Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:32, реферат
Фонды финансовых ресурсов. Основные направления использования финансовых ресурсов государства. Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.
1.1. Финансовые ресурсы.
Фонды финансовых ресурсов являются объективно необходимым условием осуществления процесса расширенного воспроизводства на всех его стадиях и во всех формах. При перемещении финансовых ресурсов они отделяются от материальных ценностей. Однако движение материальных ценностей всегда предшествует движению финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения стоимости общественного продукта в денежной форме и предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса и удовлетворения общегосударственных потребностей..
Необходимо заметить, что структура финансовых ресурсов не совпадает со структурой общегосударственного продукта по его стоимости, т.е. элементы стоимости общественного продукта («с», «V», «т») не являются одновременно элементами финансовых ресурсов общества. Дело в том, что: 1) элемент "V", -представляющий фонд оплаты труда, образует финансовые ресурсы общество только в той части, которая перераспределяется и направляется в бюджет и государственные внебюджетные фонды; 2) элемент «с» (перенесенная стоимость средств и орудий труда, равная величине их износа)- отражает финансовые ресурсы только в той части, которая представлена амортизационными отчислениями, а не материальными затратами; 3) элемент "т" (стоимость прибавочного продукта, т. е. чистый доход) - полностью входит в состав финансовых ресурсов.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что преимущественная часть финансовых ресурсов является денежным выражением стоимости чистого дохода, созданного в государстве. Это - прибыль, сборы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонд содействия занятости, во внебюджетные фонды местного самоуправления, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Вторая часть финансовых ресурсов является частью фонда потребления, который перераспределяется с помощью финансов. Сюда входят прямые и косвенные налоги с населения, в том числе подоходный налог с граждан, налог на промысел, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств, местные налоги и сборы.
Третью часть финансовых ресурсов представляют различные отчисления, включаемые в себестоимость продукции. Это - амортизационные отчисления, отчисления на геологоразведочные работы, плата за воду и др.
Финансовые ресурсы общества разделяются на централизованные (т.е. государственные) и децентрализованные (финансовые ресурсы первичных хозяйствующих звеньев). Соотношение между ними зависит от того, как формируются финансовые ресурсы на микроуровне (например, как распределяется прибыль предприятия) и на макроуровне (например, сколько налоговых платежей и отчислений уплачивают хозяйствующие субъекты, юридические и физические лица и т. п.).
На макроуровне финансовые ресурсы - это денежные фонды, которые формируются в процессе распределения и использования ВВП за определенный период времени. На микроуровне финансовые ресурсы - это аккумулированные предприятием из различных источников денежные средства, поступающие в его обращение и предназначенные для покрытия потребностей предприятия
К государственным финансовым ресурсам относятся ресурсы бюджетной системы, ресурсы государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов местного самоуправления, а также ресурсы государственных финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных кредитных учреждений).
1.2. Основными направлениями использования финансовых ресурсов государства являются:
• расходы на развитие народного хозяйства, его структурное преобразование;
• финансирование учреждений социальной сферы;
• социальная защита населения;
• внешнеэкономическая деятельность;
• охрана окружающей среды;
• управление;
• оборона страны;
• формирование материальных и финансовых резервов;
• другие направления.
Основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном исчислении является чистый доход хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, за счет которого формируются финансовые ресурсы, как самого субъекта хозяйствования, так и государства
1.3. Источники формирования финансовых ресурсов государства:
1. Национальный доход.
2. Амортизационный фонд.
3. Отчисление предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, другие внебюджетные фонды.
4. Национальное богатство, которое вовлеченное в хозяйственный оборот ( продажа золотого запаса страны, энергоносителей и т.п.).
5. Поступление от внешнеэкономической деятельности государства, а также уступка от продажи государственных ценных бумаг.
6. Уступка от населения в виде уплаты налогов, проводка лотерей, доходы от предоставления займов.
7. Кредитные ресурсы национального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за национальным банком в виде уставного, резервного и других фондов.
Основные направления использования финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства:
- развитие народного хозяйства, его структурная перестройка;
- финансирование заведений социальной сферы;
- социальная защита населения;
- охрана окружающей среды;
- управление;
- оборона страны;
- создание материальных и финансовых резервов и т.п.
Одним из элементов финансовых ресурсов есть финансовые резервы, которые представляют собой денежные средства, которые сознательно отвлекаются из хозяйственного оборота и предназначенные для использования в случаях сбоев в процессах общественног овоспроизведения
2. Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы:
2.1Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
Основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном исчислении является чистый доход хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности (предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей).
Ранее основными формами выражения чистого дохода предприятий выступали: налог с оборота и прибыль. Прибыль по существу являлась единственным источником платежей в бюджет (вместе с налогом с оборота).
С переходом хозяйствующих субъектов на налоговые отношения с бюджетом соответственно видоизменились и появились новые формы выражения чистого дохода:
во-первых, различные источники платежей в бюджет в форме налогов (одни из них включаются в цену продукции и услуг, другие — налоги — в себестоимость продукции, третьи выплачиваются из прибыли. Все эти платежи в бюджет из чистого дохода являются частью централизованных финансовых ресурсов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами);
во-вторых, не налоговые платежи и отчисления во внебюджетные фонды (социальной защиты населения; содействия занятости; дорожный фонд; централизованные инвестиционные фонды министерств и ведомств; специальные отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции; охраны природы и др. Названные не налоговые платежи и отчисления во внебюджетные фонды также являются частью централизованных финансовых ресурсов, которые уплачиваются хозяйствующими субъектами);
в-третьих, фонд обязательного государственного имущественного и личного страхования, также относящийся к централизованным финансовым ресурсам (его формируют хозяйствующие субъекты из своих доходов по установленным нормативам);
в-четвертых, часть доходов (в основном в форме прибыли) на расширенное воспроизводство самих хозяйствующих субъектов. (Надо отметить, что из этой части доходов по действующему положению также уплачиваются налоги в бюджет.)
Отсюда следует, что основным источником формирования перечисленных финансовых ресурсов являются доходы или выручка хозяйствующих субъектов, т. е. та ее часть, которая не имеет соответствующей материально-вещественной основы и является вновь созданной стоимостью, обособленной и самостоятельной категорией, выступающей в форме чистого дохода (т). С теоретических позиций все перечисленные направления формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов являются элементами чистого дохода.
В практике хозяйствования из-за отсутствия методологии и основанной на ней методики расчета чистый доход не находит отражения в бухгалтерской отчетности и статистической информации. Значительная часть элементов чистого дохода находит свое выражение в себестоимости продукции (большинство налогов, отчисления в фонд социальной защиты, органам Госстраха и т. д.). Три из четырех перечисленных направлений использования чистого дохода хозяйствующих субъектов являются источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов. И лишь та часть чистого дохода, которая представлена прибылью (за исключением налогов, уплачиваемых из прибыли), обеспечивает расширенное воспроизводство самого хозяйствующего субъекта.
Следовательно, можно определить чистый доход как основную исходную финансовую клеточку, конкретизировать ее количественные параметры и использовать их в качестве основы для составления баланса финансовых ресурсов на микро- и макроуровнях.
Отсюда вытекает теоретический вывод, имеющий практическое значение: процесс первичного распределения происходит в сфере материального производства, там же создается чистый доход — основной источник создания национального богатства и исходная база для его перераспределения и формирования доходной части бюджета, внебюджетных фондов и др. Нынешний этап развития экономики характеризуется главным образом перераспределением финансовых ресурсов, не созданных в сфере материального производства, и соответственно усилием кризисных явлений в экономике, инфляцией.
2.2. Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы (представляющие макроуровень), поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права и доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).
Особое значение в системе дифференцированных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего на инвестиционные цели.
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
- собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
- заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур;
- ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).
Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальные кредиты. Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.