Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:10, курсовая работа
Цель работы – изучение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также приоритетные направления на современном этапе в бюджетной политике государства.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность финансов как экономической категории.
2. Изучение экономической природы финансовых ресурсов.
3. Исследовать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, в данном случае рассмотреть источники формирования государственного бюджета.
4. Рассмотреть состояние доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь.
Введение ………………………………………………………………………..3
Финансовые ресурсы как материальные носители финансов .……...4
Финансы как экономическая категория……...………………………..4
1.2 Экономическая природа финансовых ресурсов………………………9
2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов……….………………………………………………………………..13
2.1 Источники формирования государственного бюджета……………...13
2.2 Бюджетное финансирование…………………………………………...15
3. Современная политика государства в области формирования и использования финансовых ресурсов………………………………………...20
3.1 Доходы государственного бюджета ………...….……………………..20
3.2 Приоритеты финансирования из государственного бюджета……….24
Заключение ……………………………………………………………………..34
Список использованных источников …………………………………………35
Контрольная фикция связана, с распределением ВВП по соответствующим фондам, их расходованием по целевому назначению, проверкой соблюдения законодательства в сфере финансов, а также своевременности и полноты выполнения всевозможных финансовых обязательств (перед бюджетом и внебюджетными фондами, налоговой службой, кредитными учреждениями, страховыми компаниями и т.д.).
В зарубежной литературе сущность финансов трактуется в настоящее время по-иному. В одной из последних работ лауреата Нобелевской премии Роберта К. Мертона, называемого в мировой финансовой науке И. Ньютоном современной финансовой теории, категория «финансы» представляет «экономическое явление, связанное с распределением недостаточных денежных средств во времени и в условиях неопределенности». При этом финансовая теория базируется на трех аналитических блоках: оптимизация использования денежных средств с учетом фактора времени, оценка стоимости активов и управление риском. Главная функция финансов заключается в удовлетворении жизненных потребностей людей, для реализации которой и существуют субъекты экономической деятельности.[4,c. 12–14]
1.2 Экономическая природа финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы — это
фонды денежных средств, находящиеся
в распоряжении государства, хозяйствующих
субъектов и населения, формирующиеся
в процессе распределения и
Чистый доход в составе
Часть чистого дохода направляется
на расширенное воспроизводство
сферы материального
• расширение оборотных средств;
• техническое перевооружение;
• капитальные вложения;
• мероприятия по охране природы и т.д. [5, с. 32]
Второй но величине источник формирования децентрализовании финансовых ресурсов — амортизационные отчисления — образуется за счет стоимости основных производственных фондов. Долговременный характер замещения изношенных основных фондов накладывает отпечаток на амортизационные отчисления: в отличие от других элементов финансовых ресурсов они в большей мере выполняют функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через длительный период, то оно осуществляется на принципиально новой технической основе.
В формировании децентрализованных финансовых
ресурсов также участвуют заемные
и привлеченные средства (кредиты
банка, кредиторская задолженность, средства,
полученные от выпуска акций, операций
с другими ценными бумагами, и
др.).Другая часть чистого дохода
в соответствии с сущностью финансов
служит основным источником формирования
централизованных финансовых ресурсов,
которые являются основой финансового
обеспечения
В то время как децентрализованные
финансовые ресурсы представляют главную
форму обеспечения расширенного
воспроизводства
Источники, за счет которых формируются
централизованные фонды финансовых
ресурсов, - это также отчисления
хозяйствующих субъектов
На пополнение централизованных финансовых
ресурсов идет часть национального
богатства, вовлекаемая в хозяйственный
оборот (от продажи золотого запаса
страны, энергоносителей, за счет поступлений
от внешнеэкономической
Формирование как
Из всего вышесказанного можно
сделать вывод, что финансовые ресурсы
играют огромную роль в хозяйственной
жизни как государства в целом,
так и отдельных хозяйствующих
субъектов. Централизованные фонды
как правило подразумевают
2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов
2.1 Источники формирования государственного бюджета
Финансовая база государственного бюджета формируется за счет установленных источников доходов, которыеизначально образуются из национального дохода. Часть последнего в процессе распределения и перераспределения аккумулируется в централизованном фонде государства.
По экономическому содержанию доходы бюджета — это денежные поступления, которые централизуются в государственном бюджете в результате изъятия части доходов хозяйствующих субъектов и населения, а также посредством взимания установленных платежей и сборов.
В процессе мобилизации бюджетных ресурсов реализуются фискальная, регулирующая и контрольная функции.
Фискальная функциязаключается в обязательном аккумулировании денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных потребностей.
Регулирующая
Поскольку изъятие и перечисление установленных законом платежей носят обязательный характер, то данному процессу сопутствует постоянный контрольза правильностью исчисления и своевременностью погашения финансовых обязательств передгосударством.
Источники доходов бюджета отличаются многообразием и группируются по ряду классификационных критериев.
По методу аккумуляции доходов:
• обязательные платежи (налоги; сборы);
• необязательные платежи (займы, пожертвования, лотерейные доходы и др.).
По типу плательщика:
• юридические лица;
• физические лица;
По источнику доходов:
• прибыль, доход хозяйствующих субъектов;
• имущество субъектов хозяйствования, граждан и государства;
• личные доходы граждан;
• штрафы, удержания.
По характеру поступления платежей:
• текущие (безвозмездные потоки средств, поступающие в виде налогов и сборов, социальных отчислений и поступлений от внешнеэкономической деятельности);
• капитальные доходы (налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов, капитальные трансферты и т.п.).
По территориальной
• доходы республиканского значения;
• доходы местных бюджетов.
Представленная классификация в обобщенной форме характеризует доходы государственного бюджета в соответствии с их социально-экономическим содержанием. В каждую из перечисленных групп входит множество различных видов платежей, которые детализируются в бюджетной классификации, утвержденной Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 5 мая 1998 г. № 158-3. В соответствии с данным законом классификация доходов представляет собой систематизированную группировку доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, основавшую на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Классификация доходов по подгруппам, видам, разделам и подразделам утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.
Классификация доходов по группамвключает:
• налоговые доходы;
• взносы на государственное социальное страхование;
• неналоговые доходы;
• безвозмездные поступления.
Конкретизация этих групп осуществляется в пределах следующих подгрупп:
• налоги на доходы и прибыль;
• налоги на товары;
• налоги на отдельные товары (продукцию);
•:налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности;
•доходы от предпринимательской деятельности;
• штрафы, удержания;
• доходы от реализации государственного имущества;
В каждой из подгрупп выделяются
отдельные виды доходов и сборов,
например, налог на прибыль, НДС, акцизы
и т.п. Объём доходов бюджета
и их структура во многом зависят
от конкретной экономической ситуации
в стране, содержания финансовой политики
государства и финансовой устойчивости
субъектов хозяйствования и населения.
Укрепление доходной части бюджета
в основном зависит от динамичного
развития экономики страны, повышения
благосостояния населения, а также
от результативной деятельности органов
государственной власти. Важное значение
имеет и совершенствование
2.2 Бюджетное финансирование
Бюджетное финансирование – сумма предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Важную роль в организации системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования:
1. Получение максимального
эффекта при минимальных
2. Целевой характер
3. Предоставление бюджетных
средств в меру выполнения
производственных и других
4. Безвозвратность бюджетных
ассигнований. Предоставление средств
без условия их обязательного
возврата в государственный
Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов государства