Формирование и использование финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также приоритетные направления на современном этапе в бюджетной политике государства.

Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность финансов как экономической категории.
2. Изучение экономической природы финансовых ресурсов.
3. Исследовать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, в данном случае рассмотреть источники формирования государственного бюджета.
4. Рассмотреть состояние доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Финансовые ресурсы как материальные носители финансов .……...4
Финансы как экономическая категория……...………………………..4
1.2 Экономическая природа финансовых ресурсов………………………9
2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов……….………………………………………………………………..13
2.1 Источники формирования государственного бюджета……………...13
2.2 Бюджетное финансирование…………………………………………...15
3. Современная политика государства в области формирования и использования финансовых ресурсов………………………………………...20
3.1 Доходы государственного бюджета ………...….……………………..20
3.2 Приоритеты финансирования из государственного бюджета……….24
Заключение ……………………………………………………………………..34
Список использованных источников …………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая теория финансов.....docx

— 74.17 Кб (Скачать)

Контрольная фикция связана, с распределением ВВП по соответствующим фондам, их расходованием по целевому назначению, проверкой соблюдения законодательства в сфере финансов, а также своевременности и полноты выполнения всевозможных финансовых обязательств (перед бюджетом и внебюджетными фондами, налоговой службой, кредитными учреждениями, страховыми компаниями и т.д.).

В зарубежной литературе сущность финансов трактуется в настоящее время по-иному. В одной из последних работ лауреата Нобелевской премии Роберта К. Мертона, называемого в мировой финансовой науке И. Ньютоном современной финансовой теории, категория «финансы» представляет «экономическое явление, связанное с распределением недостаточных денежных средств во времени и в условиях неопределенности». При этом финансовая теория базируется на трех аналитических блоках: оптимизация использования денежных средств с учетом фактора времени, оценка стоимости активов и управление риском. Главная функция финансов заключается в удовлетворении жизненных потребностей людей, для реализации которой и существуют субъекты экономической деятельности.[4,c. 12–14]

 

1.2     Экономическая  природа финансовых ресурсов

 

Финансовые ресурсы — это  фонды денежных средств, находящиеся  в распоряжении государства, хозяйствующих  субъектов и населения, формирующиеся  в процессе распределения и перераспределения  части стоимости валового внутреннего  продукта, главным образом чистого  дохода в денежной форме, и предназначенные  для обеспечения расширенного воспроизводства  и общегосударственных потребностей.Так государству ресурсы нужны для финансирования различных государственных расходов, таких как социальные расходы, поддержка экономики и многое другое. Чем эффективнее работают субъекты хозяйствования, тем больше ресурсов получает государство. И при эффективном использовании этих ресурсов в стране улучшается инфраструктура, качество жизни и т.д. Предприятия также должны иметь финансовые ресурсы прежде всего для инвестиционной деятельности.

 

Чистый доход в составе валового внутреннего продукта является основным источником формирования финансовых ресурсов. В процессе распределения и перераспределения  части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. [5, с. 31]

Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство  сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся в  распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне  и используются на затраты по расширению производства.За счет децентрализованных финансовых ресурсов финансируются:

•     расширение оборотных  средств;

•     техническое перевооружение;

•     капитальные вложения;

•     мероприятия по охране природы и т.д. [5, с. 32]

Второй но величине источник формирования децентрализовании финансовых ресурсов — амортизационные отчисления — образуется за счет стоимости основных производственных фондов. Долговременный характер замещения изношенных основных фондов накладывает отпечаток на амортизационные отчисления: в отличие от других элементов финансовых ресурсов они в большей мере выполняют функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через длительный период, то оно осуществляется на принципиально новой технической основе.

В формировании децентрализованных финансовых ресурсов также  участвуют заемные  и привлеченные средства (кредиты  банка, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, операций с другими ценными бумагами, и  др.).Другая часть чистого дохода в соответствии с сущностью финансов служит основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов, которые являются основой финансового  обеспечения общегосударственных  потребностей, отражающих макроэкономический уровень.

 

В то время как децентрализованные финансовые ресурсы представляют главную  форму обеспечения расширенного воспроизводства непосредственно  хозяйствующих субъектов, то централизованные финансовые ресурсы являются результатом  перераспределения главным образом  чистого дохода через налоговые  и неналоговые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли  — обусловливает высокие или  низкие темпы роста финансовых ресурсов.

Источники, за счет которых формируются  централизованные фонды финансовых ресурсов, - это также отчисления хозяйствующих субъектов органам  государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в целевые бюджетные фонды (дорожный фонд, фонд занятости и др.).

На пополнение централизованных финансовых ресурсов идет часть национального  богатства, вовлекаемая в хозяйственный  оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносителей, за счет поступлений  от внешнеэкономической деятельности и др.), а также средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и  т.д. Незначительную часть централизованных финансовых ресурсов составляют поступления  от населения (налоги, сборы, доходы от займов и лотерей и др.).Основная часть финансовых ресурсов аккумулируется в централизованном фонде финансовых ресурсов государства — государственном  бюджете. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует ведению единой финансовой политики, обеспечивает возможность финансирования важнейших общегосударственных  программ. Финансовые ресурсы направляются на развитие реального сектора экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение, на финансирование обороны, правоохранительных органов  и государственного управления, выплату  страховых сумм по всем видам имущественного и личного страхования и др.

Формирование как децентрализованных, так и централизованных фондов финансовых ресурсов государства является результатом  расщепления и последующего распределения  чистого дохода, создаваемого в сфере  материального производства. Корни и истоки формирования этих групп фондов едины — чистый доход, его первичное распределение и последующее перераспределение.

Из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что финансовые ресурсы  играют огромную роль в хозяйственной  жизни как государства в целом, так и отдельных хозяйствующих  субъектов. Централизованные фонды  как правило подразумевают концентрацию капитала в государственном бюджете, а децентрализованные – в фондах предприятия.[6, c. 36]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов

 

2.1   Источники формирования государственного бюджета

 

 

Финансовая база государственного бюджета формируется за счет установленных источников доходов, которыеизначально образуются из национального дохода. Часть последнего в процессе распределения и перераспределения аккумулируется в централизованном фонде государства.

По экономическому содержанию доходы бюджета — это денежные поступления, которые централизуются в государственном бюджете в результате изъятия части доходов хозяйствующих субъектов и населения, а также посредством взимания установленных платежей и сборов.

В процессе мобилизации бюджетных  ресурсов реализуются фискальная, регулирующая и контрольная функции.

Фискальная функциязаключается в обязательном аккумулировании денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных потребностей.

Регулирующая функцияпроявляется в воздействии государства на общественные процессы в ходе изъятия платежей в бюджет посредством регулирования рентабельности отдельных субъектов, а также стимулирования развития приоритетных отраслей хозяйства. Эти  и  другие задачи реализуются при определении объема  и  структуры доходов и методов их изъятия и предоставления льгот.

Поскольку изъятие и  перечисление установленных законом платежей носят обязательный характер, то данному процессу сопутствует постоянный контрольза правильностью исчисления и своевременностью погашения финансовых обязательств передгосударством.

Источники доходов бюджета  отличаются многообразием и группируются по ряду классификационных критериев.

По методу аккумуляции  доходов:

• обязательные платежи (налоги; сборы);

• необязательные платежи (займы, пожертвования, лотерейные доходы и др.).

По типу плательщика:

• юридические лица;

• физические лица;

По источнику доходов:

• прибыль, доход  хозяйствующих  субъектов;

• имущество субъектов  хозяйствования, граждан и государства;

• личные доходы граждан;

• штрафы, удержания.

По характеру поступления  платежей:

• текущие (безвозмездные  потоки средств, поступающие в виде налогов и сборов, социальных отчислений и поступлений от внешнеэкономической  деятельности);

• капитальные доходы (налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов, капитальные трансферты и т.п.).

По территориальной принадлежности:

• доходы республиканского значения;

• доходы местных бюджетов.

Представленная классификация  в обобщенной форме характеризует  доходы государственного бюджета в  соответствии с их социально-экономическим содержанием. В каждую из перечисленных групп входит множество различных видов платежей, которые детализируются в бюджетной классификации, утвержденной Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 5 мая 1998 г. № 158-3. В соответствии с данным законом классификация доходов представляет собой систематизированную группировку доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, основавшую на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Классификация доходов по подгруппам, видам, разделам и подразделам утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.

Классификация доходов по группамвключает:

• налоговые доходы;

• взносы на государственное  социальное страхование;

• неналоговые доходы;

• безвозмездные поступления.

Конкретизация этих групп  осуществляется в пределах следующих  подгрупп:

• налоги на доходы и прибыль;

• налоги на товары;

• налоги на отдельные товары (продукцию);

:налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности;

•доходы от предпринимательской  деятельности;

• штрафы, удержания;

• доходы от реализации государственного имущества;

В каждой из подгрупп выделяются отдельные виды доходов и сборов, например, налог на прибыль, НДС, акцизы и  т.п. Объём доходов бюджета  и их структура во многом зависят  от конкретной экономической ситуации в стране, содержания финансовой политики государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования и населения. Укрепление доходной части бюджета  в основном зависит от  динамичного  развития экономики страны, повышения  благосостояния населения, а также  от результативной деятельности органов  государственной власти. Важное значение имеет и совершенствование механизма  определения и изъятия обязательных платежей в бюджет. Сокращение числа  последних должно стимулировать  деловую активность товаропроизводителей и оптимизировать налоговую нагрузку. Повышение устойчивости финансовой базы бюджета обеспечивает расширение его возможностей в развитии экономики  и социально – культурной сферы. [7, c.37 – 41]

 

2.2  Бюджетное  финансирование

 

Бюджетное финансирование –  сумма предоставления денежных средств  предприятиям, организациям, учреждениям  на проведение мероприятий, предусмотренных  бюджетом.

Важную роль в организации  системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования:

1. Получение максимального  эффекта при минимальных затратах. Бюджетные средства должны предоставляться  лишь при условии обеспечения  наибольшей результативности от  их использования. Этот эффект  может выражаться, с одной стороны,  в решении различных задач  социально-экономического развития  страны, а с другой – в обратном  притоке в бюджет денежных  средств за счет роста доходов  получателей бюджетных ассигнований;

2. Целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Юридические  лица получают средства из  бюджета только на основе утвержденного  бюджета, причем на заранее  обусловленные цели. Строгое соблюдение  этого принципа препятствует  неэффективному использованию бюджетных  ассигнований;

3. Предоставление бюджетных  средств в меру выполнения  производственных и других показателей  и с учетом использования ранее  отпущенных ассигнований. Зависимость  бюджетного финансирования от  выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

4. Безвозвратность бюджетных  ассигнований. Предоставление средств  без условия их обязательного  возврата в государственный бюджет.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов государства