Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:47, курс лекций
Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.
Стратегия предусматривает с учетом национальных особенностей поэтапное движение к обществу постиндустриального типа и достижение высокого уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.
Разработка НСУР осуществляется в несколько этапов. На первых этапах формируется и обобщается необходимая для разработки прогноза информация, производится комплексный анализ и дается оценка уровня и состояния развития экономики, ее важнейших сфер и видов деятельности.
Эти данные позволяют судить об особенностях, стартовых условиях и предпосылках дальнейшего социально-экономического развития республики с учетом внешних и внутренних факторов, тенденций мирового развития и служат исходным материалом для разработки НСУР.
НСУР вместе с необходимым
исходным материалом Министерство экономики направляет
в органы государственного управления
(министерства, комитеты, другие органы
государственного управления, облисполкомы,
Минский горисполком) в качестве ориентира
для разработки ими вариантов прогнозов
развития народнохозяйственных комплексов,
отраслей, административно-
На основе предусмотренных
вариантов прогнозов
представляет в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения.
После одобрения Правительством НСУР подлежит опубликованию.
Учитывая долгосрочный характер, НСУР дается с разбивкой по пятилеткам, с четкой ориентацией социально-экономического развития республики в каждой пятилетке.
В НСУР до 2015 года были выделены этапы:
2006-2010 гг. – этап создания условий для возобновления устойчивого экономического роста;
2006-2010 гг. – этап активной структурной перестройки экономики, приоритетными направлениями которого должны стать технологическое перевооружение производства путем внедрения новейших технологий, стимулирование ресурсосберегающих инноваций и фундаментальных разработок, динамичное развитие инвестиционного процесса;
2011 – 2015 гг. – начальный период устойчивого экономического развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания.
Для второго и третьего этапов предусматривались два сценария социально-экономического развития республики:
инерционный, основан на сформировавшихся в 1996 – 2000 гг. тенденциях и направлениях социально-экономического развития, умеренных темпах роста, несколько улучшенном использовании производственных мощностей, медленном обновлении основного капитала, жесткой бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политике;
целевой, предусматривает более полное использование внутренних и внешних факторов экономического роста, достижение рациональных норм потребления, обеспечение нормального воспроизводства основных фондов, стимулирующую производство благ и услуг бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, высокий уровень государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. выделены два этапа.
Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать:
• развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
• инновационное развитие национальной экономики;
• наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;
• развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.
Второй этап (2011 – 2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для НСУР – 2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям и задачам, основным принципам и критериям устойчивого развития страны, учитывают императивы и ограничения в социальной, экономической и экологической сферах деятельности.
Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект – инновации – благосостояние».
На основе Национальной стратегии устойчивого развития республики разрабатывается прогноз – основные направления социально-экономического развития на десятилетний период. Он разрабатывается раз в пять лет, за два года до начала прогнозируемого периода, с разбивкой по пятилетиям. Первые пять лет даются с разбивкой по годам. В этом прогнозе конкретизируются цели и альтернативные варианты социально-экономического развития республики и средства их достижения. Порядок разработки и рассмотрения прогноза аналогичен НСУР.
Среднесрочная перспектива развития республики отражается в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, которая разрабатывается Министерством экономики совместно с другими органами государственного управления на пятилетний период за год до его начала. Основой для разработки программы является прогноз социально-экономического развития на 10 лет. Порядок ее разработки определяет Совет Министров Республики Беларусь.
В программе должны быть отражены цели, задачи, сценарии социально-экономического развития. Она должна включать:
оценку итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристику состояния экономики республики;
вых параметров развития экономики, основных решений и мер в области финансовой, экономической и инновационной политики;
кредитно-денежную и валютную политику;
Проект среднесрочной
программы рассматривается
Программа социально-экономического развития Республики Бeлapvcь на 2001 – 2005 гг. первые пять лет XXI в. стала важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны – повышения благосостояния народа и приближения его к уровню экономически развитых европейских государств.
Главная идея сегодняшнего пятилетия (2006 – 2010 гг.) – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, ее девиз – «человек – инновации – благосостояние».
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
Рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
Работу органов
Благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
Опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры, – основы совершенствования человеческого капитала;
Внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
Осуществление мер по
улучшению демографической
Повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
Инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производства;
Расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
Национальную безопасность страны.
В качестве основных приоритетов на 2001 – 2005 гг. выделены:
фективной системы здравоохранения;
жения;
социальной сферы села;
Утвержденная Президентом
Республики Беларусь программа социально-
перечень основных показателей социально-экономического развития, а также социально-экономических проблем и задач, на решение которых будет направлена политика государства;
перечень и характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, намеченных к финансированию из республиканского бюджета;
перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;
государственную инвестиционную программу;
комплекс мероприятий, необходимых для реализации данного прогноза;
целевые показатели социально-экономического
развития, являющиеся ориентирами при
разработке прогнозов и программ
по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики,
по административно-
Важнейшие параметры годового прогноза социально-экономического развития республики утверждаются Президентом Республики Беларусь.
Система прогнозных и программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь имеет единую методологическую базу, обеспечивает непрерывность прогнозирования и программирования, преемственность в разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов. Система прогнозных и программных документов, их цели и задачи, содержание, порядок разработки и сопряжения между собой, представление и утверждение регламентируются Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятым в 1998 г., и другими нормативными актами. Государственные прогнозы и программы основываются на системе частных прогнозов и программ демографического, экологического, научно-технического, социального, экономического и внешнеэкономического развития, а также отраслевых, региональных и других прогнозах.