по сте-

пени важности;

    • определение альтернативных вариантов решения задачи с оценкой

 их предпочтительности;

    • альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оцен-

кой их предпочтительности;

    • альтернативные варианты принятия решений в конкретной ситуа-

ции с оценкой их предпочтительности.

Применение методов  экспертных оценок целесообразно на всех уровнях управления, но наиболее часто их используют при решении социальных вопросов, когда невозможно выработать формализованную прогностическую модель. Организация экспертной оценки включает:

    • формирование репрезентативной экспертной группы;
    • подготовку и проведение экспертизы;
    • статистическую обработку полученных результатов опроса.

При решении первой задачи важен количественный и качественный состав группы. Отбор экспертов начинается с определения вопросов, охватывающих решение проблемы, затем составляется список компетентных лиц.

Подбор группы экспертов является наиболее ответственным этапом. Так как прогнозные оценки отражают индивидуальное мнение специалистов и основаны на их профессиональном опыте и интуиции, достоверность экспертной оценки зависит от многих факторов: общего числа привлекаемых экспертов, долевого состава специалистов различного профиля, характеристик специалистов. При подборе эксперта используется анкетный опрос, а дополнительно к нему – самооценка эксперта. Формирование систем характеристик эксперта существенно влияет на ход и результаты экспертизы. Эти характеристики должны учитывать специфические особенности специалистов, возможные отношения между людьми, влияющие на экспертизу. Важное требование к характеристикам эксперта – измеримость этих характеристик. В качестве характеристик могут выступать:

    • компетентность (степень квалификации эксперта);
    • креативность (способность решать творческие задачи);
    • отношение к экспертизе;
    • конформизм (подверженность влиянию авторитетов);
    • аналитичность и широта мышления;
    • конструктивность мышления;
    • коллективизм;
    • самокритичность.

Перечисленные характеристики оцениваются качественно, но для  некоторых пытаются ввести количественные оценки.

Установить оптимальную  численность группы экспертов трудно, хотя разработан ряд формализованных подходов к этому вопросу. Один из них основан на установлении максимальной и минимальной границ численности группы. При этом исходят из двух условий: высокого уровня средней компетентности группы и стабильности средней оценки прогнозируемой характеристики.

Группу формируют путем  последовательного исключения малокомпетентных экспертов, основываясь на заданной величине допустимого отклонения компетентности эксперта от максимальной. Качественные характеристики группы выявляются на основе подробного статистического анализа экспертных заключений.

Процедура проведения экспертной оценки может быть различной, но включает три этапа. На первом этапе эксперты привлекаются для уточнения формализованной модели объекта прогноза, формулировки вопросов для опроса либо анкеты, уточнения состава группы. На втором осуществляется непосредственная работа экспертов – экспертное оценивание. На третьем этапе происходит предварительная обработка результатов, затем привлечение экспертов для консультации по недостающей информации, окончательное формирование прогноза и обработка результатов экспертных оценок. При статистической обработке результатов экспертных оценок в виде количественных данных, содержащихся в анкетах, определяются статистические оценки прогнозируемых характеристик и их доверительные границы, статистические оценки согласованности мнений экспертов.

В зависимости от организации  экспертного оценивания и формы  опроса экспертов различают индивидуальные и коллективные методы экспертных оценок. Индивидуальные методы имеют несколько разновидностей: интервью, аналитический, написание сценария.

При методе «интервью» осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос – ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки зависит от способности интервьюируемого эксперта экспромтом давать заключения по различным фундаментальным вопросам.

Аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо ситуации, предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденции, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Он дает возможность эксперту использовать всю необходимую ему информацию об объекте. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки.

Метод написания  сценария основан на определении логики развития процесса или явления во времени при различных условиях. Сценарий – это картина последовательного детального решения задачи, выявляющая возможные препятствия, серьезные недостатки с тем, чтобы предрешить вопрос о прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту. Сценарий должен содержать всю исходную информацию, на основе которой строится работа по развитию прогнозируемого объекта.

По определению американского  прогнозиста Г. Кана, написание сценария – это метод установления логической последовательности событий, показывающий, исходя из существующей ситуации, как могут шаг за шагом развертываться события в будущем. Описание совершается в явно выраженных временных координатах (но не обязательно).

Основное назначение сценария – определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона, на котором развивается объект, и формулирование критериев для оценки верхних уровней дерева целей. Сценарий вынуждает исследователя работать над деталями и процессами, которые он мог упустить, если бы ограничился абстрактными соображениями. Конкретная оценка, догадки или контекст, даже если впоследствии обнаруживаются их серъезные недостатки, лучше, чем преднамеренный отказ от них, ведущий к прекращению всяких размышлений и исследований.

При разработке сценария всегда возникает неопределенность из-за того, что принимающие в этом участие специалисты имеют субъективные суждения. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т. е. чем больше степень согласованности мнений экспертов. При экспертной оценке следует включать вопросы:

    • насколько велика существующая неопределенность;
    • что следует сделать, чтобы ее уменьшить;
    • какова ожидаемая степень уменьшения неопределенности.

В готовом виде сценарий должен быть подвергнут анализу.

Основными преимуществами рассмотренных методов являются возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта и незначительность психологического давления, оказываемого на отдельного работника.

Информация о работе Государственное регулирование