Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций
Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.
Наибольшую роль в государственном регулировании экономики США играют налоговая политика в области научно-технического прогресса, энергетики и ресурсосбережения.
Отличительной особенностью налоговой политики является ее относительная стабильность в сочетании с гибким регулированием на изменение условия производства, которые влекут за собой изменение структуры налоговой системы и ставок налогообложения.
Регулирование ресурсосбережения в США обусловлено периодически возникающими проблемами в области ресурсообеспечения, особенно энергетическими ресурсами. Можно выделить два подхода в государственном регулировании ресурсосбережения в США:
– «административный», в котором наблюдается резкий рост прямого вмешательства государства (1970 годы);
– «рыночный» (80-е г. прошлого столетия), обозначенный свертыванием ряда правительственных программ, устранением прямого контроля в этой сфере, использованием преимущественно косвенных методов регулирования.
Сегодня, несмотря на «либеральный шум», государственное регулирование в США является важнейшим фактором экономического развития, роль и значение которого существенно возрастает. Это обусловлено необходимостью адаптации американской экономики к влиянию внешних факторов, изменяющимся условиям воспроизводства, необходимостью обеспечения оптимального размещения отраслевых и региональных производственных ресурсов и др.
Максимально допустимое государственное вмешательство можно наблюдать, например, в Швеции, в Австрии, Германии, Японии. В моделях рыночной экономики этих стран государство обеспечивает условия для эффективного хозяйствования, стабилизацию экономического развития, регулирование социальных отношений. Однако и эти модели имеют существенные различия.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства путем перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Государство решает проблемы обеспечения высокого уровня жизни населения, а производством занимаются частные предприятия. Не вмешиваясь в дела фирм, государство активно действует на рынке труда, в социальной сфере по принципу: производство частное, а социальное развитие – для всех. В стране высокий уровень занятости населения, расходы бюджета составляют почти 70 % ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т. д.).
Модель
социального рыночного
На социальные нужды в Германии направляются третья часть государственного бюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает гражданам на образование, квартплату, детей. Человек защищен на все случаи жизни: страхование пенсионное, по безработице, по болезни, от несчастного случая. Предприятия тратят на социальные нужды 30 % от аналогичных государственных выплат.
В Японии сложилась система взаимоотношений государства и общества, предусматривающая жесткую опеку жизни и деятельности человека. Она сыграла положительную роль, превратив страну в великую державу при скудных природных ресурсах. Японской модели присуще стимулирование высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке через активную поддержку перспективных отраслей. В то же время государство занимает нейтральную позицию в отношении имущественного положения своих граждан.
Но, характеризуя современные рыночные модели, следует отметить, что все они являются моделями более высокого уровня в сравнении с рыночной экономикой свободной конкуренции: это модели организованного рынка, они развиваются и функционируют в условиях различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.
ванной рыночной экономики
Выработка теоретических основ формирования белорусской модели социально-экономического развития потребовала изучения и обобщения зарубежного опыта функционирования рыночной экономики, сложившихся в мировой практике моделей рыночной экономики, их характеристик и возможностей использования в условиях нашего государства.
Основываясь на зарубежном опыте, используя приемлемые для нашей республики идеи формирования различных моделей национальных экономик, белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику нашей национальной экономики, традиции народа, его менталитет, ценности. Преобладающими остаются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость, толерантность, чувство ответственности за судьбу отечества.
Концептуальными основами белорусской модели выступают: плюрализм форм собственности; значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функционирования экономики, регулировании доходов населения; занятости; формировании условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения. При этом учитываются ресурсный потенциал страны, структура, состояние и тенденции развития экономики, наши конкурентные преимущества, а также геополитические, географические, социальные, демографические экологические и другие особенности республики. Развитие белорусской экономики XXI века будет осуществляться на интеллектуально-инновационной основе.
Стержнем формирования
белорусской экономической
Характерными чертами
Государственная власть (исходя из критериев общественного блага) может и должна: не допускать нарушений норм и правил существования рынка; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.
На каждом этапе экономического развития масштабы государственного и частного сектора могут быть различны, могут меняться. Их соотношения должны определяться с учетом национальных интересов. Именно национальные интересы государства должны быть главным приоритетом, главной целью, во имя которой должны функционировать государственный и частный сектор.
Сегодня в мировой
экономике происходят глубокие преобразования.
Это касается процессов глобализации
и международной экономической
Беларусь развивает интеграционные процессы, ориентируясь в своей внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, на своих традиционных партнеров – Россию, страны СНГ.
Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.
На современном этапе главной целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.
По мере развития нашей экономики ответственность за социальную сферу, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве. При этом следует подчеркнуть, что социальная ориентация нашей экономики не только в помощи нуждающимся. Это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, личностное развитие.
Сегодня государство должно решить важнейшую задачу – формирование человека нового типа – предприимчивого, деятельного и творческого, желающего работать и зарабатывать, создавать необходимые материальные ценности.
Все перечисленные черты характеризуют белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Но, как уже отмечалось, формирование белорусской модели требует учета особенностей, состояния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов. При этом основные направления построения социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь должны пониматься системно в макроэкономическом (создание условий для стабильного развития), институциональном (изменение роли государства в экономике: основные усилия правительства должны быть направлены на формирование базовых институциональных основ рыночного развития) и социальном (повышение социального качества экономики) аспектах.
Присутствие государства в белорусской модели развития основано на использовании принципа сбалансированности государственных и рыночных функций, на разумном соотношении рыночных механизмов и государственного регулирования.
В качестве критериев, определяющих движение белорусской экономики в принятой модели, можно отнести:
Контрольные вопросы и задания