- 0,8% от начисленной
оплаты труда в ФФОМС;
- 2,0% - в территориальный
ФОМС.
Расходование
средств ФФОМС и территориальных
ФОМС осуществляется в соответствии с
их бюджетами, утвержденными законодательно.
Отраслевые
внебюджетные фонды федеральных органов
исполнительной власти и коммерческих
организаций формируются за счет добровольных
отчислений хозяйствующих субъектов.
Суммы отчислений в размере до 1,5% себестоимости
производимой продукции (работ, услуг)
включаются в себестоимость. Правительством
РФ определен порядок образования и использования
отраслевых и межотраслевых фондов НИОКР.
Государственный
и муниципальный
кредит.
Управление
государственным долгом
Российской Федерации
Государственный
и муниципальный
кредит – это форма кредитных отношений,
по которым в роли заемщика или (реже) кредитора
выступает РФ, субъект РФ или муниципальное
образование.
Цели
государственного и
муниципального кредитования:
- Решение проблем
финансирования бюджетного дефицита.
- Проведение
региональной финансово-кредитной политики,
направленной на выравнивание социально-экономических
условий жизни населения и функционирования
региональных экономик.
- Поддержка
муниципальных образований в решении
неотложных социально-экономических задач.
- Поддержка
приоритетных для экономики секторов
и видов деятельности.
Посредством
кредита государство привлекает
на возмездной основе дополнительные
ресурсы для финансирования своих
потребностей и выполнения своих функций,
а также предоставляет на возвратной основе
дополнительные финансовые ресурсы получателям
бюджетных средств.
Формы
привлечения кредитных
ресурсов государством:
- кредиты,
полученные Правительством РФ на двусторонней
или многосторонней основе (обычно в денежной
форме, реже в товарной);
- государственные
займы, осуществляемые посредством выпуска
ценных бумаг от имени РФ, ее субъекта
или муниципального образования (всегда
в денежной форме);
- государственные
гарантии и поручительства.
Формы
предоставления денежных
средств из бюджета
на возвратной основе:
- бюджетные
ссуды отраслям экономики;
- товарные
кредиты (напр., на поставку горюче-смазочных
материалов сельскохозяйственным предприятиям);
- льготные
кредиты (напр., образовательные кредиты);
- инвестиционный
налоговый кредит (предоставление предприятиям
отсрочек и рассрочек по уплате налогов
при условии использования высвободившихся
средств на развитие производства);
- прочие.
В
зависимости от сферы
применения государственный и муниципальный
кредит может быть внутренним
и внешним. В результате возникают государственные
и муниципальные внутренние
и внешние активы РФ.
В
зависимости от субъектов кредитной
сделки Бюджетный кодекс РФ выделяет:
- государственный
и муниципальный долг;
- государственные
кредиты, предоставляемые Российской
Федерацией;
- долг иностранных
государств перед РФ.
По
предоставленным государственным
кредитам у заемщиков возникают
долговые обязательства перед
РФ.
Государственный
и муниципальный
долг-это долговые обязательства
органов государственной власти и органов
местного самоуправления перед физическими
и юридическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права, включая
обязательства по предоставленным государственным
и муниципальным гарантиям.
Виды
государственного и
муниципального долга:
- Капитальный
– включает в себя всю совокупность долговых
обязательств государства на определенную
дату.
Текущий
– состоит из платежей по обязательствам,
которые заемщик обязан погасить
в отчетном периоде.
- Внутренний
– совокупность обязательств федерального
правительства перед резидентами РФ.
Внешний
– совокупность обязательств федерального
правительства перед нерезидентами (вне
зависимости от того, в чьей национальной
валюте номинировано обязательство).
Внутренний
долг РФ складывается из:
- основной
номинальной суммы долга по ценным бумагам
РФ;
- объема основного
долга по кредитам, полученным РФ;
- объема основного
долга по бюджетным ссудам и кредитам,
полученным РФ от бюджетов других уровней;
- объема обязательств
по гарантиям, предоставленным РФ.
Внешний
долг складывается из:
- объема обязательств
по гарантиям, предоставленным РФ;
- объема основного
долга по полученным РФ кредитам правительств
иностранных государств, банков, фирм
и международных финансовых организаций.
Практическим
воплощением механизма государственного
и муниципального кредита являются государственные
и муниципальные займы. Основная цель
выпуска займов – покрытие дефицита бюджета
и рефинансирование предыдущих займов.
Займы
классифицируются по различным признакам
на следующие категории:
- по
субъектам заемных отношений: размещаемые
центральными и местными органами управления;
- в
зависимости от места
размещения: внутренние и внешние займы;
- в
зависимости от обращения
на фондовом рынке: рыночные (которые
свободно продаются и покупаются) и нерыночные
(которые не подлежат обращению на рынке
ценных бумаг);
- в
зависимости от срока
погашения: краткосрочные, среднесрочные
и долгосрочные;
- по
характеру выплачиваемого
долга долговые обязательства делятся
на выигрышные (на основе лотереи), процентные
и с нулевым купоном. С нулевым купоном
обычно выпускаются краткосрочные ценные
бумаги государства, они реализуются с
дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются
по номиналу.
Управление
государственным
и муниципальным
долгом представляет собой совокупность
мероприятий органов государственной
власти и органов местного самоуправления
по использованию долговых отношений
для формирования благоприятных макроэкономических
условий развития страны и отдельных ее
территорий.
В процессе
управления государственным и муниципальным
долгом решаются следующие задачи:
- удержание
величины внутреннего и внешнего государственного
долга на уровне, обеспечивающем сохранение
экономической безопасности страны;
- привлечение
государственных и муниципальных заимствований
в объемах, дополняющих доходы органов
государственной власти и органов местного
самоуправления до размеров, необходимых
и достаточных для обеспечения исполнения
всех их финансовых обязательств;
- минимизация
стоимости долга на основе удлинения срока
заимствований и снижения доходности
государственных и муниципальных ценных
бумаг, перехода на другие рынки и переключения
внимания на другие группы инвесторов;
- сохранение
репутации РФ как первоклассного заемщика
на основе безупречного выполнения финансовых
обязательств перед инвесторами;
- поддержание
стабильности и предсказуемости рынка
государственного долга;
- достижение
эффективного и целевого использовании
средств, заимствованных органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
и гарантированных ими заимствований;
- диверсификация
долговых обязательств по срокам заимствований,
доходности, формам выплаты дохода и другим
параметрам для удовлетворения потребностей
различных групп инвесторов;
- координация
действий федеральных органов государственной
власти, органов власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления на долговом
рынке страны.
Методы
управления государственным
и муниципальным
долгом можно условно разделить на
административные и рыночные.
Административные:
- Рефинансирование
долга – погашение основной задолженности
и процентов за счет средств, полученных
от размещения новых займов.
- Новация
– соглашение между заемщиком и кредитором
по замене обязательства по указанному
финансовому кредиту другим обязательством.
- Унификация
– решение государства об объединении
нескольких ранее выпущенных займов.
- Конверсия
– одностороннее изменение доходности
займов (снижение для кредиторов доходности
по госзаймам).
- Консолидация
– перенос даты выплаты по обязательствам
на более поздний срок.
- Отсрочка
погашения займов – консолидация при
одновременном отказе государства от
выплаты доходов по займам.
- Аннулирование
государственного долга – отказ государства
от всех обязательств по ранее выпущенным
займам.
Рыночные:
- Реструктуризация
– соглашение о прекращении долговых
обязательств, составляющих государственный
или муниципальный долг, с их заменой иным
долговым обязательством, предусматривающим
другие условия обслуживания и погашения
обязательств.
- Списание
долга. Если обязательства страны превышают
ее ожидаемую платежеспособность, внешний
долг выступает в качестве пропорционального
налога, т.к. дополнительные доходы государства
направляются не собственным гражданам,
а кредиторам.
- Выкуп
долга. Некоторые страны-должники имеют
в своем активе значительные объемы золото-валютных
резервов, в таком случае можно разрешить
заемщику самостоятельно выкупить собственные
долги на открытом рынке.
- Обмен
долга. Предоставление кредиторам права
продажи долгов с дисконтом за национальную
валюту, на которую впоследствии можно
приобрести акции национальных компаний.
- Секьютеризация
Основная идея секьютеризации состоит
в том, что страна должник эмитирует новые
долговые обязательства в виде облигаций,
которые либо непосредственно обмениваются
на старый долг, либо продаются. В случае
продажи, вырученные средства направляются
на выкуп старых обязательств.
Страхование
представляет собой систему экономических
отношений, включающих совокупность форм
и методов формирования целевых фондов
денежных средств и их использования на
возмещение ущерба при различных непредвиденных
неблагоприятных явлениях, а также на
оказание помощи гражданам при наступлении
определенных событий в их жизни.
Как
экономическая категория страхование
представляет собой финансовые отношения,
которые складываются при перераспределении
конечных доходов государства, хозяйствующих
субъектов и населения с целью формирования
страховых и резервных фондов для возмещения
возможного ущерба.
Специфика
страхования как экономической
категории определяется следующими
признаками:
- наличие страхового
риска;
- случайный
характер наступления стихийного бедствия
или иных проявлений разрушительных сил
природы;
- объективная
потребность возмещения ущерба;
- наличие перераспределительных
отношений в пространстве и во времени;
- замкнутая
раскладка ущерба;
- выражение
ущерба в натуральной и денежной форме;
- реализация
мер по предупреждению и преодолению последствий
конкретного события;
- самоокупаемость
страховой деятельности.
Рассмотрим
некоторые из них. При страховании
возникают денежные перераспределительные
отношения, обусловленные наличием вероятности
наступления непредвиденны неблагоприятных
событий, влекущих за coбой возможность
нанесения материального или иного ущерба
экономическим субъектам.
При
страховании осуществляется распределение
нанесенного ущерба между участниками
страхования, которое всегда носит замкнутый
характер. Возникновение таких отношений
обусловлено тем, что случайный характер
нанесения ущерба влечет за собой потери,
которые, как правило, охватывают не все
хозяйства, не всю территорию страны или
региона, а лишь их часть. Это создает условия
для возмещения ущерба путем солидарного
распределения потерь пострадавших хозяйств
между всеми заинтересованными экономическими
субъектами. Чем шире круг участников
страхования, тем меньшая доля в распределении
ущерба приходится на каждого страхователя.
Тем самым обеспечивается достаточная
концентрации денежных средств в едином
фонде и тогда становится возможным возмещение
максимального ущерба при минимальных
затратах каждого участника