Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.

Работа содержит 1 файл

АНТОНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.doc

— 1.64 Мб (Скачать)
  • в области общественного развития – постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей и общественными организациями, с системой формирования всесторонне развитого человека – физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям;
  • в области экономики – построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования;
  • в области экологии – снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния, восстановление нарушенного экологического равновесия;
  • в области развития культуры и нравственности – воспитание высокообразованного, творческого человека и создание здорового нравственного климата в обществе.

Достижению  поставленных целей и задач устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь способствует наличие  совокупности благоприятных факторов и условий. Это прежде всего:

  • выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
  • развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;
  • значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
  • высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
  • значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс;
  • достаточно мощная строительная база;
  • комплексность развития внутриреспубликанских регионов;
  • многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Главная идея социально-экономического развития Республики Беларусь во втором пятилетии ХХI века – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а ее девиз – «человек – инновации – благосостояние». Соответственно главной целью социально экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создание государства, удобного для людей.

Основные  задачи развития экономики этого  периода, направленные на достижение поставленной цели должны обеспечить:

  • рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пен-

сий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

  • работу органов государственного управления в интересах человека в целях удов-

летворения  его потребностей;

  • благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профес-

сионального и физического совершенствования  человека;

  • опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохране-

ния, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;

  • внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни

общества;

  • осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее разви-

тие социальной инфраструктуры села;

  • инновационную направленность развития экономики, более действенный меха-

низм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производства;

  • расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего

и дальнего зарубежья,  прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

  • национальную безопасность страны.

Исходя из поставленной цели и задач, на очередное  пятилетие определены следую-

щие приоритеты:

  • всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной сис

темы здравоохранения;

  • инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережения;
  • наращивание экспортного потенциала страны;
  • жилищное строительство;
  • развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной

 сферы  села;

  • развитие малых и средних городов.

Важнейшими  функциями государства также  являются:

  • направляющая и координирующая функции, которые обеспечивают

 выбор  путей достижения поставленных  целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций и согласование противоречивых взаимосвязей общественного разделения труда;

  • распределительная и перераспределительная функции связаны,

 как правило,  с сокращением различий в размерах доходов и имущества между субъектами, с распределением дефицитных ресурсов. В первую очередь, речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями народного хозяйства, а также между отдельными группами населения. Для реализации этой функции главными являются налоговая политика и бюджетное регулирование;

  • стимулирующая функция связана с активизацией сил, движущих разви-

тие общества. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов и др.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении;

  • контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за

соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности. Важнейшей составной частью этой функции является государственный контроль за количественными и качественными параметрами социально-экономического развития общества, а также стратегическими ресурсами.

     Контроль осуществляется через соответствующие контролирующие органы, а также через органы управления различного уровня.

2.4. Государственный сектор экономики

 

В обеспечении  общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества, в регулировании социально-экономических процессов важнейшая роль принадлежит государственному сектору. Его роль определяется тем, что государственное регулирование национальной экономики основывается на концепции активного участия государства не только как субъекта регулирования, но и как государства собственника. Сегодня государственный сектор, и об этом свидетельствует мировой опыт, служит и экономической опорой страны и важнейшей сферой государственного регулирования.

В современной  литературе экономической направленности понятие «государственный сектор» трактуется неоднозначно, чаще всего под государственным сектором понимают часть экономики страны, представляющей собой комплекс объектов, целиком или частично находящихся в собственности центральных или местных государственных органов и полностью контролируемых государством.

Существуют  и другие более расширенные трактовки. Например, государственный сектор рассматривают как многокомпетентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, в состав которого входят государственные предпринимательские структуры (предприятия, учреждения, организации), государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения образования, науки, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, охраны природы, обеспечения государственной безопасности и т. п., а также та собственность государства, которая не входит в состав имущества, закрепленного за предпринимательскими структурами, например, земля, природные ресурсы и т.п., средства составляющие государственную казну.

Но в любом  случае государственный сектор экономики  – это важнейшее звено смешанной  экономики, включающее комплекс организаций  и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.

В системе  государственного регулирования экономики  государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор – самостоятельный комплексный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

На сегодняшний  день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т. д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.

Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Он охватывает отрасли, оставленные ему частным капиталом, в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.

Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, вузовской  науке, подготовке и переподготовке кадров. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно-исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования.

Через государственный  сектор осуществляется деятельность государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.

Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.

Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи;

  • усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохо-

зяйственными  процессами;

  • повысить общее антикризисное воздействие; регулировать по-

токи инвестиций;

  • упрочить независимость национальной политики государства в про-

мышленности и других отраслях материального производства;

  • противостоять иностранному капиталу в стратегически важных облас-

тях экономики.

Основными экономическими функциями государственного сектора являются:

стабилизация  экономического развития, достижение сбалансированного роста;

  • реализация государственной структурной политики;
  • поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;
  • поддержание определенного уровня цен;

Информация о работе Государственное регулирование