Формирование и распределение прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 07:12, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является изучение теоретических основ механизма управления прибылью в реальном секторе экономики, анализ эффективности ее формирования, распределения и использования на примере ООО «Бизнес Системы», выявление факторов, влияющих на финансовый результат предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию управления прибылью в современных условиях налогообложения.
Основными задачами, поставленными для достижения цели дипломной работы можно считать:
Изучение теоретических и методологических основ анализа финансовых результатов деятельности предприятия. В рамках решения этой задачи необходимо рассмотреть понятийный аппарат финансового анализа; инструментарий осуществления финансового анализа, подразумевающий под собой совокупность методов, приемов и способов осуществления анализа финансового состояния предприятия, а также совокупность основных экономических показателей, расчет которых позволяет оценить динамику финансовых результатов деятельности предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ 6
Сущность понятия прибыли и экономический механизм
ее образования и распределения в новых условиях хозяйствования 6
1.2. Методика анализа формирования и распределения прибыли 25
1.3. Факторы, влияющие на прибыль предприятия 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «БИЗНЕС СИСТЕМЫ» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
ООО «Бизнес Системы» 34
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Бизнес Системы» 43
2.3. Анализ действующей системы образования прибыли
на ООО «Бизнес Системы» 57
2.4. Анализ практики распределения прибыли 67
2.5. Факторный анализ рентабельности ООО «Бизнес Системы» 72
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «БИЗНЕС СИСТЕМЫ» 77
3.1. Предлагаемый механизм оптимизации процесса формирования
прибыли ООО «Бизнес Системы» 77
3.2. Рекомендации по совершенствованию распределения прибыли
ООО «Бизнес Системы» 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ЛИТЕРАТУРА 91

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 672.50 Кб (Скачать)

     Из  всех видов налогов, выплачиваемых  за счет чистой прибыли, самым значительным является налог на прибыль. Порядок  исчисления и уплаты налога на прибыль  регулируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций  от 27 декабря 1991 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом РФ от 3 декабря 1994 года № 54-ФЗ и от 10 января 1997 года № 13-ФЗ. [1, c.3]

     Чистая  прибыль предприятия распределяется ежеквартально нарастающим итогом с начала года в соответствии с финансовым планом на фонды потребления, фонды накопления и резервные фонды. Иногда часть средств, направляемых в фонды потребления, фонды накопления и в резервные фонды, перечисляется вышестоящим органам с целью создания централизованных фондов и резервов.

     Оставшаяся  после распределения часть чистой прибыли называется нераспределенной прибылью и служит, как правило, в  качестве источника пополнения оборотных  средств предприятия до принятия решения о ее распределении.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что непосредственным источником формирования фондов накопления и фондов потребления является чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Путем распределения чистой прибыли на фонды потребления и фонды накопления определяются направления ее дальнейшего целевого использования.

     Направлениями целевого использования средств  фондов накопления, образуемых за счет чистой прибыли предприятия могут быть:

  • финансирование затрат по техническому перевооружению и реконструкции производства;
  • строительство новых объектов собственной производственной базы;
  • финансирование затрат по освоению производства новой, конверсионной продукции;
  • внедрение новых прогрессивных технологий производства;
  • проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ;
  • финансирование прироста собственных оборотных средств, а также возмещение их недостатка;
  • создание и развитие подсобных производств и хозяйств;
  • погашение убытков от гибели, порчи основных средств в результате стихийных бедствий и погашение убытков прошлых лет, если эти убытки не покрываются за счет средств резервных фондов. [43, c.151]

   Таким образом, фонды накопления предназначены  для финансирования расходов, связанных  с модернизацией собственной  производственной и технологической  базы предприятий.

   Направлениями целевого использования средств  фондов потребления, образуемых за счет чистой прибыли предприятия являются:

  • оказание безвозмездной материальной помощи работникам предприятия;
  • содержание объектов социальной сферы (финансирование расходов на содержание социальной сферы в части, не покрываемой ее доходами);
  • финансирование других расходов на социальные нужды;
  • материальное стимулирование трудовых коллективов и отдельных работников;
  • финансирование расходов по подготовке кадров, если согласно закона эти затраты относятся за счет чистой прибыли предприятия;
  • финансирование благотворительных акций (сверх норм, установленных системой льгот по налогу на прибыль). [43, c.168]

   Таким образом, фонды потребления предназначены  для финансирования расходов непроизводственного характера, а также для материального стимулирования работников.

   В целом процесс формирования и  распределения прибыли на предприятии  представлен на Рис.1.2. 

 Выручка от реализации продукции  (работ, услуг) в действующих  ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов

      

     

 

    

         

 

 

  
 
 
 

 
 

Рис. 1.2. Формирование и распределение прибыли предприятия. [40, c.30] 
 
 
 
 

    1. Методика  анализа формирования и распределения прибыли
 
 

     Методика  анализа формирования и распределения  прибыли является неотъемлемой частью общей методики финансового анализа, основная цель которого – получение  небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

     Цель  анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач.

     Исходной  базой анализа формирования и  распределения прибыли являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме  № 2 « Отчет о прибылях и убытках». К ним относятся:

    • прибыль от реализации продукции;
    • прибыль от прочей реализации;
    • доходы и расходы от внереализационных операций;
    • балансовая прибыль;
    • налогооблагаемая прибыль;
    • чистая прибыль и др.

     Аналитический просмотр этих данных должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой для анализа степенью агрегирования.

     Практика  финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них:

    • горизонтальный анализ;
    • вертикальный анализ;
    • трендовый анализ;
    • метод финансовых коэффициентов;
    • сравнительный анализ;
    • факторный анализ. [14, c.58]

     Горизонтальный (временной) анализ представляет собой  сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

     Вертикальный (структурный) анализ – определяет структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

     Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение трендов, то есть основных тенденций динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

     Анализ  относительных показателей –  это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

     Сравнительный (пространственный) анализ – это  как внутрихозяйственное сравнение  по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

     Факторный анализ – это анализ влияния отдельных  факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования, причем факторный анализ может быть как прямым (собственно, анализ), то есть заключающемся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

     Методика  анализа формирования и распределения  прибыли включает в качестве обязательных элементов применение всех перечисленных  методов анализа.

   Главенствующие  методы, применяемые для анализа  формирования и распределения прибыли – это количественные методы финансово-экономического анализа. Их классификация может быть представлена следующим образом:

  • статистические методы, включающие:
  • метод статистического наблюдения – запись информации по определенным принципам и с определенными целями,
  • метод абсолютных и относительных показателей (коэффициентов),
  • метод расчета средних величин – средних арифметических простых, взвешенных, геометрических,
  • метод рядов динамики – определение абсолютного прироста, относительного прироста, темпов роста, темпов прироста,
  • метод сводки и группировки экономических показателей по определенным признакам,
  • метод сравнения – с конкурентами, с нормативами, в динамике,
  • метод индексов – влияние факторов на сравниваемые показатели,
  • метод детализации,
  • графические методы.
  • Бухгалтерские методы, включающие:
  • метод двойной записи,
  • метод бухгалтерского баланса,
  • прочие методы.
  • Экономико-математические методы, включающие:
  • методы элементарной математики,
  • классические методы математического анализа – дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление,
  • методы математической статистики – изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей,
  • эконометрические методы – статистическое оценивание параметров экономических зависимостей,
  • методы математического программирования – оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование,
  • методы исследования операций – теория игр, теория расписания, методы экономической кибернетики,
  • эвристические методы,
  • методы экономико-математического моделирования и факторного анализа.

   Наиболее  часто при проведении анализа  формирования и распределения прибыли  применяют статистические и бухгалтерские  методы. В последнее время широкое  распространение получило определение  экономической прибыли предприятия и проведение факторного анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия, основанных на применении экономико-математических методов. [21, c.68]

   Анализ  каждого слагаемого прибыли предприятия  имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям  и акционерам, администрации выбрать  наиболее важные направления активизации  деятельности организации.

   Анализ  финансовых результатов деятельности организации включает:

  1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ).
  2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).
  3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).
  4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

   На  величину прибыли организации оказывают  влияние разные факторы. По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. Другие оказывают косвенное влияние через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия можно определить только с определенной долей вероятности или вообще невозможно. 
 

    1. Факторы, влияющие на прибыль  предприятия.
 
 

     Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий  ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий  хозяйственной деятельности  предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

     К внешним условиям можно отнести  инфляцию, изменения в законодательных  и нормативных документах в области  ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.

     Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с  государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов  населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.

Информация о работе Формирование и распределение прибыли