Формирование и использование финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также приоритетные направления на современном этапе в бюджетной политике государства.

Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность финансов как экономической категории.
2. Изучение экономической природы финансовых ресурсов.
3. Исследовать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, в данном случае рассмотреть источники формирования государственного бюджета.
4. Рассмотреть состояние доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Финансовые ресурсы как материальные носители финансов .……...4
Финансы как экономическая категория……...………………………..4
1.2 Экономическая природа финансовых ресурсов………………………9
2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов……….………………………………………………………………..13
2.1 Источники формирования государственного бюджета……………...13
2.2 Бюджетное финансирование…………………………………………...15
3. Современная политика государства в области формирования и использования финансовых ресурсов………………………………………...20
3.1 Доходы государственного бюджета ………...….……………………..20
3.2 Приоритеты финансирования из государственного бюджета……….24
Заключение ……………………………………………………………………..34
Список использованных источников …………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая теория финансов.....docx

— 74.17 Кб (Скачать)

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее  время применяется и кредитование предприятий путем выдачи бюджетных  ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям на выполнение целевых программ развития.

Основные задачи в области  бюджетных расходов:

– сократить число целевых  программ, обеспечить концентрацию средств  бюджета на наиболее эффективных  и социально значимых проектах;

– снизить расходы на содержание государственного аппарата;

– развить децентрализацию  инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого  финансирования проектов;

– повысить эффективность  использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских  работах в сфере ВПК;

– снизить уровень дотаций  отдельным отраслям;

– усилить контроль за использованием бюджетных средств;

– обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Расходы государственного бюджета  – экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет  установить экономическую природу  и общественное назначение каждого  вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.

Рост государственных  расходов был предсказан немецким экономистом  А. Вагнером бывшим советником канцлера Германии Отто фон Бисмарка еще в XIX в. Вагнер предпринял одну из самых ранних попыток объяснить этот феномен. Он сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы национального дохода.

Наиболее общим объяснением  этого закона является то, что государственные  услуги стали высококачественным благом, т.е. эластичность спроса на государственные  расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы. Иначе говоря, каждый процент увеличения в доходах домашних хозяйств ведет к большему, чем 1%, увеличению спроса домашних хозяйств на государственные расходы G. Поэтому при увеличении дохода надушу населения доля G в ВВП также имеет тенденцию к росту.

Для доказательства своего закона А. Вагнер приводил три основных довода:

1. Во-первых, усложнение всей  системы общественно-экономических  отношений, что увеличивает число  причин всевозможных трений в  обществе. В этой связи государству  для поддержания надежности и  эффективности экономики, а так  же сохранения правопорядка потребуется  больше средств на содержание  правоохранительных органов, полиции,  предоставления всевозможных юридических  услуг и т.д.

2. Во-вторых, новые технологии  создают потребность в больших  количествах капитала, необходимого  для производства, который может  быть обеспечен только акционерными  компаниями либо государственными  корпорациями. Последние, по мнению  Вагнера, обладают рядом преимуществ  по сравнению с акционерными  компаниями в связи с тем,  что роль государства возрастает  в производстве, где технические  условия способствуют образованию  монополий.

3. В-третьих, А. Вагнер  увидел растущую государственную  активность в таких сферах, как  здравоохранение и образование,  где выгоды от предоставляемых  услуг не поддаются экономической  оценке.

Согласно прогнозам А. Вагнера, тенденция роста государственных  расходов, которую он наблюдал в  прошлом веке, сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Эти предсказания подвергались проверке неоднократно во многих странах, и они всегда оказывались  верными. Именно поэтому экономисты называют закон возрастающей государственной  активности законом Вагнера, который  обычно проверяется расчетом доли государственных  расходов в ВВП. Этот показатель возрастает с 1830-х гг., что дает основания  ученым считать пророчества А.Вагнера  в области экономики наиболее точными из числа когда-либо сделанных экономистами. [8, с.78 – 89]

Активная роль государства  в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно  обусловлено рядом факторов:

– природой и функциями  государства,

– уровнем социально-экономического развития страны,

– разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,

– формами предоставления бюджетных средств,

– административно-территориальным  делением государства и т.д.

Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Существуют несколько  признаков классификации расходов бюджета.

1. По их влиянию на  процесс расширенного воспроизводства  выделяют текущие и капитальные  расходы бюджета.

Текущие расходы связаны  с предоставлением бюджетных  средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих  потребностей. Эти расходы включают:

– закупка товаров и  оплата услуг (заработная плата рабочих  и служащих, начисления на заработную плату, приобретение предметов снабжения  и расходных материалов, командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата текущего ремонта и  содержание дорог и другие);

– выплата процентов (по займам и ценным бумагам, по внешнему государственному долгу);

– субсидии и текущие  трансферты (организациям, предприятиям, финансовым учреждениям, выплаты пенсий и пособий, стипендий и др.).

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные  с вложением в основной капитал  и прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы  включают в себя:

– приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

– капитальное строительство (жилищное строительство, строительство  производственных строений, объектов социально-культурного и бытового назначения и др.);

– капитальный ремонт;

– создание государственных  запасов и резервов;

– приобретение земли и  нематериальных активов;

– капитальные трансферты;

– другие расходы.

2. По предметному признаку  выделяются следующие группы  расходов:

– финансирование народного  хозяйства;

– финансирование социально-культурных мероприятий;

– финансирование науки;

– финансирование обороны;

– содержание правоохранительных органов и органов государственной  власти и управления;

– расходы по внешнеэкономической  деятельности;

– создание резервных фондов;

– расходы по обслуживанию государственного долга;

– прочие расходы и выплаты.

Дополнительно к указанным  группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Каждая из названных групп  делится по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет  выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, учреждения, юридические лица, получающие бюджетные  ресурсы.

По целевому признаку бюджетные  расходы делят на конкретные виды затрат. Важной проблемой осуществления  целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в  условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики  республики. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям расходов относятся:

– заработная плата;

– начисления на заработную плату;

– трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости  коммунальных услуг и другие выплаты  населению в соответствии с законодательством);

– продукты питания;

– медикаменты и перевязочные средства;

– проценты по государственному долгу;

– погашение государственного долга.

К незащищенным статьям расходов бюджета может быть применен механизм секвестра, заключающийся в пропорциональном сокращении расходов. К этим статьям  может быть применен также и механизм блокирования, под которым понимается временная приостановка финансирования.

3. По территориальному  признаку выделяют:

– расходы республиканского бюджета;

– расходы местных бюджетов.

4. По субъектам финансирования  выделяют:

a) расходы на финансирование  юридических лиц. Они в свою  очередь делятся по отраслям, по ведомственному признаку, по  формам собственности, по видам  деятельности, по типам предприятий,  по методам хозяйствования;

б) расходы для физических лиц:

– прямые – расходы, которые  непосредственно перечисляются  гражданам. Их группируют по слоям населения, по социальной принадлежности, по формам передачи.

– косвенные – финансирование происходит через датирование товаров  первой необходимости.[9, c. 64 – 67]

Классификация расходов бюджета  регулируется Законом РБ от 05.05.1998 № 158-З «О бюджетной классификации  Республики Беларусь» (в ред. Закона РБ от 29.12.2006 № 189-З «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетной  классификации»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современная  политика государства в области  формирования и использования  финансовых ресурсов.

 

3.1 Доходы  государственного  бюджета

 

Результаты  социально-экономического развития  Республики Беларусь и  ожидаемое исполнение бюджета в 2010 г., а также стоящие перед  страной задачи в значительной мере предопределили параметры республиканского бюджета на 2011 г. и сроки его принятия. В республиканском бюджете нашли отражение изменения и дополнения, вносимые в Бюджетный кодекс и Особенную часть Налогового кодекса, дальнейшее упрощение налоговой системы и оптимизация её структуры.

Согласно Основным направлениям бюджетно-финансовой и налоговой  политики с целью снижения налоговой  нагрузки и оптимизации состава  налогов и сборов, применяемых  Республике Беларусь, в бюджете на 2011 г. отменяется  местный налог  на услуги и местный сбор на развитие  территорий, а также три платежа  в составе экологического налога: за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку  нефти;  за перемещение транзитов  нефти и нефтепродуктов по территории Республики Беларусь магистральными нефтепроводами.

Кроме того, из состава налоговой  системы  исключаются два самостоятельных  платежа путём включения сбора  при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ в состав экологического налога и сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств нашей страны по  территориям иностранных государств – в состав государственной пошлины.

Всего в результате вносимых изменений отменяются пять обязательных платежей, а два самостоятельных  платежа переводятся в состав экологического налога и государственной  пошлины.

С целью совершенствования  порядка исчисления и уплаты налогов  и сборов (пошлин) изменяется порядок  уплаты налога на прибыль путём перехода на представление налоговой декларации по налогу на прибыль один раз в  год с уплатой этого налога один раз в квартал. Кроме того, расширяются возможности применения налоговой льготы по направляемой на капитальные вложения прибыли. В  частности, при осуществлении инвестиций прибыль будет освобождаться  от увязки с использованием амортизационного фонда, как это и производилось  до настоящего времени. Плательщиками  предоставляются права уплаты НДС  и представления налоговых деклараций (расчётов) по данному налогу ежеквартально вне зависимости от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Плательщики также имеют право принятия к вычету в течение календарного года сумм «входного» НДС уплаченного при осуществлении капиталовложений и реализации инвестиционных проектов; исключается их обязанность по уплате текущих платежей по НДС и акцизам в течение отчётного периода.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов государства