Формирование и использование финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также приоритетные направления на современном этапе в бюджетной политике государства.

Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность финансов как экономической категории.
2. Изучение экономической природы финансовых ресурсов.
3. Исследовать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, в данном случае рассмотреть источники формирования государственного бюджета.
4. Рассмотреть состояние доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Финансовые ресурсы как материальные носители финансов .……...4
Финансы как экономическая категория……...………………………..4
1.2 Экономическая природа финансовых ресурсов………………………9
2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов……….………………………………………………………………..13
2.1 Источники формирования государственного бюджета……………...13
2.2 Бюджетное финансирование…………………………………………...15
3. Современная политика государства в области формирования и использования финансовых ресурсов………………………………………...20
3.1 Доходы государственного бюджета ………...….……………………..20
3.2 Приоритеты финансирования из государственного бюджета……….24
Заключение ……………………………………………………………………..34
Список использованных источников …………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая теория финансов.....docx

— 74.17 Кб (Скачать)

Расходы республиканского бюджета  на образование прогнозируются в  сумме 2143 млрд руб., или 5,4 % его расходов. С учетом расходов местных бюджетов размер запланированных  бюджетных  средств на образование возрастает до 11015 млрд руб., т.е. в 5,1 раза.

В области финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета на 2011 г. запланированы в  размере 1572 млрд руб., что составляет 20,2 % от общего объема ассигнований на здравоохранение. Основным источником расходов на здравоохранение являются местные бюджеты— 6209 млрд руб.

В основу формирования расходов на здравоохранение положен минимальный  норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по Республике Беларусь в сумме 816 642 руб., по местным бюджетам соответственно— 591 884 руб.

Расходы республиканского бюджета  по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» предусматриваются  в сумме 740 млрд руб., или 1,9 % от его  объема. С учетом расходов местных  бюджетов общий объем финансирования по данному разделу составит 2032 млрд руб.

В 2011 г. на поддержку отраслей национальной экономики из средств  республиканского бюджета запланировано  выделение 7230 млрд руб., что является на 17,0 % ниже уровня 2010 г. и 43,0 % — 2009 г. Удельный вес расходов бюджета на национальную экономику уменьшился с 40,2 % в 2009 г. до 27,1 % и 18,2 % соответственно в 2010 и 2011 гг.

Наибольший удельный вес  в структуре расходов на национальную экономику занимают ассигнования на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность. На данное направление в 2011 г. из средств республиканского бюджета выделяется 3294 млрд руб., что составляет 45,6 % от суммы, направляемой на национальную экономику, и 8,3 % от объема республиканского бюджета.

Значительная часть указанных  средств (1461 млрд руб., или 44,4 %) предусматривается  на льготирование процентов по кредитам, полученным организациями Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Часть средств — 1250 млрд руб. (37,9 %) запланирована на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, из которых 610 млрд руб. запланировано  на субсидиидля снижения цен на сельхозтехнику, поставляемую на условиях лизинга.

В 2011 г. расходы республиканского бюджета на финансирование промышленности, строительства и архитектуры  прогнозируются в сумме 980 млрд руб., что составляет 75,5 % к уровню 2010 г. и 81,9 % — к 2009 г. Удельный вес ассигнований по данному подразделу в расходах республиканского бюджета предусматривается  соответственно 2,5,4,0 и 3,8 %, т.е. в 2011 г. на 1,5 процентных пункта ниже уровня предыдущего  года и на 1,3 процентных пункта —2009 г.

Существенную часть из этих средств (З64.млрд руб., или 37,1 %) в  текущем году предполагается направить  на государственную поддержку юридическим  лицам отраслей промышленности, строительства  и архитектуры в виде возмещения части процентов по предоставленным  банками кредитам.

На дорожное хозяйство  в 2011 г. выделяется  1247 млрд руб., или 3,2 % к объему средств республиканского бюджета, в том числе на финансирование строительства и реконструкции  республиканских автомобильных  дорог — 251 млрд руб. (20,1 % от объема названных  ассигнований).

Что же касается выделения  бюджетных ассигнований на другие отрасли  экономики, то следует отметить, что  финансирование их планируется в  небольших размерах. Так, в 2011 г. на транспорт  запланировано 381 млрд руб., лесное хозяйство  и связь 324 млрд руб. и 150 млрд руб., или  соответственно 1,0,0,8 и 0,4 % от расходов республиканского бюджета.

Исходя из изложенного, следует  заметить, что незначительное бюджетное  финансирование ряда отраслей материального  производства в условиях перехода к  рыночной экономике и ограниченности бюджетных средств является вполне обоснованным и закономерным. Ориентация отраслей экономики только на возможности  бюджета недопустима. В первую очередь  бюджетные ассигнования должны выделяться на финансирование особо важных объектов производственного назначения, ориентированных  на выпуск конкурентной по качеству и  цене продукции, решение проблем  импортозамещения и энергосбережения, разработку и внедрение новых прогрессивных технологий.

На национальную оборону  из средств республиканского бюджета  в 2011 г. направляется 2098 млрд руб., что  составляет 5,3 % от объема его расходов. На судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности выделяется соответственно 3817 млрд руб., или 9,6 %. При этом удельный вес расходов на силовые структуры запланирован несколько выше уровня 2010 г., в том  числе на национальную оборону —  на 0,6 процентных пункта, на судебную власть, правоохранительную деятельность и  обеспечение безопасности — на 1,2 процентных пункта. Увеличение расходов по данным направлениям обусловлено  главным образом прогнозируемым ростом средств на выплату денежного  довольствия военнослужащим, заработной платы рабочим и служащим, начислениями на нее.

На охрану окружающей среды  в республиканском бюджете предусмотрено 308 млрдруб:; или 0,8 % его расходов на 2011г.

С учетом средств местных  бюджетов общая величина расходов на эти цели возрастает до 586 млрд руб.

Ассигнования республиканского бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство определены в размере 42 млрд руб. (0,1 %). Основной объем расходов приходится на местные  бюджеты — 3761 млрд руб.

Таким образом, темпы роста  доходов (116,9 %) и расходов (123,3 %) республиканского бюджета в 2011 г. по отношению к  ожидаемому исполнению бюджета в 2010 г. значительно превышают индекс роста потребительских цен (инфляции) в среднем на 2011 г. (108 %), что указывает  на реальный прогнозируемый рост показателей  бюджета.[14]

Финансирование дефицита республиканского бюджета в 2011 г. предусматривается  как за счет внутренних (3381 млрд руб.), так и внешних источников (2619 млрд руб., что эквивалентно 826 млн долл. США).

.Внутренние источники  финансирования дефицита бюджета  предусматриваются за счет эмиссии  и размещения государственных  ценных бумаг на внутреннем  рынке в размере 263 млрд руб.  Погашение основного долга по  этим источникам предусматривается  в объеме 163 млрд  руб. Чистое  сальдо по привлечению государственных  ценных бумаг в 2011 г. будет  равно 100 млрд руб.

Погашение основного долга  по кредитам Национального банка  в рамках реализации совместного  постановления Совета Министров  Республики Беларусь и Национального  банка Республики Беларусь от 25 августа 2004 г. № 1014/17 «О реструктуризации задолженности  Правительства Республики Беларусь по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, в государственные долгосрочные облигации», отнесенным на внутренний государственный долг, планируется в размере 100 млрд руб.

Поступления от реализации принадлежащего государству имущества, в том числе акций, направляемые на внутренне финансирование дефицита, прогнозируются в размере 17,2 млрд руб.

Средства государственного целевого бюджетного фонда национального  развития в объеме 656 млрд руб. аккумулированы во внутренних источниках финансирования дефицита бюджета (в изменении остатков средств бюджета).

Кроме того, в источниках внутреннего финансирования резервируются  средства на выполнение гарантийных  обязательств Правительства Республики Беларусь по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками страны, в размере 844 млрд руб.

Расходы на погашение кредитов международных финансовых организаций  в 2011 г. возрастут по сравнению с  предыдущим годом на 2,9 млн долл. США и составят 3,9 млн долл. США, что эквивалентно 12,5 млрд  руб.

За счет выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных  ценных бумаг в 2011 г. предусматривается  привлечь 1000 млн долл. США (3170 млрд руб.). На осуществление платежей Правительства  страны в качестве гаранта по погашению  и обслуживанию внешних займов запланировано 24 млрд руб. (7,6 млн долл. США). Возврат  выплаченных Правительством средства счет исполнения гарантий по внешним  займам ожидается в размере 5,1 млрд руб.

Таким образом общее положительное  сальдо чистого внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета  предусматривается в сумме 2619 млрд  руб., что эквивалентно  826,3 млн  долл. США.

Согласно Закону лимит  внутреннего государственного долга  Республики Беларусь утверждается в  размере 4 трлн руб.; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, устанавливается в объеме 20 трлн руб.; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь утверждается в объеме 13 млрд долл. США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, устанавливается в размере - 5 млрд долл. США. [15]

На основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и  г. Минска Министерством финансов составляется проект консолидированного бюджета  Республики Беларусь.

Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2011 г. определены по доходам в объеме 54 530 млрд руб. (27,3 % ВВП), по расходам — 60 530 млрд руб. (30,3 % ВВП), дефициту — (-6000) млрд руб. (-3,0 % ВВП).

В общей сумме доходов  консолидированного бюджета налоговые  доходы составляют 49 563 млрд руб. (90,9 %), неналоговые доходы — 4800 млрд руб. (8,8 %), безвозмездные поступления — 168 млрд руб. (0,3 %).

Основными источниками формирования доходов консолидированного бюджета  являются такие налоги, как НДС, —19139 млрд руб. (35,1 % от доходов бюджета), налоговые  доходы от внешней экономической  деятельности — 7264 млрд руб. (13,3 %), в  том числе таможенные c6op) ввозные  таможенные пошлины — 4892 млрд руб. (9,0 %), налог на прибыль — 6663 млрд руб. (12,2 %), подоходный налог — 5482 млрд руб. (10,1 %), акцизы — 5370 млрд  руб. (9,8 %).  Для консолидированного бюджета  Республики  Беларусь на 2011 г., равно  как и предыдущие годы, характерна социально ориентированная направленность его расходов. Так, в социальную сферу  страны из средств консолидированного бюджета предусматривается направить 27 353 млрд руб., или 45.2 % всех его расходов (без различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.). Наибольшую долю в расходах бюджета  среди отраслей социальной сферы  занимает образование (18,2 % от расходов консолидированного бюджета). На здравоохранение  запланировано направить 12,9 %, на социальную политику соответственно 10,8 %, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации — 3,3 % средств  бюджета.

На отрасли национальной экономики (с учете целевых бюджетных  фондов) из средств консолидированного бюджета на 2011 г. запланировано выделение 12 280 млрд руб. (20,3 % от расходов бюджета), в том числе на сельское хозяйство,  рыбохозяйственную  деятельность — 6626мл руб. (10,9 %), промышленность, строительств и архитектуру — 1005 млрд руб. (1,7 %), транспорт — 1246 млрд руб. (2,1 %), дорожное хозяйство — 1946 млрд руб. (3,2.%], Топливо и энергетику — 644 млрд руб. (1,1 %).

Ha жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство предусматривается направить 3803 млрд руб., или 6,3 % от средств консолидированного бюджета, на охрану окружающей среды — 586 млрд руб. (1,0 %).   

На финансирование общегосударственной  деятельности в 2011 г. запланировано выделение 10414 млрд  руб., или 17,2 % от расходов бюджета, судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности соответственно — 3993 млрд руб. (6,6 %) и национальной обороны — 2102 млрд руб. (3,5 %).

Таким образом, принятие, республиканского  равно как и местных бюджетов на 2011 г., является важным моментом в  жизни нашей страны, одним из условий  ее успешного социально - экономического развития.[16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансовые ресурсы – это неотъемлемая часть любого государства. Финансы играют огромную роль в хозяйственной жизни как государства в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Централизованные фонды как правило подразумевают концентрацию капитала в государственном бюджете, а децентрализованные – в фондах предприятия.

Чистая прибыль на сегодняшний  день является основным источником пополнения финансовых ресурсов всех уровней. У  предприятий появляется возможность  инвестировать в развитие предприятия  и т.д., а государство в форме  налоговых и других платежей получает средства для дальнейшего их распределения  в экономике страны.

Другим важным централизованным фондом является государственный бюджет. Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики.  Финансовая база государственного бюджета формируется за счет установленных источников доходов, которыеизначально образуются из национального дохода.Источники доходов бюджета отличаются многообразием и группируются по ряду классификационных критериев. Укрепление доходной части бюджета  в основном зависит от  динамичного развития экономики страны, повышения благосостояния населения, а также от результативной деятельности органов государственной власти.

Расходы государственного бюджета  – экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов государства