Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:10, курсовая работа
Цель работы – изучение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также приоритетные направления на современном этапе в бюджетной политике государства.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность финансов как экономической категории.
2. Изучение экономической природы финансовых ресурсов.
3. Исследовать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, в данном случае рассмотреть источники формирования государственного бюджета.
4. Рассмотреть состояние доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь.
Введение ………………………………………………………………………..3
Финансовые ресурсы как материальные носители финансов .……...4
Финансы как экономическая категория……...………………………..4
1.2 Экономическая природа финансовых ресурсов………………………9
2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов……….………………………………………………………………..13
2.1 Источники формирования государственного бюджета……………...13
2.2 Бюджетное финансирование…………………………………………...15
3. Современная политика государства в области формирования и использования финансовых ресурсов………………………………………...20
3.1 Доходы государственного бюджета ………...….……………………..20
3.2 Приоритеты финансирования из государственного бюджета……….24
Заключение ……………………………………………………………………..34
Список использованных источников …………………………………………35
Названные изменения налогового законодательства обеспечат упрощение налоговой системы, учёта и отчётности, снижение трудозатрат организаций по осуществлению расчётов с бюджетом, а также позволят улучшить инвестиционную привлекательность Республики Беларусь и т. д. [10]
При расчёта показателей бюджета на 2011 г. за основу были приняты Основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 – 2011 гг.: ВВП – 200 000 млрд руб., инфляция ( индекс роста потребительских цен ( в среднем за год) – 108,0%, среднемесячный размер заработной платы работников бюджетной сферы ( в среднем за год) – 1260 тыс. руб., обменный курс белорусского рубля к доллару США ( в среднем за год) – 3170 руб. за 1 доллар США). Ожидаемое исполнение названных показателей в 2010 г. оценивалось соответственно в 167 020 млрд руб., 109%, 935 тыс. руб . и 3011 руб. за 1 доллар США.
Основные показатели республиканского бюджета на 2011 г. определены: по доходам в объеме 33611 млрд руб. (16,8% ВВП), расходам – 39611 млрд руб. (19,8% ВВП).Предельный уровень дефицита бюджета установлен в размере ( - 6 000) млрд руб., или ( - 3,0 % ВВП).
Формирование доходной части республиканского бюджета осуществляется за счет поступлений от налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений ( табл. 3.1.1).
Темпы роста доходов бюджета в 2011 г. к ожидаемому исполнению предыдущего года прогнозируются на уровне 116,9 % и к 2009 г. – 109,9%. В свою очередь, поступление налоговых доходов по отношению к 2010 и 2009 гг. составляет соответственно 115,7 и 114,2 %, акцизов – 117,1 и 147,6 %. Темпы роста налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за эти годы составляют 1161,8 и 91,1 %; налогов на доходы и прибыль – 66,4 и 80,6%.
Поступление неналоговых доходов в 2011 г. к ожидаемому исполнению 2010 г. запланировано на уровне 128,7 %, в том числе доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, - 145,4 %, из них дивидендов по акциям и доходов от других форм участия в капитале – 166,1 %. По отношению к 2009 г. это составит соответственно 83,6; 95,1 и 93,8 %.
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица изменения |
| ||
2009 г. (отчёт) |
2010 г. (ожидаемое исполнение) |
2011 г. (утвержденное Законом) | |||
1 |
Налоговые доходы |
млрд руб. %,% |
26 279 100,0 |
25 950 98,7 |
30 021 114,2 |
В том числе: | |||||
1.1 |
Налоги на доходы и прибыль |
млрд руб. %,% |
2 881 100,0 |
3 495 121,3 |
2 322 80,6 |
1.1.1 |
Из них налог на прибыль |
млрд руб. %,% |
2 713 100,0 |
3 298 121,6 |
2 315 85,3 |
1.2 |
Налоги на товары (работы,услуги) |
млрд руб. %,% |
12 134 100,0 |
16 122 132,9 |
19 072 157,2 |
Из них: | |||||
1.2.1 |
НДС |
млрд руб. %,% |
8 198 100,0 |
11 356 138,5 |
13 454 164,1 |
1.2.2 |
акцизы |
млрд руб. %,% |
3 637 100,0 |
4 585 126,1 |
5 370 147,6 |
1.3 |
Налоговые доходы от ВЭД |
млрд руб. %,% |
7 970 100,0 |
4 489 56,3 |
7 264 91,1 |
Из них: | |||||
1.3.1 |
Вывозные таможенные пошлины |
млрд руб. %,% |
5 637 100,0 |
1 667 29,6 |
2 357 41,8 |
1.3.2 |
Ввозные таможенные пошлины от государств таможенного союза |
млрд руб. %,% |
- - |
1 018 100,0 |
4 274 419,8 |
1.4 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы |
млрд руб. %,% |
3 295 100,0 |
1 844 56,0 |
1 362 41,3 |
2 |
Неналоговые доходы |
млрд руб. %,% |
4 292 100,0 |
2 787 64,9 |
3 588 83,6 |
2.1 |
В том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
млрд руб. %,% |
2 740 100,0 |
1 792 65,4 |
2 606 95,1 |
3 |
Безвозмездные поступления |
млрд руб. %,% |
- - |
15 100,0 |
3 20,0 |
Всего доходов: |
млрд руб. %,% |
30 571 100,0 |
28 752 93,5 |
33 611 109,9 |
Табл. 3.1.1
Расчёт НДС на 2011 г. выполнен
исходя из ожидаемого объема налога в
2010 г. с учетом прогнозных темпов роста
ВВП и размера основной ставки
налога (20 %). Поступления НДС в
республиканском бюджете
В основу расчёта поступления
акцизов по всем группам подакцизной
продукции положен
Формирование налоговых
доходов от внешнеэкономической
деятельности осуществлялось исходя из
сложившейся динамики их поступления,
объема экспорта и импорта в 2011 г.,
прогноза курса доллара и евро.
Доходы от внешнеэкономической
Расчёт по налогу на прибыль на 2011 г. выполнен исходя из налогооблагаемой базы налога. Ожидаемого его исполнения в 2010 г. и ставки налога в размере 24 %. Поступления налога на прибыль в республиканском бюджете прогнозируются в объёме 2 315 млрд руб. в соответствии с нормативами отчислений, установленными Законом.
Доходы государственных целевых бюджетных фондов, включаемых в 2011 г. в республиканский бюджет, запланированы в сумме 2 155 млрд руб.
Так, доходы инновационных фондов прогнозируются в объеме 1 209 млрд руб. исходя из отчислений от себестоимости реализованной продукции ( работ, услуг) и НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установленных, равно как и размер отчислений, от себестоимости продукции, соответствующими актами Президента страны.[11]
Доходы, направляемые в фонд национального развития, определены в размере 700 млрд руб. Источниками формирования фонда явились часть прибыли (дохода) отдельных государственных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет согласно законодательным актам, другие источники по решению Главы государства и иные источники, не запрещенные законодательством.
В 2011 г. доходы республиканского фонда охраны природы планируются в объёме 146 млрд руб. исходя из источников формирования фонда по нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом и Законом.
Основными доходными источниками республиканского фонда охраны природы являются экологические налоги природоохранной направленности, средства на финансирование мероприятий по развитию национальных парков и Березинского биосферного заповедника в размере 5% от доходов фонда охраны природы всех уровней, другие доходы, установленные законодательством Республики Беларусь.
Доходы фонда (резерва) универсального обслуживания прогнозируются в объеме 78 млрд руб. Источником формирования фонда являются отчисления от доходов по оказанию услуг электросвязи согласно соответствующему Указу Президента Республики Беларусь.
В 2011 г. доходы фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья определены в сумме 21 млрд руб. Источником формирования фонда является экологической налог и части платежей за производство и (или) импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Структура доходной части
республиканского бюджета по сравнению
с предыдущими годами (в сопоставимых
условиях) претерпела некоторые изменения
(см. табл.2). Так , если на 2011 г. удельный
вес налоговых доходов в
В свою очередь, основную долю
в составе налоговых доходов
занимают налоги на товары (работы, услуги)
(56,7%), в том числе НДС и акцизы
– соответственно 40,0% и 16,0%; налоговые
доходы от внешнеэкономической
Из вышеизложенного следует,
что эффективность
3.2 Приоритеты
финансирования из
Расходы республиканского бюджета определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и оптимизации уровня его дефицита.
Основными задачами в области политики расходов бюджета в 2011 г., несмотря на некоторые негативные последствия мирового финансово – экономического кризиса, будут сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, повышение уровня и качества жизни населения.
В 2011 г. сохраняется курс на социальную направленность бюджета. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов и др.
Политика государства
в области расходов на оплату труда
в бюджетном секторе
Анализ динамики и структуры
расходной части
Так, темпы роста расходов республиканского бюджета в 2011 г. по отношению к 2009 г. запланированы на уровне 125,4%. Удельный вес расходов в ВВП за этот период предусматривается на 3,3 процентных пункта ниже, что в основном обусловлено более низкими темпами роста расходов бюджета по сравнению с темпами роста ВВП.
Наиболее высокие темпы
роста расходов в 2011 г. по отношению
к 2009 г. в разрезе разделов бюджетной
функциональной классификации
В то же время в 2011 г. по ряду направлений предусматривается существенное снижение объемов бюджетного финансирования. Так, только на 57,0 % от уровня 2009 г. запланировано финансирование национальной экономики, в том числе таких отраслей, как топливо и энергетика, — на 9,4 %, промышленности, строительства и архитектуры — 81,9 %, сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности — 91,9 %. Значительное снижение финансирования национальной экономики и ряда ее отраслей отмечается также и к уровню 2010 г.
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица изменения |
| ||
2009 г. (отчёт) |
2010 г. (ожидаемое исполнение) |
2011 г. (утвержденное Законом) | |||
1 |
Общегосударственная деятельность |
млрд руб. %,% |
9 457 100,0 |
12 559 132,8 |
17 300 182,9 |
В том числе: | |||||
1.1 |
Государственные органы общего назначения |
млрд руб. %,% |
682 100,0 |
812 119,1 |
1 071 157,0 |
1.2 |
Межбюджетные трансферты |
млрд руб. %,% |
5 941 100,0 |
7 333 123,4 |
12 006 202,1 |
2 |
Национальная оборона |
млрд руб. %,% |
1 320 100,0 |
1 517 114,9 |
2 098 158,9 |
3 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
млрд руб. %,% |
2 347 100,0 |
2 706 115,3 |
3 817 162,6 |
4 |
Национальная экономика |
млрд руб. %,% |
12 692 100,0 |
8 713 68,6 |
7 230 57,0 |
В том числе: | |||||
4.1 |
Промышленность, строительство и архитектура |
млрд руб. %,% |
1 196 100,0 |
1 298 108,5 |
980 81,9 |
4.2 |
Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность |
млрд руб. %,% |
3 583 100,0 |
3 473 96,9 |
3 294 91,9 |
4.3 |
Дорожное хозяйство |
млрд руб. %,% |
1 122 100,0 |
1 089 97,1 |
1 247 111,1 |
5 |
Охрана окружающей среды |
млрд руб. %,% |
183 100,0 |
235 128,4 |
308 168,3 |
6 |
Жилищно – коммунальные услуги и жилищное строительство |
млрд руб. %,% |
24 100,0 |
28 116,7 |
42 175,0 |
7 |
Здравоохранение |
млрд руб. %,% |
1 142 100,0 |
1 263 110,6 |
1 572 137,7 |
8 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
млрд руб. %,% |
522 100,0 |
541 103,6 |
740 141,8 |
9 |
Образование |
млрд руб. %,% |
1 270 100,0 |
1 484 116,8 |
2 143 168,7 |
10 |
Социальная политика |
млрд руб. %,% |
2 624 100,0 |
3 082 117,5 |
4 363 166,3 |
В том числе: | |||||
10.1 |
Пенсионное обеспечение |
млрд руб. %,% |
1 283 100,0 |
1 535 119,6 |
2 156 168,0 |
10.2 |
Помощь в обеспечении жильём |
млрд руб. %,% |
1 112 100,0 |
1 333 119,9 |
1 976 177,7 |
Всего расходов: |
млрд руб. %,% |
31 580 100,0 |
32 130 101,7 |
39 611 125,4 |
Табл. 3.2.2
Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на 2011 г. занимают расходы по разделу «Общегосударственная деятельность». Финансирование расходов на общегосударственную деятельность запланировано в объёме 17 300 млрд руб. (43,7 % от расходов республиканского бюджета) и по отношению к прошлому году составит 137,7 %.
Расходы на финансирование государственных органов общего назначения прогнозируются в сумме 1071 млрд руб. (с ростом к 2010 г. на 131,8 %), что будет равно 2,7 % от расходов бюджета и 6,2 % от расходов на общегосударственную деятельность.[13]
В 2011 г. расходы республиканского бюджета в сфере международной деятельности определены в сумме 556 млрд руб., или с ростом 123,5%.
На обслуживание государственного долга в 2011 г. прогнозируются ассигнования в объеме 2412 млрд руб. (6,1 % от расходов республиканского бюджета и 13,9 % — от расходов на общегосударственную деятельность), из которых 209 млрд руб. направляется на обслуживание внутреннего государственного долга и 2203 млрд руб. — внешнего государственного долга (с ростом на 143,9 %).
Более 2/3 (69,4 %) из запланированных в 2011 г. расходов на общегосударственную деятельность предусматривается направить в качестве трансфертов бюджетам других уровней (12 006 млрд руб., или 163,7 % к уровню прошлого года). Столь существенный рост названных расходов в значительной мере обусловлен изменением структуры источников формирования доходных частей республиканского и местных бюджетов.
В 2011 г., как и во все
последние годы, расходы государства
носят социально
Наибольший удельный вес
в расходах республиканского бюджета
на социальную сферу в 2011:г. составят
ассигнования на социальную политику
— 4363 млрд руб., или 11,0 % от его расходов.
В свою очередь, более весомую
долю в данном разделе занимают расходы
на пенсионное обеспечение военнослужащим,
лицам начальствующего и
Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов государства