Формирование и использование финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также приоритетные направления на современном этапе в бюджетной политике государства.

Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность финансов как экономической категории.
2. Изучение экономической природы финансовых ресурсов.
3. Исследовать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, в данном случае рассмотреть источники формирования государственного бюджета.
4. Рассмотреть состояние доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Финансовые ресурсы как материальные носители финансов .……...4
Финансы как экономическая категория……...………………………..4
1.2 Экономическая природа финансовых ресурсов………………………9
2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов……….………………………………………………………………..13
2.1 Источники формирования государственного бюджета……………...13
2.2 Бюджетное финансирование…………………………………………...15
3. Современная политика государства в области формирования и использования финансовых ресурсов………………………………………...20
3.1 Доходы государственного бюджета ………...….……………………..20
3.2 Приоритеты финансирования из государственного бюджета……….24
Заключение ……………………………………………………………………..34
Список использованных источников …………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая теория финансов.....docx

— 74.17 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………………..3

  1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансов  .……...4
    1. Финансы как экономическая категория……...………………………..4

1.2      Экономическая природа финансовых ресурсов………………………9

2.        Источники формирования и направления использования финансовых               ресурсов……….………………………………………………………………..13

2.1     Источники формирования государственного бюджета……………...13

2.2     Бюджетное финансирование…………………………………………...15

3.       Современная политика государства в области формирования и    использования финансовых ресурсов………………………………………...20

3.1      Доходы государственного бюджета ………...….……………………..20

3.2      Приоритеты финансирования из государственного бюджета……….24

Заключение ……………………………………………………………………..34

Список использованных источников …………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовые ресурсы  – понятие, которое характерно для любого государства. Финансовые ресурсы – является материальными носителями финансов. Финансовые ресурсы государства – это централизованный денежный фонд государственного бюджета. Данные ресурсы необходимы для вышеперечисленных субъектов по многим причинам. Одна из основных – возможность финансирования различных целевых программ. Государство через систему налогов формирует бюджет, т.е. мобилизует средства в целях их расходования на различные цели. Это и социальные программы, и развитие инфраструктуры, и поддержка экономики.

Когда мы говорим о финансовых ресурсах, мы должны, прежде всего, говорить об их источниках пополнения, так как  это исходит из самого определения  финансовых ресурсов. Для предприятия  вопрос финансовых ресурсов играет не меньшую роль. Так, для нормального  функционирования предприятие должно инвестировать в основные и оборотные  средства. Это возможно только при  наличии определенных ресурсов.

Цель работы – изучение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также приоритетные направления на современном этапе в бюджетной политике государства.

Объект исследования -  финансовые ресурсы.

Задачи курсовой работы:

1.     Рассмотреть сущность финансов как экономической категории.

2.    Изучение экономической  природы финансовых ресурсов.

3. Исследовать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, в данном случае рассмотреть источники формирования государственного бюджета.

4.     Рассмотреть состояние доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь.

В ходе написания данной  работы использованы учебная литература и периодические издания.

 

 

 

 

 

 

  1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансов

 

    1. Финансы как экономическая категория

 

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь  любого государства и его деятельность на международной арене.

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия  и кончая национальной экономикой в  целом, образуются и используются фонды  денежных средств. При этом не имеет  значение, в какой форме выступают  деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или назначащихся, на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Система образования и использования  фондов денежных ресурсов, участвующих  в обеспечении процесса воспроизводства  и составляет финансы общества. А  совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением  денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему  живого организма, через которую  осуществляется движение товаров и  услуг, своеобразный обмен веществ  между экономическими клеточками общественного  организма.

Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с  возникновением государства при  расслоении общества на классы. Термин finanсia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.[1, c. 8 – 11]

Выделяют следующие предпосылки  финансов:

Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезанна, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

История не сохранила имя автора термина финансы, но предположительно впервые это понятие употребил французский ученый Ж. Боден в труде «Шесть книг о республике».В России этот термин появился в эпоху Ивана Грозного в XVI в. и употреблялся наряду со словом «казна». С образованием в 1802 г. Министерства финансов и изданием работы С.Е. Десницкого «О узаконении финансов», понятие «финансы» признается в российской науке и практике.

Однако сами финансовые отношения возникли гораздо раньше с разделением общества на классы, появлением товарного производства, опосредованного денежными отношениями и наличием государства.Можно выделить несколько этапов развития финансов. Характерными особенностями первого из них (до средних веков) были неразвитость финансовых отношений, их слабое влияние на экономику государств и использование в основном в военных целях. На втором этапе (средние века), когда казна государства перестала быть собственностью его главы, финансовые отношение ограничивались формированием и использованием бюджета, который был единственным звеном финансовой  системы. По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства стало формироваться и использоваться гораздо большее количество фондов денежных средств, финансовая система стала многозвенной.

Во второй половине XX в. и на современном этапе для финансов характерны высокая степень воздействия на экономику, широкий спектр финансовых отношений, многозвенность финансовой системы, возникновение и функционирование финансового рынка, интенсивное развитие финансовой науки.

Необходимость финансов обусловлена такими факторами, как: существование товарно-денежного обмена, стимулируемого развитием государства; действие закона стоимости, обеспечивающего распределение ВВП и его составной части-прибыли; асинхронность производства и потребления (если бы этот процесс был одновременным, то экономика могла бы обойтись без финансов).

Финансы - это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям. Деньги прежде всего - это всеобщий эквивалент, на основании которого оценивают затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.[2, c. 5 – 7]

Следовательно, финансы - объективная  экономическая категория, связанная  с системой денежных отношений в  процессе распределения и перераспределения  стоимости ВВП и национального  дохода но поводу формирования и использования  фондов денежных средств и денежных накоплений у государства и, субъектов хозяйствования. Их обязательным условием существования являются деньги.

Поскольку экономическими отношениями  считаются отношения по поводу производства, обмена (продаж), распределения и  потребления, то важно знать, на какой из этих стадий существуют деньги (там, где нет денег, нет и финансов), на какой - деньги и финансы, на какой - только деньги.

На первый взгляд, на стадии производства невозможно обходиться без денег  и на ней формируются финансовые ресурсы при переносе старой стоимости и создании новой. Однако эта видимость обусловлена параллельностью и непрерывностью процесса производства. Фактически же деньги, исходя из их основных функций (деньги как мера стоимости и как средство обмена), возникают и функционируют только тогда, когда товар в стоимостной форме готов к реализации и продан, т.е. на стадиях обмена и распределения. На стадии потребления нет реального движения денежных средств, значит и нет места возникновения финансов.

На стадии обмена товарная стоимость  обменивается на денежную, закладывается  основа для  последующего денежного  распределения.

На стадии распределения движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от товара, здесь стоимость переходит от одних владельцев к другим, это движение стоимости носит односторонний характер. На этой стадии возникают финансы, призванные делить стоимость  ВBП  на составляющие её элементы, вычленять прибыль, амортизационные отчисления, отчисления во внебюджетные и централизованные бюджетные фонды, изымать части прибыли в форме налогов в бюджет, а другую ее часть оставлять в распоряжении предприятий, капитализировать нераспределенную прибыль и т.д. Следовательно, на данной стадии с помощью финансов происходит распределение и перераспределение стоимости.

Таким образом финансы призваны обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах путем образования денежных фондов. И вместе с тем, с помощью распределительных отношений они органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса, поскольку на первой стадии существуют такие финансовые факторы производства, как уставный капитал, оборотные и внеоборотные активы, финансирование оборотных средств, амортизация основных фондов и нематериальных активов. На  стадии обмена в результате продажи товаров и услуг оперируют выручкой, формируются прибыль, фонды обращения, а стадии потребления свойственны финансовые отношения, связанные  с формированием и использованием фондов потребления и социального страхования.[3, c.5–8]

Сущность финансов, как и любой  экономической категории, проявляется  в их функциях. Функции, всегда производны от сущности и выражают порядок реализации общественного назначения любой экономической категории. Учитывая то, что сущность финансов в научной сфере до сих пор не однозначна, нет единой трактовки и состава их функций. Многие учёные считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Однако в литературе можно найти мнения о наличии обеспечивающей, стимулирующей воспроизводственной, регулирующей, производственной функции. Некоторые авторы считают, что финансам присущи функции формирования  денежных фондов, их использования и контроля, а в последнее время появились точки зрения о том, что в условиях рынка финансам не присущи распределительные отношения или что они утратили контрольную функцию;

Между тем финансы являются объективным  инструментом стоимостного распределения. Через распределительную функцию осуществляется обеспечение каждого звена финансовой системы необходимыми ему финансовыми ресурсами. Она включает такой круг явлений, как возмещение стоимости потреблённых средств производства, образование доходов в различных формах, формирование ресурсов для общегосударственных потребностей и целевого назначения, создание бюджетных и страховых  резервов, содержание и развитие социальной сферы, осуществление внутриотраслевого, межотраслевого, межтерриториального перераспределения национального дохода, ориентация  с помощью финансовых рычагов развития хозяйствующих субъектов и целых отраслей в нужном обществу направлении. Таким образом, распределительная функция потенциально поглощает все вышеперечисленные (кроме контрольной) функции и мнение большинства по этому поводу вполне обосновано.

Субъектами при финансовом распределении являются участники воспроизводственного процесса (государство, юридические и физические лица), в распоряжении которых формируются и используются фонды целевого назначения.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов государства