Формирование и использование финансовых ресурсов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также приоритетные направления на современном этапе в бюджетной политике государства.

Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность финансов как экономической категории.
2. Изучение экономической природы финансовых ресурсов.
3. Исследовать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, в данном случае рассмотреть источники формирования государственного бюджета.
4. Рассмотреть состояние доходов и расходов государственного бюджета в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Финансовые ресурсы как материальные носители финансов .……...4
Финансы как экономическая категория……...………………………..4
1.2 Экономическая природа финансовых ресурсов………………………9
2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов……….………………………………………………………………..13
2.1 Источники формирования государственного бюджета……………...13
2.2 Бюджетное финансирование…………………………………………...15
3. Современная политика государства в области формирования и использования финансовых ресурсов………………………………………...20
3.1 Доходы государственного бюджета ………...….……………………..20
3.2 Приоритеты финансирования из государственного бюджета……….24
Заключение ……………………………………………………………………..34
Список использованных источников …………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая теория финансов.....docx

— 74.17 Кб (Скачать)

Названные изменения налогового законодательства обеспечат упрощение  налоговой системы, учёта и отчётности, снижение трудозатрат организаций  по осуществлению расчётов с бюджетом, а также позволят улучшить инвестиционную привлекательность Республики Беларусь и т. д. [10]

При расчёта показателей  бюджета на 2011 г. за основу были приняты  Основные макроэкономические параметры  прогноза социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2010 – 2011 гг.: ВВП  – 200 000 млрд руб., инфляция ( индекс роста потребительских цен ( в среднем за год) – 108,0%, среднемесячный размер заработной платы работников бюджетной сферы ( в среднем за год) – 1260 тыс. руб., обменный курс белорусского рубля к доллару США ( в среднем за год) – 3170 руб. за 1 доллар США). Ожидаемое исполнение названных показателей в 2010 г. оценивалось соответственно в 167 020 млрд руб., 109%, 935 тыс. руб . и 3011 руб. за 1 доллар США.

Основные показатели республиканского бюджета на 2011 г. определены: по доходам  в объеме 33611 млрд  руб. (16,8% ВВП), расходам – 39611 млрд руб. (19,8% ВВП).Предельный уровень  дефицита бюджета установлен в размере ( - 6 000) млрд руб., или ( - 3,0 % ВВП).

Формирование доходной части  республиканского бюджета осуществляется за счет поступлений от налоговых  доходов, неналоговых доходов и  безвозмездных поступлений ( табл. 3.1.1).

Темпы роста доходов бюджета  в 2011 г. к ожидаемому исполнению предыдущего  года прогнозируются на уровне 116,9 % и  к 2009 г. – 109,9%. В свою очередь, поступление  налоговых доходов по отношению  к 2010 и 2009 гг. составляет соответственно 115,7 и 114,2 %, акцизов – 117,1 и 147,6 %. Темпы  роста налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности за эти годы составляют 1161,8 и 91,1 %; налогов на доходы и прибыль  – 66,4 и 80,6%.

Поступление неналоговых  доходов в 2011 г. к ожидаемому исполнению 2010 г. запланировано на уровне 128,7 %, в том числе доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности, - 145,4 %, из них дивидендов по акциям  и доходов от других форм участия в капитале – 166,1 %. По отношению к 2009 г. это составит соответственно 83,6; 95,1 и 93,8 %.

п/п

Наименование показателей

Единица

изменения

                                     Годы

2009 г.

(отчёт)

2010 г.

(ожидаемое исполнение)

2011 г.

(утвержденное Законом)

1

Налоговые доходы

млрд  руб.

%,%

26 279

100,0

25 950

98,7

30 021

114,2

В том числе:

1.1

Налоги на доходы и прибыль

млрд  руб.

%,%

2 881

100,0

3 495

121,3

2 322

80,6

1.1.1

 Из них налог на прибыль

млрд  руб.

%,%

2 713

100,0

3 298

121,6

2 315

85,3

1.2

Налоги на товары (работы,услуги)

млрд  руб.

%,%

12 134

100,0

16 122

132,9

19 072

157,2

Из них:

1.2.1

НДС

млрд руб.

%,%

8 198

100,0

11 356

138,5

13 454

164,1

1.2.2

акцизы

млрд руб.

%,%

3 637

100,0

4 585

126,1

5 370

147,6

1.3

Налоговые доходы от ВЭД

млрд руб.

%,%

7 970

100,0

4 489

56,3

7 264

91,1

Из них:

1.3.1

Вывозные таможенные пошлины

млрд руб.

%,%

5 637

100,0

1 667

29,6

2 357

41,8

1.3.2

Ввозные таможенные пошлины от государств таможенного союза

млрд руб.

%,%

-

-

1 018

100,0

4 274

419,8

1.4

Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы

млрд руб.

%,%

3 295

100,0

1 844

56,0

1 362

41,3

2

Неналоговые доходы

млрд руб.

%,%

4 292

100,0

2 787

64,9

3 588

83,6

2.1

В том числе доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности

млрд руб.

%,%

2 740

100,0

1 792

65,4

2 606

95,1

3

Безвозмездные поступления

млрд руб.

%,%

-

-

15

100,0

3

20,0

 

Всего доходов:

млрд руб.

%,%

30 571

100,0

28 752

93,5

33 611

109,9





Табл. 3.1.1

 

Расчёт НДС на 2011 г. выполнен исходя из ожидаемого объема налога в 2010 г. с учетом прогнозных темпов роста  ВВП и размера основной ставки налога (20 %). Поступления НДС в  республиканском бюджете запланированы  в сумме 13 454 млрд руб. согласно нормативам отчислений, установленным Законом (70 %).

В основу расчёта поступления  акцизов по всем группам подакцизной  продукции положен прогнозируемый объем ввоза и реализации в 2011 г. подакцизных товаров и предусмотренные Особенной частью Налогового кодекса ставки акцизов. Поступление акцизов в 2011 г. предусматривается в сумме 5 370 млрд руб.

Формирование налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности осуществлялось исходя из сложившейся динамики их поступления, объема экспорта и импорта в 2011 г., прогноза курса доллара и евро. Доходы от внешнеэкономической деятельности в республиканском бюджете на 2011 г. запланированы в объёме 7264 млрд руб., в том числе таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины – 4893 млрд руб. (67,4 %), вывозные таможенные пошлины  – 2 357 млрд руб. ( 32,4%).

Расчёт по налогу на прибыль на 2011 г. выполнен исходя из налогооблагаемой базы налога. Ожидаемого его исполнения в 2010 г. и ставки налога в размере 24 %. Поступления налога на прибыль в республиканском бюджете прогнозируются в объёме 2 315 млрд руб. в соответствии с нормативами отчислений, установленными Законом.

Доходы государственных  целевых бюджетных фондов, включаемых в 2011 г. в республиканский бюджет, запланированы в сумме 2 155 млрд руб.

Так, доходы инновационных  фондов прогнозируются в объеме 1 209 млрд руб. исходя из отчислений   от себестоимости реализованной продукции ( работ, услуг) и НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установленных, равно как и размер отчислений, от себестоимости продукции, соответствующими актами Президента страны.[11]

Доходы, направляемые  в  фонд национального развития, определены в размере 700 млрд руб. Источниками  формирования фонда явились часть  прибыли (дохода) отдельных государственных  высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и  хозяйственных обществ сверх  части прибыли, перечисляемой в  бюджет согласно законодательным актам, другие источники по решению Главы  государства и иные источники, не запрещенные законодательством.

В 2011 г. доходы республиканского фонда охраны природы планируются  в объёме 146 млрд руб. исходя из источников формирования фонда по нормативам  отчислений, установленным Бюджетным  кодексом и Законом.

Основными доходными источниками  республиканского фонда охраны природы  являются экологические налоги природоохранной  направленности, средства  на  финансирование мероприятий по развитию национальных парков  и Березинского биосферного  заповедника в размере 5% от доходов  фонда охраны природы всех уровней, другие доходы, установленные законодательством Республики Беларусь.

Доходы фонда (резерва) универсального обслуживания прогнозируются в объеме 78 млрд руб. Источником формирования фонда  являются отчисления  от доходов  по оказанию услуг электросвязи согласно соответствующему Указу Президента Республики Беларусь.

В 2011 г. доходы фонда организации  сбора (заготовки) и использования  отходов в качестве вторичного сырья  определены в сумме 21 млрд руб. Источником формирования фонда является экологической  налог и части платежей за производство и (или) импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также  за импорт товаров,  упакованных  в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

Структура доходной части  республиканского бюджета по сравнению  с  предыдущими годами (в сопоставимых условиях) претерпела некоторые изменения (см. табл.2). Так , если на 2011 г. удельный вес налоговых доходов в доходах  республиканского бюджета предусматривается  на уровне 89,32%, неналоговых доходов  – 10,67% и безвозмездных поступлений  – 0,01 %, то в 2010 г. соотношение данных доходов ожидается соответственно 90,26, 9,69 и 0,05 %,а в 2009 г. оно составляло 85,96 и 14,04 %.  Таким образом, отмечено  некоторое увеличение удельного  веса налоговых доходов и, соответственно, уменьшение доли неналоговых доходов.

В свою очередь, основную долю в составе налоговых доходов  занимают налоги на товары (работы, услуги) (56,7%), в том числе НДС и акцизы – соответственно 40,0%  и 16,0%; налоговые  доходы от внешнеэкономической деятельности – 21,6 %, в том числе ввозные  таможенные пошлины – 14,6%; налоги на доходы и прибыль – 6,91%, в том  числе налоги на прибыль – 6,89%; другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые  доходы – 4,1%.

Из вышеизложенного следует, что эффективность функционирования экономики страны, некоторые изменения  в последние годы в бюджетно-налоговом  законодательстве отразились на формировании доходов республиканского бюджета, их динамике и структуре. [12]

 

 

3.2 Приоритеты  финансирования из государственного  бюджета.

 

Расходы республиканского бюджета  определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и оптимизации  уровня его дефицита.

Основными задачами в области  политики расходов бюджета в 2011 г., несмотря на некоторые негативные последствия  мирового финансово – экономического кризиса, будут сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка  реального сектора  экономики, повышение уровня и качества жизни населения.

В 2011 г. сохраняется курс на социальную направленность бюджета. Значительную часть в бюджете  составят расходы на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов и др.

Политика  государства  в области расходов на оплату труда  в бюджетном секторе предусматривает  рост среднемесячной заработной платы  работников бюджетной в среднем  за 2011 г. по сравнению с предшествующим годом на 34,8% и составит 1260 тыс. руб., достигнув при этом к концу  года 1390 тыс. руб.

Анализ динамики и структуры  расходной части республиканского бюджета указывает на изменения, которые произошли с ними за последние  годы.

Так, темпы роста расходов республиканского бюджета в 2011 г. по отношению к 2009 г. запланированы  на уровне 125,4%. Удельный вес расходов в ВВП за этот период предусматривается  на 3,3 процентных пункта ниже, что в  основном обусловлено более низкими  темпами роста расходов бюджета  по сравнению  с темпами роста  ВВП.

Наиболее высокие темпы  роста расходов в 2011 г. по отношению  к 2009 г. в разрезе разделов бюджетной  функциональной классификации предусматривается  на финансирование общегосударственной  деятельности – 182,9%, жилищно – коммунальных услуг и жилищного строительства – 175,0%, образования – 168,7% (табл. 3.2.2). По отношению к предыдущему году более высокие темпы роста расходов республиканского бюджета прогнозируются на финансирование жилищно – коммунальных услуг и жилищного строительства – 149,3%, образования – 144,4%, социальной политики – 141,6%, судебной власти, правоохранительной деятельности и безопасности – 141,0%.

В то же время в 2011 г. по ряду направлений предусматривается  существенное снижение объемов бюджетного финансирования. Так, только на 57,0 % от уровня 2009 г. запланировано финансирование национальной экономики, в том числе  таких отраслей, как топливо и  энергетика, — на 9,4 %, промышленности, строительства и архитектуры  — 81,9 %, сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности — 91,9 %. Значительное снижение финансирования национальной экономики и ряда ее отраслей отмечается также и к уровню 2010 г.

 

 

п/п

Наименование показателей

Единица

изменения

                                     Годы

2009 г.

(отчёт)

2010 г.

(ожидаемое исполнение)

2011 г.

(утвержденное Законом)

1

Общегосударственная деятельность

млрд  руб.

%,%

9 457

100,0

12 559

132,8

17 300

182,9

В том числе:

1.1

Государственные органы общего назначения

млрд  руб.

%,%

682

100,0

812

119,1

1 071

157,0

1.2

 Межбюджетные трансферты

млрд  руб.

%,%

5 941

100,0

7 333

123,4

12 006

202,1

2

Национальная оборона

млрд  руб.

%,%

1 320

100,0

1 517

114,9

2 098

158,9

3

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

млрд  руб.

%,%

2 347

100,0

2 706

115,3

3 817

162,6

4

Национальная экономика

млрд  руб.

%,%

12 692

100,0

8 713

68,6

7 230

57,0

В том числе:

4.1

Промышленность, строительство и  архитектура

млрд руб.

%,%

1 196

100,0

1 298

108,5

980

81,9

4.2

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность

млрд руб.

%,%

3 583

100,0

3 473

96,9

3 294

91,9

4.3

Дорожное хозяйство

млрд руб.

%,%

1 122

100,0

1 089

97,1

1 247

111,1

5

Охрана окружающей среды

млрд руб.

%,%

183

100,0

235

128,4

308

168,3

6

Жилищно – коммунальные услуги и жилищное строительство

млрд руб.

%,%

24

100,0

28

116,7

42

175,0

7

Здравоохранение

млрд руб.

%,%

1 142

100,0

1 263

110,6

1 572

137,7

8

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

млрд руб.

%,%

522

100,0

541

103,6

740

141,8

9

Образование

млрд руб.

%,%

1 270

100,0

1 484

116,8

2 143

168,7

10

Социальная политика

млрд руб.

%,%

2 624

100,0

3 082

117,5

4 363

166,3

В том числе:

10.1

Пенсионное обеспечение

млрд руб.

%,%

1 283

100,0

1 535

119,6

2 156

168,0

10.2

Помощь в обеспечении жильём

млрд руб.

%,%

1 112

100,0

1 333

119,9

1 976

177,7

 

Всего расходов:

млрд руб.

%,%

31 580

100,0

32 130

101,7

39 611

125,4





Табл. 3.2.2

Наибольший удельный вес  в расходах республиканского бюджета  на 2011 г. занимают расходы по разделу  «Общегосударственная деятельность». Финансирование расходов на общегосударственную  деятельность запланировано в объёме 17 300 млрд руб. (43,7 % от расходов республиканского бюджета) и по отношению к прошлому году составит 137,7 %.

Расходы на финансирование государственных органов общего назначения прогнозируются в сумме 1071 млрд руб. (с ростом к 2010 г. на 131,8 %), что будет равно 2,7 % от расходов бюджета  и 6,2 % от расходов на общегосударственную  деятельность.[13]

В 2011 г. расходы республиканского бюджета в сфере международной  деятельности определены в сумме 556 млрд руб., или с ростом 123,5%.

На обслуживание государственного долга в 2011 г. прогнозируются ассигнования в объеме 2412 млрд руб. (6,1 % от расходов республиканского бюджета и 13,9 % —  от расходов на общегосударственную  деятельность), из которых 209 млрд руб. направляется на обслуживание внутреннего  государственного долга и 2203 млрд руб. — внешнего государственного долга (с ростом на 143,9 %).

Более 2/3 (69,4 %) из запланированных  в 2011 г. расходов на общегосударственную  деятельность предусматривается направить  в качестве трансфертов бюджетам других уровней (12 006 млрд руб., или 163,7 % к уровню прошлого года). Столь существенный рост названных расходов в значительной мере обусловлен изменением структуры  источников формирования доходных частей республиканского и местных бюджетов.

В 2011 г., как и во все  последние годы, расходы государства  носят социально ориентированную  направленность. Так, в 2011 г. в социальную сферу Республики Беларусь из средств  республиканского бюджета предусматривается  направить 8818 млрд руб., или 22,3 % от всех его расходов при 6370 млрд руб. и 19,8 % в 2010 г. (без различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и  др.). В силу того что социальная сфера  в большей мере финансируется  из средств местных бюджетов, то и объем запланированных расходов консолидированного бюджета на эту  сферу существенно возрастает (более  чем в три раза — 27 353 млрд руб., или 45,2 % от средств бюджета). С учетом поступлений из государственного внебюджетного  Фонда социальной защиты населения (20 494 млрд руб.) расходы страны на социальную сферу составят 47 847 млрд руб., т.е. 24,2 % ВВП. Кроме того, если учесть средства, направляемые в социальную сферу  субъектами хозяйствования и общественными  организациями, названные объемы будут  еще более значительными.

Наибольший удельный вес  в расходах республиканского бюджета  на социальную сферу в 2011:г. составят ассигнования на социальную политику — 4363 млрд руб., или 11,0 % от его расходов. В свою очередь, более весомую  долю в данном разделе занимают расходы  на пенсионное обеспечение военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля — 2156 млрд руб. (49,4 %) и 5,4 % от расходов республиканского бюджета. Значительную часть средств на социальную политику запланировано направить на помощь в обеспечений жильем, выражающуюся в компенсации банкам потерь, обусловленных  предоставлением ими собственных  ресурсов на льготное кредитование жилищного  строительства — 1976 млрд руб., или 45,3 % от расходов на социальную политику.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов государства