Финансоый контроль

Автор: s*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение финансового контроля и его особенностей в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить содержание и задачи финансового контроля;
- рассмотреть организацию финансового контроля;
- изучить развитие и совершенствование финансового контроля в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ
И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ – ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ 10
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

    Также одной из действенных форм стимулирования налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в  течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

    Практика  показала, что весьма полезным в  работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

    Особенно  актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения применяемых белорусскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов Беларуси, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Налоговый кодекс РБ представляет налоговым органам право в случаях учета определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных его аналогичным плательщиком. Но право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.

    Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

    По  состоянию на 1 января 2008 года специальные  разрешения на аудиторскую деятельность имеют 130 аудиторских организаций и 486 аудиторов – индивидуальных предпринимателей (рис. 1, 2). [17]

    

    

    За 2007 год аудиторскими организациями  и аудиторами - индивидуальными предпринимателями  оказано 23426 аудиторских услуг (за аналогичный  период прошлого года - 19348 услуг (рис. 3).

    Аудит в 2007 году был проведен в 10244 организациях (в 2006 году – в 8777). [17]

    В результате проведения в 2007 году аудита в 5783 организациях установлены нарушения  ведения бухгалтерского учета, что  составляет 56 процентов от количества проаудированных организаций. [17]

    У 4394 субъектов хозяйствования установлены  нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов  и других обязательных платежей в  бюджет на сумму более 40 млрд. рублей (рис. 5). [17]

    На  сегодняшний день существует целый ряд  проблем, касающихся государственного финансового контроля. Наиболее остро стоит вопрос о законодательном регулировании государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что государство использует и управляет значительно большими средствами нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий  механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается. Поэтому необходимо принять все возможные меры к устранению сложившейся ситуации и в том числе расширение прав контролирующих органов в области возможности применения мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности за подобные нарушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Подводя итог изложенному, отметим, что финансы  объективно необходимы и обусловлены  потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную  необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять  формы  использования  финансовых  ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

    Сегодня органы государственной власти уделяют  серьезное внимание вопросам совершенствования  системы финансового контроля. Поскольку  очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

    Субъекты  налогообложения обязаны вносить  налоговые платежи в установленных  размерах и в определенные сроки  в бюджет. Но в нашей республике на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы в частности исполнение этой обязанности пока оставляет желать лучшего. Причем уклонение от уплаты налогов осуществляется законными и незаконными методами, что свидетельствует о несовершенстве налогового законодательства.

    Таким образом, сейчас в первую очередь  необходимо совершенствовать законодательную  базу, регулирующую организацию и  осуществление финансового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий  из зарубежного опыта в этой области.

    Необходимость совершенствования форм и методов  финансового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.

    Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

    - системы отбора налогоплательщиков  для проведения проверок;

    - использование системы оценки  работы налоговых инспекторов;

    - форм и методов налоговых проверок.

    Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию финансового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

    Следует отметить, что финансовоый контроль — это наиболее развитое и организационно-структурированное направление деятельности в управлении налогообложением. Это позволяет ставить вопрос об оценке степени организации контрольной деятельности в налоговых органах.

    Эффективность системы финансового контроля в  конечном итоге определяется степенью собираемости налогов или же величиной  налоговой недоимки и динамикой ее изменения (снижением последнего показателя, как в абсолютном, так и относительном выражении). Во многом это зависит от качества финансового контроля. Качество финансового контроля определяется такими характеристиками, как достоверность результатов проверок, полнота охвата, объем и периодичность контрольных действий. Качество контроля во многом зависит от используемых методов осуществления контрольных действий, их адекватности реалиям и масштабам контролируемого поля, технического оснащения налоговых служб, их информационной обеспеченности. Важную роль играет также соответствующая современным задачам организационная структура контролирующих органов.

    Результативность  реализации финансового контроля существенно  зависит от информированности соответствующих подсистем системы управления налогообложением о состоянии налоговой системы, ее налогооблагаемого поля. В Министерстве по налогам и сборам пришли к осознанию необходимости создания системы налогового мониторинга. Целью такой системы должно стать оперативное обеспечение органов управления информацией о состоянии налоговой системы, возможных последствиях отдельных процессов в ней.

    Для разрешения всех перечисленных вопросов в целях совершенствования системы  финансового контроля целесообразно  принять следующие меры:

    1. Устранить незавершенность в  вопросах формирования правовой  базы государственного контроля.

    2. Обеспечить скоординированность  действий органов финансового  контроля. Устранить возможность  дублирования и параллелизма  в практике органов контроля.

    3. Законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого  органа финансового контроля.

    4. Очевидна настоятельность усиления  научных исследований в области  финансового контроля, прежде всего  по вопросам связанным с дальнейшим  реформированием экономики и совершенствованием финансовой политики.

    5. При совершенствовании системы  финансового контроля, принципиально  важно использование зарубежного  опыта. Здесь речь может идти  о поэтапной частичной или  полной апробации отдельных областей  данной практики. 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 

1.Грачева  Е.Ю.,Соколова Э.Д. Финансовый контроль: Вопросы и ответы. - М.: «Новый Юрист», 2006.

2.Карбушев  Т.И., Зимин В.Н. Способы совершенствования  финансового контроля // ЭКО –  2001, № 2.

3.Киперман  Г.Я.,Белялов А.З. Финансовый контроль. М., "Прогресс", 2006.

4.Кушалевич  А.Н. Финансовый контроль в  Республике Беларусь. М., «Амалфея», 2007.

5.Лазрев  А., Штелева Ю. Финансовый контроль  на современном этапе. М., «Финист», 2004.

6.Макарьева  В.И. Сущность камеральных и документальных проверок. // Налоговый вестник.-2005, № 11.

7.Николишин  В.А. Теория финансов СПб., «Нева», 2002.

8.Портнов  С.П., Китаев В.С. Финансы. М., «Бек»,  2006.

9.Шилова  Т.А. Финансы и кредит. Курс  лекций, «Изд-во МГУ», 2002.

10.Финансы.  Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.

11.Финансовый  контроль - ЭКО - № 1, 2003.

12.Финансовый  контроль / Д.Н. Акуленок. М., "Соминтек", 2005.

13.Финансовый  контроль / Учебное пособие  –  Н. Новгород, Нижполиграф, 2006.

14.Хритиан  В. Ф. О направлениях развития  финансового контроля // Финансы.-2004.-№ 4.

15.Щербинин  А.Т. Совершенствовать финансовый  контроль. //Финансы,–2005, № 9.

16.Юткина  Т.Ф. Финансовый контроль. – М., «Инфра-М», 2006.

17.Материалы Министерства финансов Республики Беларусь. 

Информация о работе Финансоый контроль