Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:10, курсовая работа
Цель работы – изучение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также приоритетные направления на современном этапе в бюджетной политике государства.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность финансов как экономической категории.
2. Изучение экономической природы финансовых ресурсов.
3. Исследовать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, в данном случае рассмотреть источники формирования государственного бюджета.
4. Рассмотреть состояние доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь.
Введение ………………………………………………………………………..3
Финансовые ресурсы как материальные носители финансов .……...4
Финансы как экономическая категория……...………………………..4
1.2 Экономическая природа финансовых ресурсов………………………9
2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов……….………………………………………………………………..13
2.1 Источники формирования государственного бюджета……………...13
2.2 Бюджетное финансирование…………………………………………...15
3. Современная политика государства в области формирования и использования финансовых ресурсов………………………………………...20
3.1 Доходы государственного бюджета ………...….……………………..20
3.2 Приоритеты финансирования из государственного бюджета……….24
Заключение ……………………………………………………………………..34
Список использованных источников …………………………………………35
Расходы республиканского бюджета на образование прогнозируются в сумме 2143 млрд руб., или 5,4 % его расходов. С учетом расходов местных бюджетов размер запланированных бюджетных средств на образование возрастает до 11015 млрд руб., т.е. в 5,1 раза.
В области финансирования
здравоохранения расходы
В основу формирования расходов
на здравоохранение положен
Расходы республиканского бюджета по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» предусматриваются в сумме 740 млрд руб., или 1,9 % от его объема. С учетом расходов местных бюджетов общий объем финансирования по данному разделу составит 2032 млрд руб.
В 2011 г. на поддержку отраслей национальной экономики из средств республиканского бюджета запланировано выделение 7230 млрд руб., что является на 17,0 % ниже уровня 2010 г. и 43,0 % — 2009 г. Удельный вес расходов бюджета на национальную экономику уменьшился с 40,2 % в 2009 г. до 27,1 % и 18,2 % соответственно в 2010 и 2011 гг.
Наибольший удельный вес в структуре расходов на национальную экономику занимают ассигнования на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность. На данное направление в 2011 г. из средств республиканского бюджета выделяется 3294 млрд руб., что составляет 45,6 % от суммы, направляемой на национальную экономику, и 8,3 % от объема республиканского бюджета.
Значительная часть указанных
средств (1461 млрд руб., или 44,4 %) предусматривается
на льготирование процентов по кредитам,
полученным организациями Министерства
сельского хозяйства и
Часть средств — 1250 млрд
руб. (37,9 %) запланирована на развитие
сельскохозяйственного
В 2011 г. расходы республиканского бюджета на финансирование промышленности, строительства и архитектуры прогнозируются в сумме 980 млрд руб., что составляет 75,5 % к уровню 2010 г. и 81,9 % — к 2009 г. Удельный вес ассигнований по данному подразделу в расходах республиканского бюджета предусматривается соответственно 2,5,4,0 и 3,8 %, т.е. в 2011 г. на 1,5 процентных пункта ниже уровня предыдущего года и на 1,3 процентных пункта —2009 г.
Существенную часть из
этих средств (З64.млрд руб., или 37,1 %) в
текущем году предполагается направить
на государственную поддержку
На дорожное хозяйство в 2011 г. выделяется 1247 млрд руб., или 3,2 % к объему средств республиканского бюджета, в том числе на финансирование строительства и реконструкции республиканских автомобильных дорог — 251 млрд руб. (20,1 % от объема названных ассигнований).
Что же касается выделения бюджетных ассигнований на другие отрасли экономики, то следует отметить, что финансирование их планируется в небольших размерах. Так, в 2011 г. на транспорт запланировано 381 млрд руб., лесное хозяйство и связь 324 млрд руб. и 150 млрд руб., или соответственно 1,0,0,8 и 0,4 % от расходов республиканского бюджета.
Исходя из изложенного, следует заметить, что незначительное бюджетное финансирование ряда отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной экономике и ограниченности бюджетных средств является вполне обоснованным и закономерным. Ориентация отраслей экономики только на возможности бюджета недопустима. В первую очередь бюджетные ассигнования должны выделяться на финансирование особо важных объектов производственного назначения, ориентированных на выпуск конкурентной по качеству и цене продукции, решение проблем импортозамещения и энергосбережения, разработку и внедрение новых прогрессивных технологий.
На национальную оборону из средств республиканского бюджета в 2011 г. направляется 2098 млрд руб., что составляет 5,3 % от объема его расходов. На судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности выделяется соответственно 3817 млрд руб., или 9,6 %. При этом удельный вес расходов на силовые структуры запланирован несколько выше уровня 2010 г., в том числе на национальную оборону — на 0,6 процентных пункта, на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — на 1,2 процентных пункта. Увеличение расходов по данным направлениям обусловлено главным образом прогнозируемым ростом средств на выплату денежного довольствия военнослужащим, заработной платы рабочим и служащим, начислениями на нее.
На охрану окружающей среды
в республиканском бюджете
С учетом средств местных бюджетов общая величина расходов на эти цели возрастает до 586 млрд руб.
Ассигнования республиканского бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство определены в размере 42 млрд руб. (0,1 %). Основной объем расходов приходится на местные бюджеты — 3761 млрд руб.
Таким образом, темпы роста доходов (116,9 %) и расходов (123,3 %) республиканского бюджета в 2011 г. по отношению к ожидаемому исполнению бюджета в 2010 г. значительно превышают индекс роста потребительских цен (инфляции) в среднем на 2011 г. (108 %), что указывает на реальный прогнозируемый рост показателей бюджета.[14]
Финансирование дефицита республиканского бюджета в 2011 г. предусматривается как за счет внутренних (3381 млрд руб.), так и внешних источников (2619 млрд руб., что эквивалентно 826 млн долл. США).
.Внутренние источники
финансирования дефицита
Погашение основного долга по кредитам Национального банка в рамках реализации совместного постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 25 августа 2004 г. № 1014/17 «О реструктуризации задолженности Правительства Республики Беларусь по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, в государственные долгосрочные облигации», отнесенным на внутренний государственный долг, планируется в размере 100 млрд руб.
Поступления от реализации принадлежащего государству имущества, в том числе акций, направляемые на внутренне финансирование дефицита, прогнозируются в размере 17,2 млрд руб.
Средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития в объеме 656 млрд руб. аккумулированы во внутренних источниках финансирования дефицита бюджета (в изменении остатков средств бюджета).
Кроме того, в источниках внутреннего финансирования резервируются средства на выполнение гарантийных обязательств Правительства Республики Беларусь по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками страны, в размере 844 млрд руб.
Расходы на погашение кредитов международных финансовых организаций в 2011 г. возрастут по сравнению с предыдущим годом на 2,9 млн долл. США и составят 3,9 млн долл. США, что эквивалентно 12,5 млрд руб.
За счет выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в 2011 г. предусматривается привлечь 1000 млн долл. США (3170 млрд руб.). На осуществление платежей Правительства страны в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов запланировано 24 млрд руб. (7,6 млн долл. США). Возврат выплаченных Правительством средства счет исполнения гарантий по внешним займам ожидается в размере 5,1 млрд руб.
Таким образом общее положительное сальдо чистого внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета предусматривается в сумме 2619 млрд руб., что эквивалентно 826,3 млн долл. США.
Согласно Закону лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь утверждается в размере 4 трлн руб.; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, устанавливается в объеме 20 трлн руб.; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь утверждается в объеме 13 млрд долл. США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, устанавливается в размере - 5 млрд долл. США. [15]
На основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска Министерством финансов составляется проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2011 г. определены по доходам в объеме 54 530 млрд руб. (27,3 % ВВП), по расходам — 60 530 млрд руб. (30,3 % ВВП), дефициту — (-6000) млрд руб. (-3,0 % ВВП).
В общей сумме доходов консолидированного бюджета налоговые доходы составляют 49 563 млрд руб. (90,9 %), неналоговые доходы — 4800 млрд руб. (8,8 %), безвозмездные поступления — 168 млрд руб. (0,3 %).
Основными источниками формирования
доходов консолидированного бюджета
являются такие налоги, как НДС, —19139
млрд руб. (35,1 % от доходов бюджета), налоговые
доходы от внешней экономической
деятельности — 7264 млрд руб. (13,3 %), в
том числе таможенные c6op) ввозные
таможенные пошлины — 4892 млрд руб. (9,0
%), налог на прибыль — 6663 млрд руб.
(12,2 %), подоходный налог — 5482 млрд руб.
(10,1 %), акцизы — 5370 млрд руб. (9,8 %).
Для консолидированного бюджета
Республики Беларусь на 2011 г., равно
как и предыдущие годы, характерна
социально ориентированная
На отрасли национальной экономики (с учете целевых бюджетных фондов) из средств консолидированного бюджета на 2011 г. запланировано выделение 12 280 млрд руб. (20,3 % от расходов бюджета), в том числе на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность — 6626мл руб. (10,9 %), промышленность, строительств и архитектуру — 1005 млрд руб. (1,7 %), транспорт — 1246 млрд руб. (2,1 %), дорожное хозяйство — 1946 млрд руб. (3,2.%], Топливо и энергетику — 644 млрд руб. (1,1 %).
Ha жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство предусматривается направить 3803 млрд руб., или 6,3 % от средств консолидированного бюджета, на охрану окружающей среды — 586 млрд руб. (1,0 %).
На финансирование общегосударственной деятельности в 2011 г. запланировано выделение 10414 млрд руб., или 17,2 % от расходов бюджета, судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности соответственно — 3993 млрд руб. (6,6 %) и национальной обороны — 2102 млрд руб. (3,5 %).
Таким образом, принятие, республиканского равно как и местных бюджетов на 2011 г., является важным моментом в жизни нашей страны, одним из условий ее успешного социально - экономического развития.[16]
Заключение
Финансовые ресурсы – это неотъемлемая часть любого государства. Финансы играют огромную роль в хозяйственной жизни как государства в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Централизованные фонды как правило подразумевают концентрацию капитала в государственном бюджете, а децентрализованные – в фондах предприятия.
Чистая прибыль на сегодняшний день является основным источником пополнения финансовых ресурсов всех уровней. У предприятий появляется возможность инвестировать в развитие предприятия и т.д., а государство в форме налоговых и других платежей получает средства для дальнейшего их распределения в экономике страны.
Другим важным централизованным
фондом является государственный бюджет.
Поскольку государственный
Расходы государственного бюджета
– экономические отношения, возникающие
в связи с распределением фонда
денежных средств государства и
его использованием по отраслевому,
целевому и территориальному признакам.
Расходы бюджета – затраты, возникающие
в связи с выполнением
Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов государства