Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций
Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.
Традиционно сложившаяся
процедура программно-целевого метода
к решению социально-
Реализация целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.
Формирование программы осуществляется на основе следующих принципов:
личественно определенных целевых установок, выстроенных по принципу приоритетности;
вающих достижение поставленных целей;
В условиях развития рыночных отношений в Республике Беларусь программно-целевой метод постоянно задействован для решения важнейших проблем на всех уровнях управленческой иерархии. Его использование при решении конкретных задач рассматривается в последующих темах курса лекций.
Традиционным и наиболее распространенным в регулировании экономических процессов методом является балансовый, реализуемый через систему балансов. Балансы в экономике выполняют различные функции, разрабатываются для различных целей и используются в различных сферах экономической деятельности: в планировании и прогнозировании, статистике, бухгалтерском учете и анализе хозяйственной деятельности и др. Их совокупность позволяет охарактеризовать, объединить и сбалансировать многочисленные экономические процессы и явления. Можно сказать, что балансовый метод является средством достижения равновесия в экономической системе.
Балансовый метод обеспечивает увязку потребностей и ресурсов в масштабе всего общественного производства, координацию в развитии смежных отраслей и производств, пропорциональность и взаимоувязку всех элементов народного хозяйства. С его помощью вскрываются диспропорции, выявляются неиспользованные резервы, намечаются и обосновываются новые пропорции. Используемые в планировании, прогнозировании балансы можно объединить в три группы: материальные, стоимостные, трудовые.
Материальные балансы характеризуют производство и использование конкретных видов продукции, сырья, материалов (топлива, электроэнергии, металла и др.), производственных мощностей, оборудования, основных фондов и т. д. Материальные балансы разрабатываются в физических единицах, условно натуральном и стоимостном выражениях и состоят из двух частей: ресурсной, где отражаются показатели, характеризующие ресурсы по всем источникам поступления и распределительной, характеризующей направления использования ресурсов. Эти части должны быть равны. Материальные балансы строятся по следующей схеме.
Ресурсы |
Распределение |
Остатки на начало периода |
Производственно- |
Производство (по конкретным производителям) |
Рыночные фонды |
Импорт |
Экспорт |
Разбронирование государственных резервов |
Пополнение государственных резервов |
Прочие поступления |
Остатки на конец периода |
Всего |
Всего |
Рис. 3.2. Схема материального баланса
Материальные балансы разрабатываются на всех уровнях управления –
предприятия, отрасли региона, страны в целом и выявляют обеспеченность производства продукцией, сырьем, материалами, устанавливают материально-вещественные пропорции в народном хозяйстве. В совокупности материальных балансов выделяют: топливно-энергетический, характеризующий наличие, распределение и использование топлива и энергии в стране. Он разрабатывается в натуральном исчислении и в пересчете на условное топливо. В ресурсной части баланса отражаются группы и виды топливно-энергетических ресурсов: природное топливо (уголь, нефть, газ, отходы лесозаготовок и деревообработки и т. п.), природные энергоносители, продукты переработки топлива (кокс, мазут, угольные и торфяные брикеты, бензин и т. п.), горючие (топливные) побочные энергоносители, электроэнергия, теплоэнергия (пар, горячая вода), сжатый воздух. В распределительной части отражается расход топлива и энергии по целевым направлениям их использования (сырье и материалы на нетопливные нужды, непосредственно топливо или энергия), их потери, отпуск на сторону и остатки у потребителей и поставщиков. Баланс позволяет определить общие размеры и структуру производства и потребления всех видов топлива и энергии в стране, выявить их использование.
Баланс производственных мощностей показывает наличие мощности на начало и конец периода, движение (прирост, выбытие), уровень использования производственных мощностей по выпуску конкретных видов промышленной продукции. Составляется в натуральном выражении, но в ряде отраслей машиностроения также и в стоимостном выражении.
Балансы машин и оборудования характеризуют общие размеры ресурсов оборудования и машин и их распределение по направлениям использования.
Балансы основных фондов отражают воспроизводство основных фондов по народному хозяйству, отраслям и формам собственности. Данные балансов имеют важное значение для анализа воспроизводства, изучения объема и структуры основных фондов в народном хозяйстве, исчисления показателей эффективности их использования. По ним исчисляют показатели износа, годности, обновления, выбытия основных фондов. Данные о наличии основных фондов используются для расчета показателей фондоемкости, фондовооруженности, фондоотдачи и других важных экономических расчетов.
К материальным балансам относятся балансы земельных угодий, государственных ресурсов зерна, картофеля, технических культур, кормов и другие.
Стоимостные балансы отражают процесс движения финансовых ресурсов, экономических связей, пропорций, формирования и использования доходов государства, предприятий, населения в стоимостном выражении. Они характеризуют образование доходов по всем источникам поступления и их распределение по направлениям использования. К стоимостным балансам относятся баланс доходов и расходов населения, предприятий, госбюджет, финансовый, платежный, расчетный балансы и другие.
Баланс денежных доходов и расходов населения применяется для расчета реальных доходов, покупательской способности населения, спроса и предложения на товары, а также для регулирования денежного обращения и эмиссии денег в стране. Разрабатывается по республике в целом и по ее отдельным регионам, а также по общественным группам населения. Состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная часть отражает доходы населения по всем источникам поступления, расходная – все направления расходов. Баланс показывает оборот денег между общественными группами, миграцию денег в республике. Он разрабатывается в составе плановых документов и отражает сбалансированность денежных доходов и расходов населения. Денежные доходы за вычетом оплаты услуг, платежей и сбережений составляют покупательные фонды населения, в соответствии с которыми определяется объем розничного товарооборота.
Сводный баланс финансовых ресурсов – сводный прогнозно-аналитический документ, показатели которого являются основой для принятия решений в области налоговой, ценовой, кредитной политики и особенно для разработки госбюджета. Схема финансового баланса отличается от обычной. Он состоит из трех частей, отражающих формирование, распределение и использование финансовых ресурсов.
В системе стоимостных балансов особое место занимает платежный баланс. Он представляет собой документ, отражающий внешнеэкономические операции страны за определенный период. Сам термин «платежный баланс» введен шотландским экономистом XVII в. Джеймсом Стюартом. К началу XX в. в Англии и США были подробно разработаны методы его составления, на базе которых Лига Наций, а затем и Международный валютный фонд стандартизировали методику и схему составления платежного баланса для всех стран. Но во многих странах, в том числе и в Республике Беларусь, платежный баланс составляется с отклонениями от стандартной схемы.
Трудовые балансы представляют систему сводных и частных балансов, которая отражает процесс воспроизводства рабочей силы, выявляет наличие трудовых ресурсов и потребность в них по отраслям, сферам народного хозяйства, формам собственности, позволяет изучать состав трудовых ресурсов по социальным группам, выявлять резервы рабочей силы. В Республике Беларусь трудовые балансы стали разрабатываться с 50-х годов прошлого столетия.
Центральное место в системе трудовых балансов занимает сводный баланс трудовых ресурсов. Он состоит из двух частей: в первой характеризуется наличие и численный состав трудовых ресурсов, второй – направления их использования по сферам и отраслям народного хозяйства, видам занятости, формам собственности и общественным группам с выделением города и сельской местности. Баланс разрабатывается по Республике Беларусь в целом, по областям, районам, что дает возможность отслеживать масштабы и направления миграции населения. В системе частных трудовых балансов выделяют балансовые расчеты распределения молодежи по каналам обучения, балансы квалифицированных кадров, рабочих мест и другие.
Нормативный метод основан на применении технико-экономических, финансовых, социально-экономических, экологических норм и нормативов, которые используются для обоснования принимаемых решений, при разработке плановых, программных и прогнозных документов.
Нормы – это абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции, работ, услуг. Например, норма расхода конкретного вида металла, пластмасс на 1 станок, машину; норма жилой площади на 1 человека в городе, на селе. Нормативы – это относительные показатели, характеризующие уровень использования ресурсов (коэффициент выхода готовой продукции из исходного сырья, материалов, уровень рентабельности производства, норматив отчисления от прибыли и т. д.).
Через систему норм и нормативов осуществляется взаимодействие между государством и хозяйствующими субъектами, решаются проблемы социально-экономического развития страны, определяются потребности в ресурсах, продукции, услугах, рассчитываются производственные возможности, устанавливаются пропорции. Нормы и нормативы являются важнейшей составляющей всей совокупности информационных данных, характеризующих основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие предметов и орудий труда, самого труда; развитие социальной сферы, защиты населения, рациональное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирование и движение финансовых потоков и т. д.
Нормы и нормативы группируются по признакам. В качестве признака могут выступать: направления применения норм и нормативов, масштабы их распространения, методы разработки и другие.
По направлениям использования нормы и нормативы подразделяются:
одного рабочего или в единицу времени в принятых единицах измерения) или затрат времени на изготовление единицы изделия (трудоемкость или нормы обслуживания и т. д.);
рья, основных и вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии);
фондов (оборудования,
машин, агрегатов,
общественного производства (производство национального дохода на 1 рубль затрат, на 1 рубль основных производственных фондов и др.);
тельства (нормативы удельных капитальных вложений, нормы продолжительности строительства и др.);
• финансовые нормы и нормативы (нормы амортизации, нормативы отчисления от прибыли в бюджет, нормативы рентабельности и др.);
• социально-экономические нормы (нормы потребления на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров, нормы жилой площади в городской и сельской местностях, минимальный потребительский бюджет);